Диссертация (Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции". PDF-файл из архива "Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
2 (Juin), 2006; Sclare D. A Guide to Collections ofKaraite Manuscripts // Karaite Judaism: A Guide to Its History and Literary Sources. Ed. by Meira Polliack. –Leiden: Brill, 2003. – P. 893-924; ibid: The Reception of Mu‘tazilism among Jews Who Were Not ProfessionalTheologans // Intellectual History of the Islamicate World, 2 (2014) – Leiden: Brill, 2014. – P. 18–36; Schmidtke S.with Omar Hamdan. Qādī ‘Abd al-Jabbār al-Hamadhānī (d. 415/1025) on the Promise and Threat. An Edition of AFragment of his Kitāb al-Mughnī fī abwāb al-tawhīd wa l-‘adl preserved in the Firkovitch-Collection, St.
Petersburg(II Firk. Arab. 105, ff. 14–92) // Mélanges de l’Institut Dominican d’Etudes orientales 27, 2007. P. 45–138;Schmidtke S. with Bruno Chiesa. The Jewish Reception of Samaw’al al-Maghribi’s (d. 570/1175) Ifham al-yahūd.17авторов, активно изучающих философию калама и теологию ислама, следуетотметить таких учёных, как М. Ансари1, Х. Ансари2, М. Аркун3, А. ‘Ариф4,М. Бернард5, Ф. Джадаан6, М. ал-Джабири7, ‘А.М. Зайд8, М. Саит Озерварли9,Д. Жимаре10, М.
Кук11, В. Маделунг12 и М. МакДермотт13, ‘А. ал-Макалих14,Р. Маккарти15, А. Надер16, M. Уотт1, Р.М. Франк2, Т. Хильдебрандт3, А.Шихаде4, Д. Эберхардт5, Й. ван Эсс6.Some Evidence from the Abraham Firkovitch Collection I // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. 31. 2006. P.327–349.1Ansari M.
The mu‘tazilite view of the good and the right // Bull. Of the Institute of Islamic studies, № 8–9, 1964–1965. P. 8-18.2Тuhfat al-Mutakallimīn fī al-Radd ‘alā l-Falāsifa / Edited with an Introduction by Ansari Hassan and MadelungWilferd. Iranian Institute of Philosophy and Institute of Islamic Studies at Freie Universität Berlin. Tehran, 2008;Khulāṣat al-Naẓar.
An Anonymous Imāmī-Mu‘tazilī Treatise (late 6th/12th or early 7th/13th century) / Edited withan Introduction, Eds. Schmidtke S. and Ansari H. Iranian Institute of Philosophy and Institute of Islamic Studies atthe Freie Universität Berlin. Tehran, 2006.3Аркун М. Ал-фикр ал-усулийй ал-‘араби ва истилахат ат-тасил. Нахва тарих ’ахар ли-л-фикр алисламийй (Мысль, ищущая обоснованности, и невозможность обоснования. К другой истории исламскоймысли) / Перевод с арабского Е.А. Фроловой и А.В.
Смирнова // История арабо-мусульманской философии:Антология. Под ред. А.В. Смирнова. М., 2013. С. 258–260; Arkoun M. Pour une critique de la raison islamique.Paris, 1984.4‘Ариф ’Ахмад ‘Абд Аллах. Ас-сила байн аз-зайдиййа ва-л-му‘тазила: дираса каламиййа мукарина ли-’ара’ал-фиркатайн (Связь зайдизма и му‘тазилизма: исследование по средневековому арабскому каламу). , 1987.5Bernard M. L’Iğmā’ chez ‘Abd al-Ğabbār et l’objection d’an-Nazzam // Studia islamica, 30, 1969. P.
27–38.6Джадаан Ф. Михна. Бахс фи джадалиййат ад-динийй ва-с-сийасийй фи-л-ислам (Михна. Исследованиедиалектики религиозного и политического в исламе). Амман, 1989.7‘Абид ал-Джабири. Таквин ал-‘акл ал-‘арабийй (Структура арабского разума). , 1988; он же: Ал-хитаб ал‘арабийй ал-му‘асир (Современный арабский дискурс). , 1982.8Зайд ‘Aли Мухаммад.
Му‘тазилат ал-Йаман: давлат ал-хади ва-фикрух (Му‘тазилиты Йемена: основныеположения и воззрения). Бейрут: Дар ал-‘ауда – Сан‘а’: CFEY, 1981; он же: Таййарат му‘тазилат ал-йаманфи ал-карн ас-садис ал-хиджрийй (Распространение му‘тазилизма в Йемене в 6 в. х.). Сан‘а’: CFEY, 1997;[французская версия: Les tendances de la pensée mu‘tazilite au Yémen au VIème/XIIème siècle. Sous la directionde Daniel Gimaret. 2 vol., Université de Paris III].9Özervarlī Sait M. Attempts to revitalize Kalam in the late 19th and early 20th centuries // The Muslim World (vol.149:1, january 1999). P.
90-105.10Gimaret D. La notion d’ “impulsion irresistible” (ilğā) dans l’éthique mu‘tazilite // Journal asiatique, t. 259, 1971,facs. 1–2. P. 25–62; idem: La théorie des ahwâl d’Abû Hâšim al-Ğubbâ’ĭ d’après des sources aš‘arites // Journalasiatique, t. 258, 1970, facs. 1–2. P. 47–86.11Cook M. The Origins of Kalam // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 43, 1980. P. 32–43.12Madelung W.F. Religious schools and sects in medieval Islam. London: Variorum repr., 1985. – 352 p.13Ibn al-Malāhimī al-Khuwārazmī Rukn al-Dīn Mahmūd ibn Muhammad. Kitāb al-Mu‘tamad fī Usūl al-Dīn. Theextant parts edited by McDermott Martin and Madelung Wilferd. al-Hoda, London, 1991; Kitāb al-Fā’iq fī Usūl alDīn / Edited with an Introduction by Madelung Wilferd and McDermott Martin. Iranian Institute of Philosophy andInstitute of Islamic Studies at the Freie Universität Berlin.
Tehran, 2007; Madelung W. Review of ElshahedElsayyed (1983), Das Problem der transzendenten sinnlichen Wahrnehmung in der spätmu‘tazilitischenErkenntnistheorie nach der Darstellung des Taqīaddīn an-Nağrānī, Berlin // Bulletin of the School of Oriental andAfrican Studies 48, 1985. P. 128–129.14Ал-Макалих ‘Aбд ал-‘Азиз. Кира’а фи фикр аз-зайдиййа ва-л-му‘тазила (Чтения о зайдитской мысли иму‘тазилизме).
Бейрут: Дар ал-‘ауда, 1982.15McCarthy R.J. The theology of al-Ash‘arī. The Arabic texts of al- Ash‘arī’s «Kitāb al-luma’» and «Risalatistihsān al-khawd fī ‘īlm al-kalām» with briefly annotated translations and appendices containing material pertinentto the study of al-Ash‘arī. Beyrouth: Impr. Catholique, 1953. XXIV, 275. – 109 p.16Nader A.N. Le système philosophique de mu‘tazila (premiers pensers de’l Islam). Beyrouth, 1956. – 354 p.18Среди исследований, посвящённых собственно изучению творчествааш-Шарифа ал-Муртады, необходимо выделить прежде всего работыиранского философа Вахида Ахтара7, а также публикации Хамида ‘Аббаса8,Ибн Мусы ал-Алави9, Ахмада ал-Матука10, А.
Мухйи ад-Дина11, Ибрахимаал-Матруди12. Следует также отметить, что к настоящему времени в Иранесобрана достаточно большая коллекция рукописных сочинений аш-Шарифаал-Муртады13.В области изучения интеллектуального наследия му‘тазилитовособого внимания заслуживают исследования зарубежных исламоведовМайкла Кука14 и Йозефа ван Эсса15. Профессор Принстонского университетаМ.
Кук реконструирует раннюю историю мусульманской догматики,основывающейся на группе текстов, которые тот атрибутировал I в. похиджре. Полученные результаты он применяет к источникам калама. Исходя1Watt W.M. Islamic philosophy and theology. Edinburgh, 1962; idem: The formative period of Islamic thought.Edinburgh, 1973.2Frank R.M. Beings and their attributes: The teaching of the Basrian school of the Mu‘tazila in the classical period.Albany, 1978; idem: Kalām and Philosophy: A Perspective from One Problem // Islamic Philosophical Theology.Albany, 1979. P. 71–95.3Hildebrandt T. Neo-Mu‘tazilismus? Invention und Kontext im modernen arabischen Umgang mit demrationalistischen Erbe des Islam. Leiden, 2007.4Shihadeh A. From al-Ghazālī to al-Rāzī: 6th/12th Century Developments in Muslim Philosophical Theology //Arabic Sciences and Philosophy 15, 2005. P.
