Диссертация (Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций". PDF-файл из архива "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙАГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиКАРЦЕВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНАМЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ТУРИЗМ КАКМЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХТРАНСФОРМАЦИЙСпециальность 09.00.11 – социальная философияДиссертацияна соискание ученой степени кандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук,профессор М.А.АрефьевСанкт-Петербург – 20152ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ1.1.
Диалог и взаимодействие культур как феномены стабильности современногообщества .......................................................................................................................131.2. Значение отечественных духовных традиций в механизмах социокультурныхтрансформаций..............................................................................................................271.3. Место межкультурного взаимодействия в концепции современной культурной политики России..............................................................................................39ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕСПЕЦИФИКИСОВРЕМЕННОГОКУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГОПРОЦЕССА2.1. Социокультурные параметры общества как содержание современного культурно-исторического процесса.............................................................................552.2.
Место и роль культурного туризма в межкультурном взаимодействии: социально-философские аспекты..................................................................................652.3.Туристическая деятельность в роли механизма современных социокультурныхтрансформаций: массовый, индивидуальный и деловой туризм..............................822.4. Социокультурное значение межкультурного взаимодействия России и Сербии: история и духовный опыт............................................................................100ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................123СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................1283ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования.
Исследование особенностей современных процессов культурно-исторического развития общества требует философского осмысления феноменов межкультурного взаимодействия и туризма как механизмов социокультурных трансформаций в условиях протекающей глобализации.Это обуславливается и возрастанием роли современной межкультурной коммуникации в сфере культурного обмена.
Проблемы межкультурного общения сталипредметом междисциплинарного анализа со стороны культурной антропологии,социальной философии и социологии культуры. Межкультурное взаимодействиесегодня является фактором стабилизации в международных отношениях, а туризм, достигая глобальных масштабов и вовлекая в процесс своего производстваи потребления огромные людские ресурсы, стал существенно затрагивать социокультурные основы всей жизнедеятельности общества.
Становлению массовоготуризма как социального явления современности способствовал целый ряд причин: социально-демографических, институциональных, этнокультурных, экономических и др.Социокультурные трансформации и их изучение актуально как с позицийсоциологии культуры, так и социально-философских. Вызвано это тем сдвигом,что произошел в изменении места и роли коммуникаций и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, а особенно в культуре («коммуникативный взрыв»). Межкультурная коммуникация в этом аспекте выступает смысловой и идеально-содержательной стороной культурного взаимодействия.
А само межкультурное взаимодействие выступает как обмен этнокультурными ценностями, формирование идеалов и упрочение нравственно-этических норм обществав процессе культурных контактов. Выявление роли и значения межкультурноговзаимодействия и туризма для становления постиндустриального общества становитсянасущнойсоциальнойзадачей,актуализируетданнуюсоциально-философскую проблематику. Феномены межкультурного взаимодействия и туризма вбирают в себя качественные характеристики современного общества –4коммуникативность, мобильность, виртуализация и визуализация, информатизация, глобализация.
В той или иной плоскости это характерно и для современнойРоссии. Насущным становится выявление их качественно новых социокультурных характеристик и осмысление в социально-философском исследовании, актуализация проблемы определения значения межкультурного взаимодействия и туризма для деятельности других механизмов социокультурных трансформаций, таких как народная дипломатия, изменения политической и социальной системы,переструктурирование экономики и системы социокультурных ценностей, диалогкультур.
Сегодня, когда международные отношения испытывают кризисное состояние из-за системы политических и экономических санкций Запада по отношению к России, именно средства народной дипломатии и туристические обменывыходят на передний план как механизмы социокультурных трансформаций [232].Степень разработанности проблемы. Понятия «межкультурное взаимодействие», «диалог культур», «туризм» вошли в социогуманитарные науки в ХХстолетии.
Это явилось результатом осмысления последствий цивилизационногоперехода от индустриального общества к постиндустриальному, а так же развертыванием процессов глобализации. Информационное общество, коммуникативное общество – эти термины приобрели содержательное значение в целом ряденаучных исследований по социологии культуры и культурной антропологии, социальной философии1. Что же касается анализа сферы туризма и феномена межкультурного взаимодействия, то сложилось несколько подходов к их изучению:1См.: Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическаяволна на Западе. – Москва: Прогресс, 1986; Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности.
– M.:Центр исследований постиндустриального общества, 2007; Тоффлер Э. Шок будущего. – М.:ACT, 2008; Тоффлер Э. Третья волна. – M.: ACT, 2010; Опыт рефлексивной социологии / Пер. сангл. Е.Д.Руткевич // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит.Сост. и общ. ред. С.П.Баньковской.
– M.: Книжный дом «Университет», 2002. – Ч. 2.; Вержбицкий В.А. Информационный подход к познанию в позитивистской философии науки // В кн.Л.С.Абалилова, Э.В.Бесчеревных, В.В.Вержбицкий и др. Методологические принципы критикиидеалистических и метафизических концепций познания. Под ред. П.В.Попова. – M.: Высш.шк., 1985; Сорокин П.А.
Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл.А.Ю.Согомонов: пер. с англ. – M.: Политиздат, 1992; Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. – М.: Астрель, 2008.5социологический,социально-психологический,антропологический,культу-рологический.Социологический подход к туристской деятельности и межкультурнымвзаимодействиям включают труды таких авторов как Д.Белл, Э.Гидденс, С.Коэн,Д.Маккенел, Ч.Миллс, X.Ортега-и-Гассет, П.А.Сорокин, Д.Урри, У.Ханнерз [20,50, 111, 135, 148, 161, 195, 215, 226] и др.
В этих работах содержатся различныеинтерпретации явления туризма, его места в социокультурном пространстве современной цивилизации и значения диалога культур в постиндустриальном обществе. Акцент делается на тех или иных процессах современной социальной жизни.Как пишет известный петербургскийисследователь: «В концепции Штомики«третья социология» призвана прийти на смену «первой» восходящей к Конту,Марксу, Спенсеру… и «второй», восходящей к М.Веберу и Д.Миду... Предлагаемый Штомикой ряд определений предмета «третьей социологии»: «социальныесобытия», «социальное существование», «социальное становление» – явно указывает на стремление сфокусировать внимание на процессах социальной жизни,«чтобы уйти от дилеммы» структуры или действия… В том же направлении отраздвоенной социологии либо структур, либо действий к новой социологи процессов начали движение гораздо раньше Штомики Энтони Гидденс с теориейструктурации, Пьер Бурдье с теорией практик, Джон Урри с концепцией мобильностей [82].
Проблеме определения роли социальной коммуникации в сохраненииустойчивости социальной системы был посвящен «круглый стол» в журнале «Социс» [144], проведенный в 2000 году.В рамках социально-психологического подхода определенный интереспредставляют классические работы Д.Мацумото и Э.Фромма [145 и 224]. В ниханализируется такой фактор развития современного общества как культурная динамика. Последняя связана с противоречивостью стабильности и изменчивости вобществе.
Другими словами определенные аспекты культуры остаются неизменными в ходе изменений (например, нравственно-этические принципы людей, участвующих в культурном взаимодействии), а изменения социального характера6продолжаются, несмотря на факторы, обеспечивающие устойчивость и сохранность культуры.Антропологический подход к осмыслению межкультурного взаимодействияи его значения для социализации личности содержится в работах Д.Кэмбелла,К.Леви-Стросса, М.Мид [117, 119, 147] и др.
Социальным практикам освоениясоциокультурного пространства в рамках культуры постмодернизма посвященыработыС.Н.Артановского,Ж.Бодрийяра,С.Н.Иконниковой,М.Кастельса,М.Маклюэна, Э.Тоффлера, У.Эко [12, 30, 86, 104, 136, 210, 236] и др. Диалогкультур как важнейшая составляющая межкультурного взаимодействия анализируется академиком А.А.Гусейновым [60].В отечественной культуре значение туризма как механизма социальныхтрансформаций рассматривают такие авторы как М.Б.Биржаков, В.Г.Гуляев,Н.И.Иванова, А.Д.Чудновский [27, 57, 83, 231] и др.
Однако, данная проблема неполучила осмысления с точки зрения социальной философии, а представлена ирассматривается с позиций маркетинга, менеджмента, экономики. Лишь отдельные социокультурные аспекты межкультурных отношений туристской деятельности затрагиваются в работах И.В.Зорина, В.А.Квартальнова, Д.Д.Прыгова,Н.М.Прыговой и Н.Д.Каминской [79, 107, 170] и др.
Изучение туризма в контексте становления массовой культуры рассмотрено отечественными культурологами А.Генисом, Б.С.Ерасовым, Э.А.Орловой, А.Я.Флиером [47, 74, 160, 219] и др.В исследовательских работах по молодежным субкультурам Т.Б.Щепанской [234]феномен туризма исследуется в контексте становления молодежной субкультуры.Следует отметить работы Г.Д.Гачева [46], В.Каганского [96], посвященные анализу социокультурного пространства, а так же М.С.Кагана, Г.В.Стельмашука,В.С.Степина [93, 198, 199] и др., в которых взаимодействие культуры и обществарассматривается с позиций аксиологического подхода.В последнее десятилетие в отечественной литературе прослеживается нарастающий интерес к теме туризма в контексте межкультурного взаимодействия.Это труды петербургской школы культурологии, философии и социологии:В.Т.Лисовского, С.М.Некрасова, А.Ю.Русакова [123, 156, 175] и др.; саратовской7философской школы: В.Б.Устьянцева, Т.П.Фоминой и С.П.Гурина [216, 221] идр., акцентирующих внимание на значение толерантности в межкультурныхвзаимоотношениях.