Диссертация (Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций". PDF-файл из архива "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Время множить приставки к понятию постмодернизма. Октябрь, 1997,№ 7. – С. 178-183.46лиз некоторых знаковых явлений в художественной культуре России. Русскоепрочтение постмодернизма нашими соотечественниками было и на Западе. ЭтоБ.Гройс, М.Эпштейн, М.Липовецкий, М.Ямпольский и др. С их участием сложилось понятие «отечественный» или «русский постмодернизм». В.Бибихин, представляя творчество Ж.Деррида, выразил надежду на то, что постепенно открытием для отечественного читателя станет «возвращение к Хайдеггеру, но потом и кНицше, и к Гегелю – все-таки не к Марксу, – и дальше, может быть, даже к Канту,а через Канта к Аристотелю и Пармениду» [24]. Отметим, что постмодернистскаякультура не есть что-то экзотическое – это реальность нашего века, века глобализации, обнаружившая себя в разных культурных регионах и в разных этнокультурных, осмысление которой продолжается, в том числе и в контексте межкультурных взаимодействий.
Постмодернистские идеи должны учитываться и приразработке отечественной концепции культурной политики.В любой стране, в том числе и в России ХХI века, активная поддержка собственной культуры и собственных ценностей, а также открытость обмену с другими культурами, нацеленная на выработку разделяемых ценностей и практик,являются важными условиями того, чтобы культурные процессы могли «работать» на создание стабильной социокультурной ситуации. В России, находящейсяперед выбором стратегии цивилизационного развития, как никогда остро стоитвопрос о направлении культурно-исторического процесса, зависящем от национальных интересов, имеющихся ресурсов и сложившихся внешних условий существования страны.
Очевидно, что эта стратегия должна быть долгосрочной, сохраняющей исторические перспективы России в новом тысячелетии. На основеанализа социокультурной ситуации в России, можно следующим образом сформулировать основные пункты концепции культурной политики, как в целом,так и в области межкультурных взаимоотношений. Она заключается: в формировании социокультурной идентификации, придании российскому общественному сознанию подлинно-бщенационального характера; в поддержаниикультурно-интеллектуального воспроизводства нации и народов России;выработке ценностных оснований взаимодействия сообществ, различных47национальных и этнических культур России; смягчении для отдельной личности культурно-психологических последствий воздействия глобальныхкультурно-информационных потоков и международных обменов (вспомним всвязи с этим движение декабристов начала 19 века в России, которое было вызвано и тем новым, что увидели русские люди за рубежом в ходе Отечественнойвойны 1812 года).
Оценивая современную социокультурную ситуацию в стране,петербургский философ-историк пишет: «Сейчас ситуация в мире изменилась.Наступил век глобализации, а ценности демократии, правового государства, прави свобод личности вошли в контекст государственного права России. В новых условиях принцип толерантности, классового и национального мира оказываетсяодним из краеугольных камней российской идеологии ... В моральном плане намнедостает знания, которое, раскрывая несправедливость действий наших противников, вместе с тем позволяло бы допустить, что и наши убеждения могут бытьошибочными. Глобализация приводит к расширению коммуникации и усложнению различных контактов между людьми» [162].Перспективы общественного развития в значительной степени определяются человеческим фактором, уровнем культуры. Современный тип личности неможет сформироваться без образовательной, эстетической, этической компонентыкак условия ее совершенствования.
По сути, никакие изменения в обществе невозможны, если в практической деятельности не учитывается специфика обычаев,нравов и традиций каждого народа, не ведется работа по повышению творческогопотенциала личности и ее общей культуры. Россия имеет перспективы развитиятолько в том случае, если ее стратегии будут предполагать комбинированнуюдеятельность по обеспечению становления свободной, зрелой личности, способной сделать правильный социальный и интеллектуальный выбор. Повышение роли личности, индивидуализация человеческого бытия должна сочетаться с достижением гуманистического содержания коллективного общежития, межкультурными контактами и общениями. Толерантность в этом плане становится задачей игосударственной важности, и общественной потребностью.
Толерантность выступает и как задача современной культурной политики России.48Понятия «толерантность», «интолерантность» и «толерантные отношения»постепенно входят в понятийно-категориальный аппарат современных исследований по социальной философии и социальной психологии, социологии, культурологии и конфликтологии, а также смежных с ними дисциплин.
Как отмечает известный российский философ-этик А.А.Гусейнов, их разработка явилась одним изфундаментальных достижений философской мысли новоевропейской культуры.Общеизвестно, что представление о толерантности как феномене социальной икультурной жизни современной цивилизации сформировалось в эпоху Просвещения [59].Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в Европе постреформационного периода, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления культурной общности в условиях религиозного и политического плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктомэтого плюрализма, а с другой – условием его дальнейшего развития.
Решающейглавой в истории толерантности явился Кромвелевский период английской истории XVII века. В то время среди представителей протестантизма, поддерживающих Кромвеля, индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Обосновывая необходимость толерантных отношений, Джон Солтмарш, один из видных её защитников в эпоху Кромвеля, говорил:«Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, покаГосподь не откроет нам глаза» [16].Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла именно нарелигиозном уровне, а религиозная толерантность, в свою очередь, положила начало всем другим свободам.
Это в свое время было подчеркнуто М.Вебером в егоработе «Протестантская этика и дух капитализма» [36]. В целом толерантностьбыла установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеальногопринципа, сколько по необходимости. Социокультурная практика показала, что вобществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиоз-49ного единства. Полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение основывается на том, что религия в основе своей моноцентрична. Вера в идеаледолжна порождать милосердие, а не фанатизм. Зачастую же религия содействовала углублению и ужесточению непонимания между людьми.
В религиоведенииэто отражается в выявлении такой функции религии как сегрегирующая функция.Эпоха французского Просвещения XVIII века породила феномен якобинства и политический террор. Видным представителем толерантности той эпохиможно считать Вольтера. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, чтовы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение». В этих словах мы находим выражение квинтэссенции толерантности того времени.
Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в XVII веке в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности, был достигнут гражданский мир. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер отмечает, что все религиозные верования должныиметь возможность для своего самовыражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Результатом деятельности Вольтера явилось признание толерантности всеобщей ценностью, основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и различными социальными группами.
После смерти ВольтераУчредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которой такупорно боролся великий французский мыслитель. Толерантность была признанаобязательным условием успешного межкультурного взаимодействия.Большой вклад в формирование представлений о толерантности внесли философы, в работах которых толерантность (обычно переводимая как терпимость)соотносится с целым рядом других социокультурных ценностей, среди которыхверотерпимость (Дж.Локк )20, доброта (И.Кант)21, самобытность и осознание рав20Локк Дж.