Диссертация (Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе". PDF-файл из архива "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Тогда только в этом действии воля реально проявляется29Бунин И.А. Жизнь Арсеньева // Бунин И.А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.5. М.: Худож. лит., 1988.С. 37,38.23как энергия. Отметим, что решительность входит в само существо действия как его координирующий центр, определяющий и формирующий сам поступок, означающий прямое владениецелью. Таким образом, главное действие человека, проявляющего волю в поступке, имеет характер точности и попадания прямо в цель. В поступке сама воля проявляется как точное целевое действие, воплощающее решимость человека.Следовательно, в напряжении воли, проявляемой в решительности и самообладании, мыне можем говорить о ней как энергии, поскольку как таковая, она проявляется только в поступке.
С другой стороны, феноменологический анализ прямо направлен к тому, чтобы выявить волю как энергию, которая проявляется уже в самообладании. Только в нем воля проявляется ввиде напряженного сближения установки сознания с целью, а в решительности — в виде сгустка (пучка) энергии. Наконец в поступке воля проявляется как энергия, воплощая собой точноецелевое действие как суть самого поступка. Во всех способах проявления воли мы фиксируемвозникновение напряжения между целью, которая движет человеком и установкой, с помощьюкоторой движется к цели сам человек. Это напряжение основано на согласованности цели инастрое человека на цель, их сближении как двух полюсов, в которых собран человек.В поиске определения воли складывается дилемма: воля это потенция или энергия?Можно ли дать воле общее определение? Но прежде поставим вопрос: что происходит с волейпо достижении цели? Ведь воля тем и отличается от употребления силы и удовлетворения желания, что в своем проявлении она остается самой собой по достижению цели.
В свою очередь,достигнутые состояния счастья, радости, блаженства являются настолько самодостаточными иполными для сознания, что для них не нужно иметь никакой воли, не нужно проявлять усилий,нужно просто быть в них и переживать их. Эти состояния, как и стремление к ним, ставят подвопрос саму волю: стремление к счастью и удовольствию может быть продиктовано инстинктами, влечениями, чему подчиняется воля. В этом случае мы не можем полноценно описатьпроявление воли. Если воля проявляется в поступке как энергия, то бытие самой собой для воли означает возможность ее углубления и расширения до перспективы такой готовности к действию, что является ее мощью.
В этой мощи волей теперь пройдена своя собственная завершенность, замкнутая на достигнутой цели. Теперь, раскрывая феномен воли, мы должны пойтидальше, определяя мощь воли. В ней человек решительно полагает себя к новым свершениям:«Лучше гор могут быть только горы, // о которых еще не мечтал, // на которых еще не бывал» 30.С другой стороны, не достигая цели, человек все же может проявлять волю, которая оказывается слабой для цели.
Здесь ее также необходимо понять как энергию, не связанную и свободную30Высоцкий. Прощание с горами.24от своего осуществления. Наконец мы подходим к вопросу: имеет ли воля, если она понимаетсякак энергия, свою сущность? Ответ на этот вопрос требует общего определения воли.1.3 Научные исследования в перспективе вопроса о сущности волиОпределение сущности воли связано с вопросом о том, что волю делает волей. Имеетсяли некоторый субстрат воли, который является ее порождающим и генерирующим источником?Исследования насчет данного вопроса предстоит проводить с опорой на конкретные науки.Первые наметки к поставленным вопросам даются феноменологическим анализом, в ходе которого удалось установить отличие воли от желания, аффектации, простого проявления сил.1.3.1 ФизиологияИтак, начать следует с материального субстрата, исследованием которого занимаетсянаука физиология.
Основание науки физиологии принадлежит новоевропейской эпистеме, разработанной Декартом, на что указывает физиолог И.П. Павлов: «Основным исходным понятиему нас является декартовское понятие, понятие рефлекса… Это значит, что в тот или другой рецепторный нервный прибор ударяет тот или другой агент внешнего мира или внутреннего мираорганизма. Этот удар трансформируется в нервный процесс, в явление нервного возбуждения»31. За нервную деятельность и нервное возбуждение отвечают большие полушарии головного мозга, рефлексы (условные и безусловные, по Павлову) обеспечивают стабильность иустойчивость существования организма: «каждая материальная система до тех пор может существовать как данная деятельность, пока ее внутренние силы притяжения, сцепления и т.д.уравновешиваются с внешними явлениями, среди которых она находится»32.
Для Павлова различие инстинктов и рефлексов не меняет сути дела в исследовании нервной деятельности:3132Павлов И.П. Избранные произведения. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1949. С. 159.Там же.25«…как рефлексы, так и инстинкты — закономерные реакции организма на определенные агенты, и потому нет надобности обозначать их разными словами. Имеет преимущество слово рефлекс, потому что ему с самого начала придан строго научный смысл.
Совокупность этих рефлексов составляет основной фонд нервной деятельности как человека, так и животных»33.Строгость в отношении научных понятий превращается в строгость по отношению кпредмету, который может исследовать физиология методами естествознания, не прибегая кпсихологическим объяснениям: «беспристрастный физиолог современности должен признать,что физиология высшего мозга находится сейчас в тупике. Итак, психология в качестве союзницы не оправдала себя перед физиологией.
При таком положении дела здравый смысл требует, чтобы физиология вернулась и здесь на путь естествознания»34. В организме, объективноисследуемом в качестве системы действующих рефлексов, стабилизирующих его существование в среде реакциями раздражения, торможения и растормаживания (торможение торможения), нельзя выделить отдельную реакцию, например, торможение одного рефлекса другим иназвать ее волей, связывая с нервной деятельностью и высшим отделом головного мозга.
Чтобыобъяснить деятельность ума, работу представления, проявление воли, не нужно выделять отдельный фрагмент системы: исследовать волю здесь означает сохранить целостный взгляд наорганизм как систему. Совершенствование деятельности организма актуально как уравновешивание всех раздражителей, торможений и растормаживаний. Но доминирование определенныхреакций и действий требует их обобщения или классификации, так как именно оно связываетсяс характером: «Наиболее частыми являются слабый тип во всех его вариациях и живой, сангвиничекий; затем безудержный, холерический, и всего реже спокойный, флегматический. Опираясь на элементарность физиологических основ классификации нервной системы животных,надо принимать те же типы и в людской массе, что уже и сделано классической греческой мыслью»35.
Целостное видение организма превращается в классификацию характеров человека, которую Павлов берет у Гиппократа, выделившего сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.В итоге Павлов находит через физиологию механизм объяснения человеческого поведения в социальной сфере, творчестве, межличностном общении: «…надо прибавить, что замкнутость, отчужденность от общества вовсе не есть исключительная черта шизотимиков, т.е. слабых людей.
Могут быть замкнутыми и сильные люди, но на совершенно другом основании… Азатем следует, конечно, масса людей более или менее, а то и чрезвычайно сильных и вместеуравновешенных, флегматиков и сангвиников, которые делают историю человечества, то сиТам же, с.163.Там же, с. 186.35Там же, с.292.333426стематически, более или менее мелким, но неизбежным трудом во всех областях жизни, то подвигами ума, высоких чувств и железной воли»36. Понять, чем является здесь воля, значит указать на соответствующий тип характера.Чтобы дать ответ о сущности воли, согласно физиологии Павлова, необходимо для начала определить материальный субстрат и учитывать все полученные данные: нервная деятельность, высшие отдела головного мозга, совершенствование действий торможения реакций.
Материальный субстрат — мозг и его высшие отделы. Начало нервной деятельности принадлежитмозгу, управляющему рефлексами, которые влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом, уравновешивая и стабилизируя деятельность организма и его существование в среде.Обобщенно можно сказать, что сущностью воли, согласно физиологии Павлова, является конфигурация рефлексов, отражающая сильный тип личности. Понятие конфигурации освобождает от жесткой привязки сущности к субстрату.
Стоит ли, оставшись на физиологической точкезрения, считать вопрос о сущности воли решенным и снятым? Это вопрос о различии воли иинстинкта (рефлекса). Оппонентом в исследовании воли для физиологии является психология;кризис физиологии, с естественнонаучной точки зрения Павлова, возникает, когда физиологначинает пользоваться психологическими понятиями, когда «он перескочил из протяженногомира в не протяженный». Чтобы подвергнуть волю философской рефлексии, необходимо выйтик пределу научного исследования, физиологического и психологического.Протяженный или не протяженный мир (объективный или субъективный мир) — местоспора физиологии и психологии о сущности воли.