Диссертация (Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций". PDF-файл из архива "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Среди этих проблем наименее изученными на сегодняшний день являются:воздействие туристской деятельности на морально-психологическое состояниелюдей; поиски механизмов увеличения ресурсного потенциала туризма безразрушения культурной сферы региона; оценка культурного туризма как средствасамообразования и расширения историко-культурных коммуникаций и др. [76].В качестве выводов по данному разделу отметим:1. Культура в современном мире выступает как средство интеграции человеческой деятельности, она противостоит социальной и этнической разобщенности, общественному хаосу, поэтому должна учитываться при разработке национальной культурной политики.2.
Межкультурное взаимодействие реализуются сегодня в контексте двухсоциальных тенденций: глобализма и локализации; они лежат в основании становящегося гражданского общества в России. Одной из характеристик этого общественного состояния является уровень толерантности или интолерантности, прямо влияющий на туристскую. Привлекательность страны или отдельно региона.3. Постмодернизм, как культура постиндустриального общества особоевнимание в своей уделяет феномену коммуникации; возникнув в сфере художественной культуры, теория постмодернизма сегодня наполнена социально-55философским содержанием, она должна учитываться при формировании концепции культурной политики России.4.
Насущной необходимостью в современной культурной политике Россииследует учет значимости для межкультурных контактов и обмена степени развития толерантных отношений, развитость межкультурной коммуникации, степеньсоциокультурной привлекательности и стабильности страны.5. Концепция культурной политики России сегодня включает следующиемоменты: придание российскому общественному сознанию общенациональныйхарактер; поддержание культурно-интеллектуального воспроизводства наций инародов России; выработка ценностных оснований межкультурного взаимодействия; смягчение культурно-психологических последствий глобальных международных обменов для отдельной личности и общества в целом и т.д.Глава 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕКАК ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ СОВРЕМЕННОГОКУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА2.1.
Социокультурные параметры общества как содержаниесовременного культурно-исторического процессаСегодня в результате расширения международных контактов как последствия глобализационных процессов происходят большие изменения в ценностныхориентирах. Этот процесс охватывает не только отдельные страны, многие этнические культуры, но и весь современный мир. Идет процесс формирования новогомассового сознания. В целом, расширение межкультурного взаимодействия и международныхконтактовявляетсяэлементомсовременногокультурно-исторического процесса.
Отмечаются как положительные стороны мировой интерактивности, так и деструктивные явления, трансформации мировоззрения, связанные с инновационными исканиями в каждой культуре. В этих условиях вопросо формах и способах эффективного взаимодействия различных культур, научный56подход к формированию толерантных отношений при существующем потоке этнических, религиозных, туристических контактов особенно актуален.
Таким образом, как отмечают исследователи, социокультурные параметры общества становятся содержанием современного культурно-исторического процесса в целом 22.Что мы имеем в виду, говоря о социокультурных параметрах общества? Современный словарь предлагает в этом плане ряд соответствующих терминов:1) социокультурный подход, когда мы говорим о методологии познанияили действия, предлагающих рассматривать общество как единство культуры и социальности;2) социокультурные факторы, под которыми понимаются жизненныеценности, установки, культурные традиции;3) социокультурные феномены, проявляющиеся в огромных пластах человеческих отношений, таких как наука, образование, семья, туризм и т.д.;4) социокультурное пространство как комплексный показатель взаимодействия и коммуникаций людей, социального и духовного состояния общества,как срез социокультурной реальности, в которой отражены и основные ценности,и отношение к миру, и восприятие людьми друг друга, а также тех сообществ,ими организованных;5) социокультурная среда – та культура, которая нас окружает, в котороймы живем и развиваемся.Новая эпоха принесла с собой трансформацию облика практически всехсфер жизнедеятельности общества, в том числе и социокультурных институтов.Например, для характеристики современной социокультурной ситуации в Россиинеобходимо принять во внимание, по крайней мере, три группы факторов, обусловливающих ее сегодня:– факторы внутреннего развития, такие, как социальная динамика, экономическая модель развития, политические изменения и многое другое;22См.: Жуков В.И.
Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований.В 3-х т. – М., 2007. – Т. 1; Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.57– исторические факторы, связанные с национальным развитием российскойкультуры;– влияние на современные российские культурные процессы общемировойситуации.Социокультурная ситуация непосредственно воздействует на протеканиекультурно-исторического процесса в целом, его динамику и направленность.
