Диссертация (Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций), страница 13

PDF-файл Диссертация (Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций), страница 13 Философия (48152): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций) - PDF, страница 13 (48152) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций". PDF-файл из архива "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Их можно свести к следующим основным:Во-первых, можно считать доказанным единый источник и параметры существования человека как биологического вида (хотя сами доказательства до сихпор существенно варьируются).Во-вторых, имеет место, сущностное социальное единство людей и народов,которое проявляется в многообразии этнических или национальных культур, ноедино в экономико-трудовом освоении жизненного пространства.В-третьих, само существование сознания, способы накопления, передачиинформации, независимо от языкового и диалектного многообразия, говорят в60пользу единства культурно-коммуникативной подоплеки единства человеческогомира.Современная историческая наука основывает свое видение прошлого и настоящего отталкиваясь от идей Гегеля, который через развертывание «абсолютной идеи» предложил рассматривать логическую структуру развития исторического процесса.

История в его понимании представляет собой именно процесс самопознания самого себя мировым духом. И, подобно тому, как зародыш содержитв себе всю будущую историю растения или организма, так и первые проявлениячеловеческого потенциально содержат в себе всю духовную культуру. Наглядноэто проявилось в мифологии, которая из-за присущего ей синкретизма содержалавсе будущие формы духовной культуры (мораль, религию, человеческие знания ит.д.).Материальные, экономические, производственные критерии общественногопрогресса самым наилучшим образом разработаны в марксистской теории, квинтэссенцией научных рассуждений такого рода является «Капитал» К.Маркса.Дальнейшее развитие экономический анализ человеческих культурных коммуникаций получили в теорий индустриального и постиндустриального общества(Д.Белл, Э.Тоффлер)24.

Складывается такое впечатление, что современная наука,начиная с российской перестройки, все больше и больше стала оперировать такими понятиями как социокультурные факторы общественного развития, цивилизованный подход. Хотя по-прежнему первенство отводится экономической теориикак базису формационного подхода к истории человечества.Цивилизационный подход, как мы уже отметили, связан как раз с представлением о локальности культурных сообществ.

Родоначальником такой оценкикультуры народов по праву считают Николая Яковлевича Данилевского[64].Культурно-исторические типы, предложенные им в его труде «Россия и Европа» –это не только представление о полифоничности истории, это и рассуждение о раз-24См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с английского. Изд. 2-ое, испр. и доп. – М.: Academia, 2004; Тоффлер Э.Третья волна. – М.: ACT, 2004.61личии европейской и российской культур, об их грядущей перспективе. Главное –на наш взгляд, все-таки не в том различии десяти «полноценных» историческихтипов культур, которые выделил и проанализировал ученый, а в том, что Данилевский дает методологию единой оценки различного. В описании истории многие использовали этот прием, уподобляющий развитие обществ циклу жизни организма, будь то отдельный человек или животное (растение). Но вот сами выводы, сделанные русским философом, в принципе решали не просто задачи изложить историю.

Они несли глубокие методологические выводы. Практическуюсторону, практические выводы Данилевского продолжил К.Н.Леонтьев 25. На нашвзгляд, эти отечественные мыслители наметили социокультурный подход в анализе общественных реалий, который только потом, почти через век, актуализировался. А в Европе после них продолжали, и довольно успешно, развивать представление о множественности цивилизаций (Шпенглер, Тойнби).

И только Питирим Александрович Сорокин уже в 60-е годы акцентировал внимание на то, чтоуже сделали его соотечественники [197]. Русские представители цивилизационного подхода предостерегали, по сути, от любых культурных центризмов. И в первую очередь – от европоцентризма. В философии советского периода изучениечеловеческой деятельности и общения, искусства, культуры мы связываем с именем Михаила Самойловича Кагана, который разработал деятельностный подход канализу культурных явлений [94].

Культура – это явление, связанное с развитиемчеловечества и деятельности человека. В понимании культуры важно представление о том, что в обществе считается ценностью, как от этого зависит создание социальных норм, человеческих идеалов, жизненных установок.Ответ на вопрос о соотношении цивилизации и культуры в разные времена,как мы видим, варьировался. Были времена, когда эти понятия отожествляли, были времена – когда их разделяли и противопоставляли. Развитие научнотехнической революции, автоматизация и информатизация, технологизация охватывают сегодня весь мир.

В этом плане не всегда однозначно определяются раз25Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. – М.: Эксмо, 2007; Его же. Последняяосень России. – М, 2000.62витые и развивающиеся страны. Насколько сегодня можно противопоставлятькультуры Запада и Востока? По каким критериям – только научно-техническим иинформационным, или учитывать надо культурные традиции? Ведь, чем большемы говорим о единстве цивилизованного пути мирового сообщества, тем большежеланий отстаивать своеобразие локальной культурности.

