Диссертация (Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций". PDF-файл из архива "Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Гражданское общество немыслимо без межкультурного взаимодействия. Основой гражданского общества является индивид – цивилизованный, самодеятельный, полноправный. Становление гражданского общества является сегодня основной целью российского общества и гражданского воспитания, оностановится приоритетным в социальной политике государства. Главная социальная ценность гражданского общества – это свободная личность. Рассматриваягражданское воспитание как цель профессиональной деятельности педагога, мынеизбежно выходим на проблему целеполагания.
По В.А.Сластенину, цель является «системообразующим фактором педагогического процесса» [187].Одним из эффективных направлений в гражданском и патриотическом воспитании подростков, педагогическом процессе в целом является туристско- краеведческая деятельность – походы, во время которых происходит сплочение коллектива учащихся, проходят совместные обсуждения с кратким обзором историии традиций данного края.
Участие в восстановительных работах при храмах и37церквях формирует у подрастающего поколения духовную атмосферу, приобщаетк истории России, ее значимости в мировом культурном пространстве. Активнаясовместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем.
Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массовогомасштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных,межличностных и межконфессиональных отношениях. Поэтому воспитание молодежи имеет прямое отношение к межкультурному взаимодействию, котороевозникает как внутри страны (отношения между народами и культурами внутриРоссии), так и во внешних культурных обменах и туризме. Содержанием межкультурного взаимодействия в этом случае выступают так называемые культурные универсалии, в которых фиксируется в наиболее общей форме социокультурный опыт включения индивида и группы в систему социальных отношений икоммуникаций [199].Процесс глобализации, развивающийся в настоящее время, приводит к расширению взаимосвязей различных стран, народов и их культур. Влияние осуществляется посредством культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями,путем научного сотрудничества, торговли, туризма и т.д.
Тема взаимодействия ивзаимопонимания культур, в которой все большее место занимает проблема специфики, самобытности и различий культур разных народов, освоение культурногоконтекста общего мирового пространства становится особенно актуальной в настоящее время. Глобальные изменения в политике, экономике и культуре сопровождаются соответствующими социальными и культурными явлениями, средикоторых на первое место выходят миграции населения, культурный обмен и массовый туризм. В таких условиях возникает потребность более внимательно и обстоятельно анализировать факты межкультурной коммуникации в контекстевзаимодействия и взаимовлияния этнических и национальных культур.
Как пишет38Е.В.Мошняга «можно сделать вывод, что для описания процессов и особенностейобщения представителей разных национальных и этнических культур применимлишь термин «межкультурная коммуникация», а не термины «международнаякоммуникация» или «глобальная коммуникация» [152].
Именно межкультурнаякоммуникация выступает важным фактором регуляции культурных отношений.Как многонациональная и поликонфессиональная страна Россия стремится создать эффективную систему социальной организации, в которой проблемы межкультурного общения являются более важными, чем политические и экономические.Россия – это действительно страна – континент, как определяли ее в своевремя евразийцы16*. Актуальность проблем межкультурной коммуникации обнаруживается во взаимодействии России, как с дальним зарубежьем, так и со странами ближнего зарубежья, утверждающими свою культурную самобытность, государственный язык. Межкультурная коммуникация важна и для самой России,исходя из факта наличия субъектов федерации, многие из которых столь отличныпо культурным основаниям. И здесь незаменимой становится роль русской культуры и русского языка, которые обеспечивают единство и целостность страны.Анализ значения отечественных духовных традиций в сфере культурногообмена и туризма позволил сделать следующие выводы:1.
Русская культурная традиция сегодня испытывает трансформации, онинеизбежны, т.к. идет процесс социально-экономической модернизации, и странаиспытывает влияние глобализационных процессов. Однако потребности культурной самоидентификации вызывают насущную необходимость сохранения и развития отечественных духовных традиций, соответствующих русскому менталитету.16*Евразийство – идейное и общественно-политическое течение первой волны русскойэмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни кдругому.392.