Понятие культурно-исторического процесса может быть рассмотрено в следующихзначениях:во-первых, культурно-исторический процесс это процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, которые противостояли дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители, Морган,Энгельс);во-вторых, как историческое развитие человеческой духовности – эволюцияморального, эстетического, религиозного, философского и других форм сознания(Гегель, Кант, Шиллер, Гердер). Эта вторая линия в понимании культурноисторического процесса акцент делает не на поступательном развитии культуры,а на ее особенности в различных типах общества.
К этой же линии, как отмечаетВ.С.Степин, примыкали Шпенглер, Данилевский, Сорокин, Тойнби [199].Петербургская научная школа М.С.Кагана [92] в понимании культурноисторического процесса значимым считает выдвижение на передний план социально-исторических параметров культуры. Генетически это связывается с французским Просвещением, в философии которого история как протекающий во времени процесс необратимых общественных изменений стала предметом собственно философских рассуждений.
Термин Вольтера «философская история» обозначил представление о единстве и общей направленности всемирной истории. Руссоотстаивал идею теоретической реконструкции исторического процесса, существенно отличающихся от основанной на фактах описательной истории 23.Сегодня, говоря об особенностях осмысления культурно-историческогопроцесса, мы акцент делаем на общецивилизационном значении процессов глоба23Руссо Ж.-Ж.
Избранные сочинения. Т. 1-3. – М., 1961.58лизации. В научной литературе есть целый пласт расхождений в представлении оцивилизации – от множественности культурно-исторических типов (или цивилизаций) до представления о единонаправленном потоке цивилизационного движения, в котором сольются все культуры и народности. В последнем пониманииглобализация сливается с цивилизационным развитием, представляя, по сути,единый процесс объединения разных культур. Философское осмысление такойреальности идет в русле актуализации обсуждения межкультурного взаимодействия и межкультурных коммуникаций.Культурно-исторический процесс (он же и прогресс) в таком ракурсе представлений идет от локальных культур (род, клан, племенные культуры и их союзы) через полисно-государственные, национальные и державные структуры к общечеловеческим.
Закономерный характер этого развития предполагает преемственность и постепенность, многоэтапность с ускорением на каждом последующемэтапе истории человечества. Из закономерностей исторического историческогохода надо выделить еще усиливающуюся тенденцию обретения человеческимобществом ценностей так называемого гуманистического спектра: интеллектуальная свобода, гуманизм, положение человека в обществе, экономические и экологические ценности и т.д.Вопрос об общественном прогрессе находился в поле зрения социальнойфилософии немецкого Просвещения. Особенности его понимания отразились втворчестве Иоганна Готфрида Гердера. Труд Гердера «Идеи к философии историичеловечества» [48] представляет собой целостную философию общества и культуры именно в ее историческом измерении. Согласно Гердеру, человек есть высшее звено природы и, следуя принципу восхождения от низшего к высшему, онзамыкает цепь земных созданий.
Именно культура дает основание человеку считаться завершением природного развития. Она составляет специфическую (родовую) сущность человека. Передача культуры, по Гердеру, предполагает историю, история становится историей культуры и общественный прогресс становится культурно-историческим процессом.59Существование культуры во времени связано с языком и традицией как механизмами трансляции культуры. Таким образом, общение, и оно немыслимо безязыка, становится важнейшим фактором межличностной коммуникации, ее содержанием, а межличностная коммуникация на этнокультурном уровне становится межкультурным взаимодействием. Гердер И.Г.
проводил мысль о том, что нети не было народов и отдельных людей лишенных культуры, а различия междувысшими и низшими ступенями культурности являются, скорее всего, количественными, а не качественными различиями.Историческое познание культуры представляет собой динамическую систему. Само представление об истории изменялось во времени. Если в глубокойдревности люди считали, представляя ход истории, что лучшие времена позади,то, возможно, это следует рассматривать как регрессистские представления.
Ходистории как движение вперед, развитие, прогресс – это довольно поздняя мировоззренческая позиция человечества. Циклическое представление истории, связанное с концепцией организма [45] (рождение, детство, юность, расцвет, старение, уход в небытие) соответствует локальным способам существования культур.Формационный подход предложил понимать историю в виде спирали, то есть соединению представлений о повторяемости (цикличности) и развития (прогресса).Теоретическое осмысление различных подходов, различных методологий в объяснении исторического процесса привело к появлению философии истории.Доказательства в пользу единства исторического процесса достаточно разработаны.