Диссертация (Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе". PDF-файл из архива "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Устюговой. Кэстетическим теориям, преодолевающим субъект-объектную парадигму исследования, относятся труды Т.Адорно, Д. Лукача. К критическим исследованиям эстетизации сознания относятся труды Дж. Ваттимо, В. Вельша, Ж. Рансьера, Ю. Хабермаса, Б.Хюбнера.Актуальным исследованием феномена воли сегодня является книга Ханны Арендт«Жизнь ума». В ней Арендт рассматривает волю как способность ума, «ментальный орган длябудущего», феномен воли раскрывается как внутренняя достоверность «я хочу». Арендт сближает свою трактовку с кантовским пониманием свободы и воли как практического разума:«Здесь речь идет о Воле как об источнике действия, т.е.
как о способности "безусловно начинать новый ряд" событий (Кант)»15. Сознавая необходимой связку воли и разума, сегодня мыдолжны исследовать феноменологические аспекты воли. Таким образом, первичными данностями оказываются цели и установки к действию, какие формируются в человеке, сознаются имсамим как действенные и необходимые к достижению желаемых целей.
В этом отношенииважными являются исследования Жака Деррида, показывающего в процедуре когито тождество мышления и говорения для картезианской философии: «В сущности, обходя молчаниемпоставленную Cogito проблему речи, Декарт, похоже, имеет в виду, что мыслить и говорить —одно и то же»16. В различии между мышлением и волением необходимо отличать мысль отдействия. Установка как важнейший элемент проявления воли действенна в преисполненныхмотивацией речах, в побуждающих к действиям словах, в разумных убеждениях отказа от действия. Деррида, понимая волю как высказывание гиперболы познания, связывает ее с силой самого слова, решительностью голоса и противопоставляет мышлению, которое задает разумныйпредел познанию (прогрессированию в безумие).
Актуальная задача настоящего исследованиязаключается в том, чтобы исследовать действенные установки как условие проявления воли иэстетического самовыражения человека.«Верность верности» — термин философии Алена Бадью — есть не что иное, как воля кволе. Смысл концепта состоит в устойчивом полагании себя как бессмертного существа (человека), захваченного процессом истины (любви, науки, искусства и политики).
Бадью активноАрендт, Ханна. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013. С.238.Деррида Ж. Письмо и различие / Пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина. Сост. и общаяред. В. Лапицкого. СПб.: «Академический проект», 2000. С.76.15169пользуется понятием воли в анализе событий ХХ века, проходящих под знаком страсти к реальному, называя век волюнтаристским, на рубеже которого стоит философия Ницше. Воля вверности событию всякий раз подлежит уникальному именованию. Для диссертационного исследования актуально сравнение процедур именования и эстетизации воли.Обращение к понятию энергии осуществляется в проекте синергийной антропологииС.С.
Хоружего. К результатам исследований С.С. Хоружего относится использование этого понятия как альтернативного сущности, субъекту и субстанции. Новая трактовка сближает энергию с импульсом, побуждением, первичным стремлением. Этот новый философский взгляд,отталкивающийся от опыта христианской аскезы, исихастского восхождения и соединения сбожественными энергиями, дает возможность видеть человека в его энергийном образе, постоянном изменении, что отличает поведение современного человека. Соответственно, и волюздесь можно понимать в качестве интеллектуальной энергии человека, имеющей свое воплощение в сосредоточении (решительность) и проявлении в действии (поступок).Современные научные исследования раскрывают тему безволия (например, психология), но не требуют реконструкции феномена воли.
Тема бессилия современного человека, существующего в мире медиа, исследуется в работах В.В. Савчука в связи с анестезией. Наделение мира медиа статусом реальности (медиареальность) раскрывает проблему отрыва человекаот своих источников интенсивного проживания жизни, полагания смысла и целей, волеизъявления, рождаемых культурой. Проявление воли возможно только как культурный жест, чтопротивостоит стереотипам цивилизации, для чего вводятся понятия жертвы, боли, раны, напрямую указывающие на волю как терпение боли и опыт, вписанный в личную историю. Ключевым здесь для человека является полноценное (полнокровное) проживание жизни с присущимей энергетизмом.Феномен эстетического волюнтаризма, отличающего немецкую культуру, исследуется вработе Ж.-Л.
Нанси и Ф. Лаку-Лабарта («Нацистский миф»). Эстетизацию политики в периодфашизма критически исследует В. Беньямин. Сближение эстетики как науки с метафизикой воли исследует итальянский философ Дж. Агамбен, указывая на кризис эстетики и эстетическоговосприятия современного человека. Свои идеи философ развивает на основе учения Хайдеггераоб искусстве.Тема информационного технологического общества, в котором человек становится егожертвой, исследуется в трудах С.Г. Кара-Мурзы, Б.В. Маркова В.В.
Савчука, Б.Г. Соколова,Е.Г. Соколова, Дж. Агамбена, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, С. Жижека, М. Маклюэна,Г. Маркузе, Ж.-Л. Нанси, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Тофлера. Критика философии классическогорационального субъекта, на фоне которой проясняется смысл практического технологического10завоевания мира (воля к господству, воля к насилию, идеология общества знания как воля к истине) развивается в работах Т. Адорно, Х. Арендт, В. Беньямина, М. Фуко, М. Хоркхаймера.Непосредственной проблеме свободы воли и моральной ответственности посвящены исследования отечественных ученых и философов: В.В.
Васильева, Д.Б. Волкова, И.Д. Джохадзе,С.М. Левина, А.С. Мишуры, Д.Н. Разеева, М.А. Секацкой. К зарубежным относятся исследования Р. Кейна, А. Мили, Д. Перебума, М. Равиццы, Д.М. Фишера, Г. Франкфурта, Дж. Уоллеса.Предмет исследованияФеномен воли, взятый в перспективе эстетизации. Над феноменальным уровнем исследованию подлежит эстетизация трактовки воли, подразумевающая трансляцию смыслов воли вистории между культурами, художественными и философскими ее трактовками.Объект исследованияФилософские концепции и образы воли, представленные в произведениях классическойи современной художественной литературы.Цель и задачи исследованияЦель исследования — раскрыть способы эстетизации (трактовки) воли в современномфилософском дискурсе.Поставленная цель требует решения следующих задач:1. Осуществить феноменологический анализ воли, раскрыв ее потенциал в качестве интеллектуальной энергии человека.2.
Конкретизировать вопрос о сущности воли, обобщив результаты исследований в психологии, физиологии, психоанализе.3. Исследовать способы эстетизации в исторических трактовках воли.4. Реконструировать понимание воли в русской народной культуре и художественнойлитературе.5. Осуществить анализ художественного опыта эстетизации воли.6. Определить онтологические основания эстетизации (трактовки) воли.7. Исследовать феномен безволия современного человека, связав его с проблемой эстетизации жизни.8. Установить пределы эстетизации (трактовки) воли, раскрыв смысл процедуры ееименования.11Научная новизна исследования состоит в следующем:1. Раскрыты способы проявления воли, образующие феноменологию воли (самообладание, решительность и поступок).
Воля определена как интеллектуальная энергия человека, проявляющаяся в свободном полагании себя.2. Вопрос о сущности воли связан с ее пониманием как энергии посредством формализации.3. В перспективе историко-философского анализа раскрыт потенциал эстетизации в исторических трактовках воли. Исследована эстетизация трактовки воли, которая осуществляетсяв философии Ницше.4.
Осуществлен анализ эстетизации воли в художественном опыте с реконструкциейнародного понимания воли.5. Определены онтологические основания эстетизации (трактовки) воли в исследованиифилософии Шопенгауэра и Ницше.6. Разработан концепт дистанционного существования, используемый в анализе причинбезволия современного человека. В качестве эстетической определена проблема эстетизации(трактовки) воли.7. Установлены принципы различия между процедурами именования воли и ее эстетизации, выявляющие спекуляцию пониманием воли посредством ее приукрашивания.Теоретическая и практическая значимость работыТеоретическая значимость работы раскрывает перспективы объединения философии иконкретных научных исследований (психологии, нейрофизиологии и когнитивных наук).
Какправило, философская критика понятия воли в конкретных науках сводится к произвольнойтрактовке воли учеными, объединение же усилий требует общего пространства взаимодействия, чему стремится способствовать диссертационное исследование.Предложенная трактовка воли как энергии открыта анализу художественного опыта эстетизации воли. Исследованием открыта перспектива объединения философии и литературоведения, филологии. Феноменологическая интерпретация воли объединяет своими общими рефлексивными понятиями конкретные науки и философию, сохраняя экзистенциальное видениепроблемы и подступ к этическим установкам.