Диссертация (Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций". PDF-файл из архива "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Опыт веротерпимости. 1667 / Дж. Локк // Сочинения в 3-х т. Т. 3. – М.: Изд.«Мысль», 1988.50ноценности всех людей (Н.А.Бердяев и B.C.Соловьев) [23 и 194]. В современныхфилософских концепциях толерантность упоминается в связи с проблемами свободычеловека,этнокультурнойидентичностиимультикультурализма(М.Уолцер) [214]. В философском контексте мы придерживаемся такого определения толерантности как уважение и терпимое отношение одних людей к другим;признание их права быть другими, иметь и выражать свои верования и убеждения, обладать способностью к диалогу и сотрудничеству. Толерантность, такимобразом, выражает интеллектуальную, эмоциональную и социокультурную зрелость конкретного человека как культурной и толерантной личности. Воспитаниетолерантных отношений становится обязательным пунктом национальной культурной политики, входит оно как часть в концепцию культурной политики нашейстраны.В отечественной литературе заслуживает внимания многовариантное понимание толерантности, предложенное В.А.Лекторским:1.
Толерантность как безразличие. Имеет либеральную политическую основу, с точки зрения которой, проблемы всего общества более важны, нежели наличие разногласий между людьми.2. Толерантность как возможность взаимопонимания. Если мы не можемпонять другую культуру или поведение, мы не должны быть априори враждебныпо отношению к ней.3.
Толерантность как снисхождение к слабостям других.4. Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог[121].Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит отисторического опыта народов. Толерантность можно рассматривать также как характеристику коммуникативности и самоидентификации. Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Толерант21Кант И. Об изначально злом в человеческой природе / И.Кант // Сочинение в шеститомах. Т.
4. Ч. 2. – М.: Изд. «Мысль», 1965.51ность в этом плане способна смягчить противоречия, но коренная задача заключается именно в их устранении. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий в форме правового государства.Низкий уровень толерантности характерен для традиционного общества.Традиционное общество не толерантно, прежде всего, по отношению к другимобществам. Традиционное общество защищает себя, подавляя всё инаковое исвоеобычное, следовательно, интолерантность можно рассматривать как своеобразный защитный механизм традиционного общества. Его основной принцип«делай, как делали все и всегда» позволяет осуществлять организацию только тогда, когда общественное мнение, а также индивидуальная, корпоративная и политическая реакции заставляют людей действовать на основе ритуала, традиции иобычая.
В России, где постепенно традиционная культура уступает место культуре постмодернистской, толерантность и интолерантность находятся в динамике.Растет толерантность россиян, но чаще всего в форме безразличия. Интолерантность как экстремизм наиболее ярко проявляется в межэтнических процессах ипроцессах межконфессиональных взаимодействий [84]. Российская молодежь,порой не имеющая жизненного опыта и знаний, чаще всего в «чужаках» начинаетвидеть причины собственной неустроенности. Это содействует распространениюэкстремистских настроений в молодежной среде, мешает упрочнению межкультурных отношений и коммуникации [208]. Все это следует учитывать при формировании концепции отечественной культурной политики, опираясь на практический опыт реализации программы толерантности в Санкт-Петербурге начала XXIвека [168].Социальные аспекты толерантности, законодательно закреплены в Россиина государственном уровне (Конституция РФ).
Теперь они обеспечены и авторитетом Декларации принципов толерантности, принятой 28-й сессией Генеральнойконференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г.:52– толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности;– это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;– это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма(в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка.Для современного человека толерантность как духовно-нравственная установка является основным условием межкультурного общения.
Однако, по мнению А.А.Гусейнова, необходимо уточнить содержание толерантности в современном её понимании в свете целей и практик диалога культур. Он пишет, чтонаиболее злободневными и трудными являются следующие вопросы:1. Означает ли толерантность примирительное отношение к нравственнымотклонениям.2.
Как соотносится толерантность с пафосом истины, который свойствененуниверсальным мировоззренческим принципам.3. В чем должна состоять толерантная позиция по отношению к тем, кто отрицает толерантность [59].По мнению Гусейнова, решение этих проблем напрямую связано с усилением межкультурных контактов. Он утверждает, что толерантность приобретаетпрактическую значимость в современном мире в качестве осознанного запрета нато, чтобы навязывать своё мировоззрение и свою культуру другим.
Так понятаятолерантность, по его мнению, «открывает дорогу для взаимодействия, сотрудничества людей разных мировоззрений, религий, культур по тем вопросам, в техсферах и формах, в которых они к такому взаимодействию и сотрудничеству готовы» [59].Развитие массового туризма, возросшая миграция между обществами, общедоступность культурных продуктов приводят как к конфронтации различныхцивилизаций, культур, религий и наций, т.е. к повсеместному столкновению людей с разными образами жизни, убеждениями, взглядами и обычаями, так и спо-53собствуют развитию межкультурной коммуникации. В таких условиях ключевойхарактеристикой человеческих взаимоотношений и даже условием их существования становится толерантность.
Способность слушать и слышать, уживаться сразличными точками зрения, стремление к согласию, дружелюбность, бесконфликтность, принятие иных обычаев, моделей поведения, интересов – всё это толерантность. Однако это слово не является синонимом соглашения и одобрения.Толерантные отношения, уровень толерантности в той или иной стране влияют наиндустрию туризма.Факторы развития туризма – это также и инфраструктура, уровень которойимеет для отдыхающих очень большое значение, и гостиничная индустрия, итранспорт, и уровень «цивилизованности» страны, и уровень доброжелательностиместного населения, и возможность лёгкой коммуникации с жителями региона.Например, Испания известна в мире как страна, в которой по-английски говорятразве что билетерши в кассе Собора Святого Семейства, однако испанцы мастерски жестикулируют и при необходимости нарисуют помадой на стекле картуместности или любую другую необходимую информацию.
Это актуально не только для Испании, но и для всей Европы. Вопросы толерантности и готовности помочь – это те самые факторы развития въездного туризма, над которыми в Россиинадо очень много работать. Развитие туристской деятельности должно стать ключевым вопросом современной концепции культурной политики России.На протяжении многих лет туризм рассматривался как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающая благосостояние и влияющая на качество и уровень жизни населения страны. На определенном этапе возникла необходимость рассмотрения туризма в рамках гуманитарного знания, в частности спозиций социально-философского подхода, позволяющего дать своевременную ивсестороннюю оценку процесса расширения туристской деятельности – воздействиям на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения. Это связано с тем, что в современноммире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка [183].
Философско-культурологическое54обоснование расширения сферы туризма базируется на понимании важной ролидля человека культурно-познавательной деятельности и рекреации, на признаниинеобходимости воспитания толерантных отношений в массовом сознании людей.Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, то естьмежкультурному взаимодействию и такому его виду как туризм. Отечественнымиисследователями отмечается ведущее положение культурологического элемента вструктуре туризма, что свидетельствует об огромном потенциале туризма в культурной и социальной сфере общества. Однако, следует отметить теоретическую ипрактическую непроработанность проблем развития культурного туризма как существенного элемента социокультурной сферы, особенно на региональном уровне.