Традиции и новации в механизмах социокультурных трансформаций находятся в диалектическом единстве, это их целостность наиболее ярко проявляются в межкультурных обменах, туризме, межкультурном взаимодействии. Традиции выступают содержанием культурного традиционализма, они весьма значимы для теории и практики отечественного консерватизма.3. Воспитание личности молодого человека является целью современнойкультурной политики; эта цель достигается и за счет восстановления краеведческой деятельности, переориентации педагогики с обучения на воспитание, обеспечения возможностей семейного туризма и т.д.4. Туристская деятельность как важнейший механизм социокультурныхтрансформаций дает незаменимые возможности для знакомства молодежи и детейс лучшими отечественными духовными традициями: патриотизмом, гражданственностью, державностью, милосердием и веротерпимостью.1.3.
Место межкультурного взаимодействия в концепции современнойкультурной политики РоссииКультура и успешная координация социокультурной деятельности в обществе дает в нем состояние стабильности, преемственности и устойчивого развития. Культура в этом плане важнейший элемент противостояния общественномухаосу [100]. Это приобретает особое значение в кризисном обществе, лишенномпредсказуемости своего воспроизводства. Существуют два фактора, которые вближайшее время решающим образом повлияют на социокультурное развитие,скажутся на определении подходов к реализации его стратегий, действующих силах и вероятных формах их взаимодействия – это глобализация и локализация.Они отражают неразрывные тенденции развития современного постиндустриального общества, связанные, с одной стороны, с универсализацией и стандартизацией социокультурной жизни, а с другой стороны, с ее продолжающейся этническойи культурной обособленностью.
Это в полной мере относится к современной Рос-40сии, вошедшей в процесс глобализации и вырабатывающую концепцию культурной политики эпохи постмодерна.Уже отмечалось, что глобализация – это закономерное следствие общественного развития. Она может внести позитивный вклад в развитие творчества,способствовать обогащению различных культур в процессе их взаимодействия,формированию глобальных рынков для обмена культурной продукцией, вызватьвпечатляющие изменения в культурном пространстве, которые происходят подвлиянием изменений в таких секторах, как радио, кино, телевидение, туризм, Интернет.
Глобализация необходима человечеству, т.к. без нее не справиться с проблемами постиндустриального общества. Однако глобализацию нельзя воспринимать идиллически. Если она пойдет по американскому варианту, то это способно привести к общественной нестабильности и нанести ущерб национальным иэтническим культурам [201 и 202].Сегодня культурная глобализация ассоциируется с высокой проницаемостью национальных границ, повышением интенсивности, объема и скоростикультурных взаимодействий. Она сопровождается кризисом базовых ценностей,трансформацией культурного контекста национальной идентичности.
В обществебольшое значение приобретают транснациональные корпорации, владеющие инфраструктурами и организациями для изготовления и распределения культурныхтоваров, а так же увеличивающаяся интенсивность культурных связей под влиянием процессов в секторах масс-медиа и туризма. Культурная глобализациядолжна учитываться при формировании концепции отечественной культурнойполитики, поскольку она так или иначе связана с развитием западной культуры.Такого рода особенности современной формы глобализации стали насущным вызовом информационно-культурной безопасности нашей страны, развитию ее национально-этнических культур.При рассмотрении проблем социокультурной глобализации наиболее важным является вопрос о соотношении унификации и культурного многообразия вобществе.
Это одна из социально-философских и антропологических проблем настоящего, поскольку является проявлением глубинных основ человеческого твор-41ческого потенциала и самоопределения человека во времени и пространстве.Множественность и равенство культур (национальных, этнических, культур малых народов) предпосылка того, что логика мировых событий не подчинится всеобщей стандартизации, формированию «мировой деревни» (Маклюэн). Связи локализации и глобализации многоаспектны [174].