А глобализационныепрорывы с учетом только однофакторного критерия цивилизационности находятвсе больше возражений и на уровне государств, и на уровне мировых сообществ,и на уровне малых народностей. На наш взгляд, само обращение теоретиков кпроблеме понимания цивилизации как локального явления культуры и к цивилизованности как культурному критерию развития человечества показывает, что невсе так просто с определением прогресса в развитии общества. Хорошо себя показавшие в оценке и подсчёте материально-экономические, технические критериисегодня должны быть дополнены духовно-культурными, нравственно-этическимикритериями.Сегодня все чаще характеризуют состояние цивилизационного развития какстолкновение цивилизаций26. И если первоначально это рассматривалось как некий теоретико-практический вопрос, то сейчас столкновение цивилизаций (в первую очередь христианской и исламской) фиксируется как свершившаяся заданность.

Петербургские философы пишут по этому поводу: «Хантингтон рассматривает взаимодействия и взаимоотношения между цивилизациями, и даже деление самих цивилизаций на планете, с точки зрения методологии мышления «западного» человека, ориентированного на европоцентризм или безусловный социальный и культурный приоритет Запада.

Сам по себе термин «столкновение» говорит об определенном ходе теоретизирования»27. Следует отметить так же и использование американскими авторами такого методологического приема как понятийная неопределенность, а зачастую и фактическая подмена понятий, несущихразличную смысловую нагрузку. Это в частности коснулось такого вводимого26См.: Хантингтон С.

Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. – № 1. – С.33-48.Арефьев М.А., Бессонов Е.Г. Исторический опыт России как ответ на современныевызовы цивилизации (к двадцатилетию статьи С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций?») //Этносоциум и межнациональная культура, № 4 (46). – М.: Этносоциум, 2012. – С. 99.2763ими понятия как «глобальная культура». С.Н.Иконникова и В.П.Большаков пишут: «Методологический трюк, проделываемый Бергером и Хантингтоном (речьидет о книге «Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире» под редакцией П.Бергера и С.Хантингтона – А.К.), состоит в том, чторазработка понятия глобальной культуры ...

подменяются устоявшимся в социогуманитарных науках определением понятия «культура», ничего общего неимеющим с дискурсом о глобализации... Гипнотическое следствие этого иллюзионистского приема проявляется в мгновенном погружении ... в пучину политологической эссеистики и квазиопределение глобальной культуры»28 или, в их понимании, американизированной культуры.Цивилизационный подход даёт возможность нам определиться в том, какиесредства и методы человеческой жизнедеятельности должны оставаться, развиваться и поддерживаться. На самом деле это вопрос о том, что продолжать считать культурой.

В истории человечества деление на Западную и Восточную цивилизацию во многом связано с особенностями организации трудовой деятельности,географической среды, плотности населения. Это породило такое научное направление как географический детерминизм (Мечников, Гумилев и др.) 29. Однакоследует учитывать и другие факторы. Технологическая и ресурсо-осваивающиестороны нисколько не менее значимы в организации культурной жизни.

Так организация орошения полей, сбора урожая, сами научные знания, социальноиерархическая организация общества с развитием самого общества накапливаютсвой авторитет и вес.На развитие и особенности исторических цивилизаций влияло содержаниеспецифических для каждой цивилизации духовных ценностей (мистицизм и рационализм, восточные религии и христианство и т.д.). Эти духовно-культурныепостижения реальности, способ жизни в них и с ними как раз дают повод проти28Иконникова С.Н., Большаков В.П. Теория культуры.

– СПб.: Питер. 2008. – С. 552.См.: Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. – М.: Пангея, 1995;Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – СПб.: Кристалл. – 2002: Гумилев Л.Н. Этногенезис и биосфера Земли. – М., 1997; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великаястепь. – М.: Мысль, 1989.2964вопоставлять Восток и Запад, Европу и Азию. Россия – обширная страна, народыкоторой живут территориально «на пограничье» и переплетении культур.

Этакультурная пограничность задаёт много острых вопросов, на которые надо даватьответы как на цивилизационные вызовы, делать выбор, расставлять акценты и находить правильные управленческие решения:– выводы «российских цивилизационников»;– как должна складываться мировая цивилизация, какова роль России в ней,не устарели ли представления о её всеславянской миссии;– возможно ли соединение Запада и Востока, или произойдет поглощениеодного другим, и на какой стороне мы;– насколько перспективны рассуждения о России как государстве – цивилизации;– если наука социология возникла для того, чтобы объяснять и правильновыбирать общественные ориентиры, как мы сегодня далеко продвинулись в оценках правильного пути развития культуры и цивилизации.В качестве вывода данного параграфа отметим, что на современные вызовыРоссия должна отвечать своим социокультурным определением.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее