Диссертация (Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции". PDF-файл из архива "Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му‘тазилитской традиции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский Государственный УниверситетНа правах рукописиОСМАНОВАИрина АндреевнаТрактат исламского богослова аш-Шарифа ал-МуртадыЗахират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим (Сокровищесведущего и разумение наставленного) как памятникму‘тазилитской традицииСпециальность 09.00.14 –Философия религии и религиоведениеДиссертацияна соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук,профессор Т.Г.ТуманянСанкт-Петербург2017ОГЛАВЛЕНИЕВведение …………………………………………………………………ГЛАВА I.
ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВЫХКАРАИМОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА КАК ИСТОЧНИК ДЛЯИЗУЧЕНИЯ МУ‘ТАЗИЛИЗМА ……………………………………….§1.1 Му‘тазилитское движение в средневековом исламе§1.2 История формирования и изучения собрания рукописей А.С.Фирковича Российской национальной библиотеки ……………§1.3 Му‘тазилитские рукописи и фрагменты коллекции А.С.Фирковича ………………………………………………………….ГЛАВА II. ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЕ И КОДИКОЛОГИЧЕСКОЕОПИСАНИЕ РУКОПИСИ АШ-ШАРИФА АЛ-МУРТАДЫЗАХИРАТ АЛ-‘АЛИМ ВА-БАСИРАТ АЛ-МУТА‘АЛЛИМ …………...§2.1 Аш-Шариф ал-Муртада: жизнь, воззрения и труды ……………..§2.2 Оформление и структура рукописи Захират ал-‘алим вабасират ал-мута‘аллим …………………………………………...§2.3 Основное содержание памятника Захират ал-‘алим ва-басиратал-мута‘аллим ……………………………………………………..ГЛАВАIII.ЗАХИРАТАЛ-‘АЛИМВА-БАСИРАТАЛМУТА‘АЛЛИМ КАК ПАМЯТНИК МУ‘ТАЗИЛИТСКОЙ МЫСЛИ………………....§3.1 Взгляды му‘тазилитов на пророчества (нубувват) ипророческий опыт в трактате аш-Шарифа ал-Муртады Захиратал-‘алим ва-басират ал-мута‘алли ……………………………….§3.2 Эсхатологические представления му‘тазилитов в трактатеЗахират ал-‘алим ва-басират ал-мута‘аллим …………………...Заключение ……………………………………………………………….Списокиспользованныхисточниковилитературы………………..Приложение 1 ……………………………………………………………..Приложение 2 ……………………………………………………………..Приложение 3 ……………………………………………………………..Приложение 4 ……………………………………………………………..Приложение 5 ……………………………………………………………..3313148607373881001081081261461501701751771801833ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования.
Мощное философско-религиозноеинтеллектуальное движение му‘тазилитов (араб. ал-му‘тазила, букв.«обособившиеся», «отколовшиеся»)1появилось на исламском Востоке вVIII в. Идеология му‘тазилитов как представителей калама (араб. калам,букв. «речь», «рассуждение», терм. «теология»)2 повлияла на последующиеидейно-философские течения мусульманского Востока. Распространениему‘тазилизма как и любых других доктринальных учений, в истории арабомусульманской мысли – «это закономерное следствие сочетания многихполитических, социокультурных, экономических факторов со спецификойраннего ислама»3.
Основные концепции му‘тазилитской мысли сталичастью общефилософской культуры ислама. Му‘тазилиты как «активныеспорщики»выработалитакиеметодыипринципыдиалектическойдискуссии, с которыми они выдвинулись с первой решительной заявкой нафилософский рационализм в арабской традиции.Исламские реформаторы и просветители второй половины XIX в.,защищая исламские ценности, стремились найти в каламе ответы насоциально-политические и нравственные вопросы. В современном арабомусульманскоммиревоззренияму‘тазилитовсоставляютосновурационального начала в религиозной философии. Основу философствованияв каламе составляет проблема человека, разумного существа, и еговзаимодействия1сокружающиммиром.Цельючеловека,согласноПодробнее о термине ал-му‘тазила см.: Gimaret D.
Mu‘tazila // The Encyclopaedia of Islam. Vol. VII. Ed. byC.E. Bosworth, E. van Donzel. Leiden-New York, 1993. P. 783–793; Nallino C.A. Sull’ origine del nome deiMu‘taziliti // RSO 7, 1918. P. 429–454; Nyberg H.S. Mu‘tazīla / Ed. H.A.R. Gibb and J.H. Kramers.
Leiden, 1995;Watt W.M. The formative period of Islamic thought. Edinburgh, 1973. P. 209–211.2В исламоведческой и историко-философской литературе можно встретить совершенно разные трактовкитермина калам. Так, выделяются следующие трактовки: калам – Слово Божье, христианский Логос (Э.Покок); калам – античный Логос (Э. Ренан); калам – диалектика (М. Маймонид, аш-Шахрастани); калам –мамлут алахута или мамла алахия (сир.) (Д. Макдональд). Однако исламское богословие не сразу сталоназываться каламом.
До конца IX века спекулятивные аспекты теологии и права обозначались словом фикх(понимание, знание), а термин калам употреблялся в смысле теоретического знания вообще (Мусаев М.Мутазилиты. М., 1997. С. 20). Подробнее о термине калам см.: Gardet L. Kalām // The Encyclopaedia of Islam.Vol. IV. Ed. by E. van Donzel, B. Lewis and Ch. Pellat. Leiden, 1997. P. 468–471.3Мусаев М. Мутазилиты. М., 1997. С. 26.4му‘тазилитам, является достижение счастья и блага в обеих жизнях.Границы счастья устанавливает разум, с помощью которого человек творитдобро и воздерживается от зла. Строгое и последовательное отстаиваниему‘тазилитами идей единобожия, приоритета разума над верой, иантидогматизма, и антиавторитаризма, направленных на стабилизациюмусульманского мира, не потеряли своей актуальности по сей день.
Сегоднятеологиямутакаллимовсприсущимиейчертамиисвойствамисредневекового мышления (обращённостью в прошлое, культом разума,анонимностью), занимает активную жизненную позицию. Она способнаслужить всякому будущему философствованию, выступая в качествеклассического образца.Настоящаядиссертационнаяработапосвященаисследованиюмалоизученного трактата имамитского1 теолога аш-Шарифа ал-Муртады(966/967, Багдад – 1044, Багдад) из коллекции А.С. Фирковича. Важноотметить, что этот труд представляет особый интерес не только и не столькокакодинизпамятниковбогатойарабскойрукописнойтрадиции,нуждающийся в палеографическом и кодикологическом описании, но скореекак ценный и редкий памятник поздней му‘тазилитской традиции.Исследуемая(СокровищерукописьЗахиратсведущего«двунадесятника»иаш-Шарифаал-‘алимразумениеал-Муртадыва-басиратал-мута‘аллимнаставленного)являетсятеолога-существеннымдополнением к открытым и введённым в научный оборот материаламму‘тазилитской религиозной и философской литературы.Известно, что именно на му‘тазилизме в немалой доле основываетсяшиитская догматика.
Многие трактаты ал-Муртады по сей день не утратилиактуальности.1Спискиегосочинений,составленныесредневековымиАл-имамийа – имамиты, одна из основных ветвей шиитского ислама, «умеренные» шииты, признающиедвенадцать имамов (отсюда другое их название – ал-исна‘ашарийа – «двунадесятники») из рода четвёртогоправедного халифа ‘Али ибн Абу Талиба (Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 98–100).5учёными Насир ад-Дином ат-Туси1 и Йакутом ал-Хамави2, вошли в ихзнаменитые биобиблиографические своды.
Значительная часть трудов алМуртады посвящена толкованию айатов Корана и мусульманскогопредания, и в этой весьма важной части его творческого наследия нагляднопроявляется приверженность целям и задачам му‘тазилитского движения.Особуюценностьпредставляютздесьифилологические,лексикографические комментарии, изобилующие поэтическими цитатами.Ал-Муртада придерживался взглядов умеренного шиизма, его труды былинаправлены на защиту имамитской догматики, главным образом, учения обимамате.Сведения о некогда мощном идеологическом движении му‘тазилитови его литературе современный исследователь по необходимости принужденизвлекать преимущественно из вторичных источников.
В силу того, что вовремена мусульманского Средневековья большая часть му‘тазилитскойлитературыбылауничтоженагонителямиинакомыслияизчислаблюстителей «ортодоксального ислама»3, в данных «посредствующих»трудах сохранилась лишь весьма незначительная её часть, да и то, какправило, в виде фрагментов или парафраз. Гонения на му‘тазилитовусилились после того, как в 1017/18 г.
в Багдаде по высочайшему велениюаббасидского халифа ал-Кадира (ум. 1031) был оглашен документ,предписывающий решительно пресекать явные проявления вольнодумства. Вистории ислама этот документ порой именуется «Кадиритским символомверы» (ал-’и‘тикад ал-кадирийй), в нём прямо говорилось: «Тот же, кто1Aт-Туси Насир ад-Дин. Ал-Фихрист (Указатель). Наджаф, 1961. С. 472.Йакут ал-Хамави.
’Иршад ал-’ариб ’ила ма‘рифат ал-’адиб (Наставление в познании сведущего). Каир,1938. С. 173–178. Подробнее см.: Brockelmann C. Geschichte der Arabischen Litteratur. ZweiterSupplementband. Leiden: Brill, 1937–1938. S. 73–76, 704–706.3Т. Ибрагим вполне справедливо отмечает, что в исламе не было единой ортодоксии, как и единойобщепризнанной «мусульманской теологии». Поэтому любые рассуждения о «еретиках» и «ортодоксах»возможны только «в пределах определённых доктринальных, пространственных и временных рамок.
Висламе (и особенно в суннизме, с которым большинство исследователей обычно отождествляют“ортодоксию” калама) догматика не институционализировалась и, более того, не развивалась вумозрительно-спекулятивную, религиозно-философскую дисциплину» (Ибрагим Т. Философия калама(VIII–XV вв.). М., 1984. [Электронный ресурс]: Дис. … д-ра философских наук: – (Из фондов Российскойгосударственной библиотеки).
С. 76).26утверждает, что оно [Слово Божье, то есть Коран – И.О.] сотворено в какомбы то ни было состоянии, тот неверующий, кровь которого разрешаетсяпролить, после того как он будет приведен к покаянию»1. По сути дела, этотакт был направлен не только против му‘тазилитов, но и ’аш‘аритов2. Посвидетельству известного арабо-испанского философа Ибн Рушда (1126–1198), до него уже не дошло ни одного му‘тазилитского сочинения3.
Ковремени великого еврейского философа и богослова Моисея Маймонида(1135–1204) трактаты му‘тазилитов были почти полностью уничтожены илистали малодоступными. Это явствует из его знаменитого сочинения Далалатал-ха’ирин4.Научное исследование му‘тазилизма началось во второй половине XIXв. Живой интерес к нему был продиктован малоизученностью этогонаправления. Ознакомление с основными положениями му‘тазилитскогокалама позволило цюрихскому профессору Хайнриху Штайнеру в 1865 г.назвать му‘тазилитов «вольнодумцами», или«свободомыслящими висламе»5, и это определение со временем распространилось в наукеблагодаря известным учёным, использовавшим это наименование в десяткахработ на протяжении многих десятилетий6. Такая оценка опиралась наизвестную в ту пору ересиографическую литературу.
В конце 20-х гг. XX в.1Мец А. Мусульманский ренессанс / А. Мец; перев. с нем. Д.Е. Бертельса. 2-е изд. М., 1973. С. 172–174.Основоположник и эпоним ’аш‘аритского калама Абу-л-Хасан ‘Али ал-’Аш‘ари (873/874, Басра –935/941,Багдад), первоначально был приверженцем му‘тазилитов и учеником своего отчима Абу ‘Али ал-Джубба’и,однако по достижении 40 лет он пришел к выводу о несовместимости основ ислама с системойму‘тазилитов. Примкнув к шафиитскому мазхабу, ал-’Аш‘ари, по сути дела, создал собственную теологиюислама, получившую название ’аш‘аритской.