Диссертация (Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции), страница 4

PDF-файл Диссертация (Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции), страница 4 Философия (49184): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленног2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции". PDF-файл из архива "Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

караимское учение хранило отпечаток арабской культурнойсреды, в которой и было сформировано. Израильский исследовательсредневековой караимской философии Хаггай Бен-Шаммай привлекаетвнимание к тому факту, что караимы пользовались арабским письмом3.Арабские тексты, созданные раббанитами, обычно записывались еврейскимибуквами, караимы же, как правило, пользовались арабским письмом, дажекогда речь шла о Пятикнижии и молитвенных книгах, переведённых наеврейско-арабский, и это уникальный в своем роде феномен.

По этомуповоду караимский философ Абу Йусуф Йа‘куб ал-Киркисани4, выходец изИрака, живший в X в., высказывает точку зрения, звучащую на удивлениесовременно: важен смысл, который несут слова, а не язык, которому онипринадлежат, или буквы, которыми они записаны. Эта идея противоречитвследствие чего возобновились разногласия между людьми, разделившимися на секты, и наступила смутапри исполнении действий, предписанных законом» (Маймонид М. Указ.

соч. С. 267).1В VIII в. н. э. произошел раскол в иудаизме, вызванный религиозной реформой ‘Анана бен Давида (740–800). Шли споры об отношении к Торе. Прежде всего о способах правильного чтения и толкования еёположений. Они продолжались в литературе на иврите, арамейском, а затем и арабском языках несколькостолетий, способствуя видоизменению позиций как последователей ‘Анана, так и его противников –раббанитов (раввинитов).

Последние называли своих оппонентов «книжниками», представляли ихоторванными от жизни, т.е. слепыми догматиками. Тем самым перехватывалась инициатива в обвинениях,обращенных сторонниками ‘Анана к самим раббанитам. Круг вопросов, поднятых ‘Ананом, был сведен ккнижной, литературной плоскости. «В результате затруднялось пополнение сторонников религиознойреформы теми, кто плохо знал религиозную литературу, но уловил односторонность позиций талмудистовраббанитов. “Книжное” истолкование реформы ‘Анана устраивало и арабское духовенство: в его планы невходило обращение недавних мусульман в ‘ананитов и тем самым оформление дополнительногореформационного течения в исламе» (Глаголев В.С. Религия караимов. (Теоретико-исторический анализ).М., 1994.

С. 6–7).2Сират К. Указ. соч. С. 71.3Ben-Shammai H. The Attitude of Some Karaites Toward Islam // Studies in Medieval Jewish History andLiterature. Vol. 2. Cambridge, 1984. Р. 7.4Лучшая пора его творчества приходится примерно на 930–940 гг., жил преимущественно в Ираке. АлКиркисани составил теологическую экспозицию караимской идеологии, которая по сей день остаетсяосновополагающим трудом о доктринах караимства. Его главное сочинение Китаб ал-’анвар ва-л-маракиб(Книга огней и вышек) (Сират К.

Указ. соч. С. 72). Так же см.: Poznański S. Aus Qirqisānī’s «Kitāb al-’anwārw’al-marāqib». S. 435-456.14общепринятому в иудаизме представлению, что еврейский язык и еврейскийалфавит образуют священный язык человечества, – представлению, которое всвоей книге излагает сам ал-Киркисани. Арабский язык использовалсясредневековыми караимами Востока «для всех литературных целей» и «длявсех видов литературной деятельности»1.Труды караимских средневековых философов и теологов X–XII вв.,созданные под очевидным влиянием мусульманской философии, сталиобразцовыми произведениями литературы, не теряющими актуальности посей день.

В XII в. политические события привели к тому, что духовный центркараимского движения постепенно переместился из Ирака в Византию, впределах которой он пребывал до конца XVI в. В XVII и XVIII вв. большиекараимские общины существовали в Крыму и Литве. Численность караимовзначительно сократилась, и в наше время насчитывается лишь несколькотысяч членов этой общины, большая часть которых живет в Израиле2. В XIXв. благодаря просветительской и собирательской деятельности знаменитогокараимского путешественника, археолога и педагога А.С.

Фирковичавнимание к ним возросло. Обширная коллекция караимских сочинений быласобрана А.С. Фирковичем во время его поездок по Ближнему Востоку (18631865 гг.). Ныне она хранится в Отделе рукописей (сектор восточных фондов)Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Фрагментыкараимских рукописей, составившие коллекцию А.С. Фирковича, написаныарабским и еврейско-арабским письмом.Благодаря собранным рукописным документам А.С. Фирковичуудалось показать, что арабский язык употреблялся средневековымикараимами Ближнего Востока во всех сферах жизни, как для научных ирелигиозных целей, так и для повседневных, бытовых нужд.

Представленные1Гойтейн Ш.Д. Евреи и арабы. (Их связи на протяжении веков). М., 2001. С. 137; он же: Изменения наБлижнем Востоке (950–1150) в свете документов каирской Генизы / Перев. с англ. М.Б. Пиотровского. М.,1981. С. 36–52.2Сират К. Указ. соч. С. 98.15имматериалыотображаютпрактическивсежанрыписьменностисредневекового Ближнего Востока. Так, например, в собрании А.С.Фирковича хранится отдельный пакет с еврейско-арабскими брачнымиконтрактами и прочими документами. Обширный раздел так называемогоВторого собрания А.С. Фирковича составляют переводы Библии на арабскийязык и арабоязычные комментарии к ней. Последние служат теперь своегорода сводами мусульманской учёности – они содержат богатейшие сведенияпо разным дисциплинам.