141–179.5Eberhardt D. Der sensualistische Ansatz und das Problem der Veränderung in der Philosophie Mu‘ammars und anNazzams: Diss. … Tübingen: Eberhard–Karls–Univ. (Zeeb–Druck) / Von Dorothee Eberhardt, 1979.6Van Ess J. Frühe mu‘tazilitische Häresiographie. Zwei Werke des Nāši’ al-Akbar (gest. 293 H.). Hrsg. Undeingeleitet von … Beirut: Orient Institut der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft in Komission bei FranzSteiner Verlag, Wiesbaden, 1971.; idem: Theologie und Gesellschaft im2. und. 3. Jahrhunderts Hidschra: EineGeschichte des religiösen Denkens im frühen Islam.
– Bd. – Berlin; New York; de Gruyter; Bd. 2. 1992.7Akhtar W. An introduction to Imamiyya-scholars: Al-Sayyid al-Murtada: Life and Works // Аl-Tawhid, 4, 1986. P.125–152; idem: Major Shi‘I Thinkers of the Fifth/Eleventh Century // Аl-Tawhid, 4, 1986. P. 90–193.8‘Аббас Х.К. Ад-Далала ал-Кур’аниййа ‘инд аш-Шариф ал-Муртада: дираса лугавиййа (Кораническаяаргументация аш-Шарифа ал-Муртады: языковой подход). Тегеран, 2004.9Ал-Алави Х.М. Ан-Накд ал-’адабийй фи ’асар аш-Шариф ал-Муртада (Литературная критика в наследииаш-Шарифа ал-Муртады). Кумм, 1996.10Al-Matouq A.M. Al-Shаrif al-Murtada: His Life, Education, Literary Works and Critique // Arab Journal for theHumanities.
No. 44, 11th year, summer. Kuwait, 1993. P. 30–73.11Мухйи ад-Дин ‘А. ’Адаб ал-Муртада: мин сиратихи ва-’асарихи (Литературная деятельность алМуртады: его жизненный путь и наследие). Багдад, 1957.12Ал-Матруди И.М. Аш-Шариф ал-Муртада ва-’адабуху (Аш-Шариф ал-Муртада и его литературноенаследие). Ар-Рийад, 1992.13Китабхане маркази данешго Техран. Фихрист нусхе хои хатти.
(Центральная библиотека ТегеранскогоУниверситета. Указатель рукописей). Т., 8, 9, 11, 15. Тегеран, 1345/1927; Тафсир аш-Шариф ал-Муртада(Комментарий [к Корану] аш-Шарифа ал-Муртады). В 3-х т. Под ред. А. ал-Хусайни. Кумм, 2010.14Cook M.
Early Muslim dogma. A source-critical study. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1981.15Van Ess J. Anfänge muslimischer Theologies: zwei antiqadaritische Traktate aus dem ersten Jahrhundert derHiğra. Beirut, 1977.19из положения о том, что «му‘тазилитская диалектика» заимствована изхристианской теологии (полемические трактаты Иоанна Дамаскина1 иОригена2), М. Кук критикует аргументы ван Эсса, которые он приводит всвоей работе «Начала мусульманской теологии»3. В этой связи особогоупоминания достойна капитальная работа Г.О.
Волфсона «Философиякалама»4 и, в частности, используемый в ней метод, который автор обозначилкак «гипотетико-дедуктивный». Его метод выдвижения гипотезы и еёпроверки проторил дорогу исследованию богословских текстов. Так, спомощью его метода, изучая тот или иной богословский текст, в которомупоминаются политические события, мы используем историческую канвуисключительно ради понимания тех или иных изменений в историибогословской мысли.Говоряобисследованияхсовременногому‘тазилизмакакрелигиозного феномена, обнаруживающего себя в зайдизме, необходимоотметить фундаментальную монографию В. Маделунга «Имам ал-Касим ибнИбрахим и вероучение зайдитов»5. Во вводной части энциклопедическойстатьи о му‘тазилитахДаниэль Жимаре дал превосходный обзоробновлённых подходов в научных исследованиях по исламской теологии6.Материал, представленный в статье профессора Свободного университетаБерлина Сабины Шмидтке «Теологический рационализм в средневековомисламе», отличается исключительной информативностью и объективностью,это глубокое, скрупулёзное исследование включает предельно полную1Дамаскин И.