На первых порах побудительным мотивом переводаБиблиинаарабский«былонестолькотообстоятельство,чтодревнееврейский язык стал уже непонятен, сколько стремление предоставитьв переводах (которые имели характер свободного толкования) авторитетнуюинтерпретацию текста, особенно в вопросах теологии (например, введениедуховно-абстрактной концепции антропоморфных черт, приданных Богу вБиблии)»1.Степеньнаучнойразработанноститемы.Послеоткрытияму‘тазилитских рукописей А.Я. Борисовым профессор П.

Кале сделал обзористочников собрания Фирковича2. Несколько позже, в 1957 г., в Нью-Йоркеначал издаваться каталог микрофильмокопий еврейских рукописей подназванием «Catalogue of Hebrew Manuscripts preserved in the USSR». Егосоставитель, профессор А.И. Кач3, дал краткую характеристику собранию,правда, не очень точную. Значение коллекции А.С. Фирковича А.И. Качосветил в специальном докладе «Hebrew and Judaeo-Arabic Manuscripts in theCollections USSR, an appraisal» на XXV конгрессе ориенталистов в Москве4.В последней четверти XX в. над коллекцией интенсивно трудилисьисследователи, изучающие как арабо-мусульманскую, так и еврейскую1Гойтейн Ш.Д. Указ. соч. С. 137. Так же см.: Goitein S.D. Interfaith relations in medieval Islam. New York:Columbia univ., 1973.

– 33 p.2Cahle P. The Cairo Geniza. 2nd ed. Oxford, 1959. P. 5–7, 131.3Katsh A.I. Catalogue of Hebrew Manuscripts preserved in the USSR, pt. 1. New York, 1957.4Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. 1. М., 1962. С. 421–430 (цит. по: Старкова К.Б.Рукописи коллекции Фирковича Государственной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина // Письменныепамятники Востока.

Ежегодник. 1970. М., 1974. С. 182–183).16(караимскую) культуру. Весьма тщательно Второе собрание А.С. Фирковичарассмотрено в работах Т. Харвиайнена1, М. Бейт-Арие2, З. Элькина и М. БенСассуна3, а также в исследованиях Хаггая Бен Шаммая4 и ВилфердаМаделунга5. Отдельный обстоятельный труд, посвященный му‘тазилитскимрукописям из собрания А.С. Фирковича, подготовлен Сабиной Шмидтке6.Профессор С. Шмидтке и руководитель иерусалимского Центра по изучениюеврейско-арабской культуры Давид Скляр стали основателями группы«Mu‘tazilite Manuscripts Project Group», которая действует с 2003 г. понастоящее время.

В рамках этого проекта уже выпущено несколькосборников по теологии ислама и иудаизма7, справочник му‘тазилитскихтрудов и рукописей8, опубликованы критические издания му‘тазилитскихтекстов, в том числе из коллекции А.С. Фирковича9. Кроме того, среди1Harviainen T. The Cairo Genizot and Other Sources of the Second Firkovitch collection in St.

Petersburg //Proceedings of the Twelfth International Congress of the International Society for Masoretic Studies. Ed. E.J.Revell, [n.p.], 1995. P. 25–36; idem: Abraham Firkovitch / Ed. Meira Polliack. Leiden, 2003. P. 875–892.2Beit-Arié M. The Accessibility of the Russian Manuscript Collections: New Perspectives for Jewish Studies / Ed.Ulf Haxen. Copenhagen, 1998.

P. 82–98.3Elkin Z. & M. Ben-Sasson. Abraham Firkovich and the Cairo Genizas in the Light of His Personal Archive //Pe‘amim, 90. [Hebrew]. Winter 2002. P. 51–95.4Ben-Shammai H. Karaites and the Orient – Trends in the Study of Karaites and Karaism // Pe‘amim, 89. [Hebrew].Autumn 2001. P. 5–18; idem: Studies in Karaite Atomism // Studies of Arabic and Islam.

№ 6. Jerusalem, 1985. P.243–298; idem: The Attitude of Some Karaites Toward Islam // Studies in Medieval Jewish History and Literature.Vol. 2. Cambridge, 1984. P. 1–40.5Madelung W. and Schmidtke S. Rational Theology in Interfaith Communication: Abu l-Husayn al-Basri'sMu'tazily Theology among the Karaites in the Fatimid Age. Leiden–Boston: Brill, 2006. P.

13–59.6Mu‘tazili Manuscripts in the Abraham Firkovitch Collection, St. Petersburg. A Descriptive Catalogue / Eds.Camilla Adang, Sabine Schmidtke & David Sklare. Würzburg: Ergon, 2007. P. 377–462.7A Rare Case of Biblical «Testimonies» to the Prophet Muhammad in Mu‘tazilī Literature. Quotations from IbnRabban al-Tabarī’s Kitāb al-Dīn wa-al-Dawla in Abū al‑Husayn al-Basrī’s Ghurar al-Adilla, as preserved in a workby al-Himmasī al-Rāzī / Eds.

by Adang Camilla, Schmidtke Sabine and Sklare David. Ergon, Würzburg, 2007. P.297–330; Adang C. Muslim Writers on Judaism and the Hebrew Bible. From Ibn Rabban to Ibn Hazm. Leiden:Brill, 1996; Stroumsa S. The Muslim Context in Medieval Jewish Philosophy / Ed. S. Nadler, T. Rudavsky.Cambridge, 2008. P. 39–59.8Handbook of Mu‘tazilite Works and Manuscripts / Éds. Sabine Schmidtke, Gregor Schwarb, David Sklare. Leiden,2007.9A Common Rationality: Mu‘tazilism in Islam and Judaism / Eds. Camilla Adang, Sabine Schmidtke, David EricSklare (Istanbuler Texte und Studien (Vol. 15)). Würzburg, 2007; Schwarb G. Un projet international: le manuel desoеuvres et manuscrits mu‘tazilites // Chroniques yéménites. No.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
424
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее