Диссертация (Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе". PDF-файл из архива "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Проявлениеволи возможно, если собранные усилия как-то соответствуют возможности и непосредственным действиям достижения цели. Чтобы это произошло, человек должен внутренне собраться,обрести настрой и перейти в деятельный режим существования: воля проявляется в переходе избездеятельного состояния, будь то созерцание или обыкновенная праздность, лень, в деятельное полагание себя.
Наличие настроя и цели (целеустремленности) – необходимые условияпроявления воли. Все же настроенность составляет существо целеустремленности, в то времякак наличие установки к действию и собранность человека в этой установке является таким жецентром притяжения сил в человеке, как цель является средоточием стремлений.Проблема феноменологии воли заключается в определении двух полюсов, которые действуют в экзистенциальной ситуации: цели и установки к действию. Необходимо наблюдениеза всеми тонкостями проявления воли, для которого предлагается своего рода ключ к понимаФилософия: энциклопедический словарь / Под ред.
А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2006. С.147.Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.1. Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-научн. фонд. М.:Мысль, 2010. С.432.24Философский словарь: основан Ш. Шмидтом. – 22-е новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа /Пер. с нем. / Общ. ред. В.А. Малинина. М.: Республика, 2003. С.83.222316нию: регулирование, регуляция или саморегуляция. Регуляция подразумевает контроль и упорядочивание, управление, восстановление нужного и желаемого порядка или состояния. Взаимодействие цели и установки сознания воплощает собой напряжение воли, стремительность еепроявления, или, наоборот, длительную концентрацию воли как энергии. Феноменология воли— описание проявления воли как энергии, для которой регуляция существует привходящим об-разом: «Понятие энергии открывает еще один путь к построению неэссенциального философского дискурса, и путь этот обладает известной близостью к пути экзистенциальной философии»25.
Регуляция относится к процессуальному дискурсу, для энергийного дискурса воля является напряжением, возникающим в полагании человеком себя, когда его установка сознаниясближается с целью, в результате чего происходит ее достижение.Сосредоточие концентрации усилий в установке сознания означает, что те или иныеусилия и способности являются средствами достижения цели. Прямая связка цель-средствахарактеризует дискурс власти (политический дискурс, дискурс насилия и т.д.). В проявленииволи нужно увидеть, что способности еще приобретаются и реализуются согласно пути достижения цели.
Они действуют в едином координирующем центре, именуемом установкой сознания. Выражение ―сила воли‖ отсылает к характеру, к тому или иному качеству человека, будьто смелость, мужество, целеустремленность, что переводит размышление в психологию, в лучшем случае, в этику. Феноменологический анализ описывает экзистенциальные ситуации проявления воли. В исследовании воли представляется возможным определить способы ее проявления человеком в экзистенциальных ситуациях. Следовательно, взаимодействие этих способовобразуют феноменологию воли.
Фиксируя понятийный блок определения воли, оставляя в стороне регуляцию, назовем его согласованием установки с целью.В проявлении воли концентрация на цели превращается в формирование и активациюдейственной установки для ее достижения. Сила же относится к этому средоточию привходящим образом как средство, пригодное в тот или иной момент времени. Воля отлична от физической силы, желания, с которыми она действует, но в качестве их надстройки благодаря разуму.Силы, желания, способности входят в собирающую установку, стартовое положение. Чтобыдать определение воли, необходимо подобрать нужные слова для именования стартового положения, которые займут главенствующее место в определении.
С обращением человека к деятельному режиму полагания себя в проявлении воли, данное стартовое положение назовем готовностью действовать. Воля есть готовность действовать и полагать себя в установке созна-25Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии // Хоружий С.С. Исследования по исихастскойтрадиции: В 2 т. Т. 2. Многогранный мир исихазма. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. С.373.17ния, согласованной с целью. Это первое определение может быть поставлено под вопрос в ходедальнейшего анализа.1.2 Раскрытие феномена воли1.2.1 СамообладаниеПолагание себя определяется готовностью действовать.
Где, как ни в ее формированиидля начала проявляется воля. Закаленность, стойкость отличают волю человека в этой готовности. Попадание в экстремальную ситуацию, что чревата смертью, вызывает страх или робостьскладывает давящие обстоятельства. Подвижность как суетливость, торопливость могут бытьприсущи образу жизни человека: «Чересчур подвижной, груботелый, с обрывчатыми спешащими движениями, он вызывал какое-то беспокойство и казался лишним…»26.
Привычки, стереотипы поведения, в которых собран человек или, напротив, рассредоточен, могут поддерживаться волей к жизни, где разум сомкнут с инстинктами. Что же будет проявлением воли, когдаинстинктивным действием является (согласно физиологии) бегство или оцепенение, ступор?Воля проявляется так: оказавшись в довлеющих обстоятельствах, человек, напротив,осознает свою возможность выстоять, полагая себя в установке сознания, составляющей существо его собранности в опасности. Давление и воздействие обстоятельств могут подчинить, задавить, погубить, травмировать. Но действие установки, которая проговаривается для себя, сосредотачивает человека, сближается с целью выстоять на том протяжении времени, сколькодлится давление обстоятельств внутренних и внешних.
Сближение цели с установкой в длящийся период времени, достижение цели реализацией установки, что обеспечивает человекуустойчивость, формирует его внутреннее тело сопротивления, есть проявление воли, которомуможно дать имя самообладания при наличии возможных его эквивалентов: стойкость, выдержка, неодолимость (хладнокровие как возможный вариант).Итак, раскрыт первый способ проявления воли: самообладание. В собранность человека,проявляющего волю, могут быть вложены нужные силы, настрой, аффекты (гнев), чувства, соШолохов М.А.
Собрание сочинений. Т.4. Тихий дон. М.: Гос. изд-во художественной литературы,1957. С.28.2618знаваемые как необходимые в данный момент. Самообладание проявляется как в довлеющихобстоятельствах, так и воспитывается в искусственно созданных. Чтобы воспитание было плодотворным, а установка сознания действенной, используются все возможные средства ее формирования, будь то примеры мужества и смелости из произведений искусства, предполагающиевоспевание подвигов.
Здесь мы встречаемся с воспитательной задачей эстетики воли, способной пробудить должные чувства, настрой и вызвать нужные аффекты.Воля, проявленная в реализации установки сознания, воплощается в строе речи, мотивирующей и побуждающей к сопротивлению и преодолению опасности. Действенным может оказаться даже слово. Набор действенных речей различен, они передаются от одного к другому, отучителя к ученику, от отца к сыну, от поколения к поколению, вырабатываются человеком в егоуникальных обстоятельствах, осознанных как переживание катастрофы, смерти, преодолениестраха.
Как правило, они имеют простую и ясную форму: «Давай, давай!», «Стойте, не двигайтесь!», «Держись!», «Не торопись!» и т.д. Критерием проявления воли является время выдержки, равное длительности давления обстоятельств и мотивирующая сила установки. К таким обстоятельствам относится боль, физиологическая, душевная. Тогда частным определением становится определение воли как готовности терпеть боль (само терпение боли). Структура речи,ее слаженность и действенность всегда требуют испытания. Нарушение речи носит причину,лежащую вне сознания, в бессознательном, которое, по Лакану, структурировано как язык,вмещающем страхи, комплексы, мании, фобии.
Через инстанцию Сверх-Я отдаются репрессивные приказы самому себе, превращающие установку в приказ, что создает опять-таки довлеющие обстоятельства для человека.1.2.2 РешительностьСтрого говоря, не определена необходимость достижения цели, которая относится кэтической проблеме долга. Несмотря на довлеющие обстоятельства, воля проявляется в их преодолении, какими бы катастрофическими ни были сами довлеющие обстоятельства. Это преодоление, обратимое с сознанием свободы (и освобождением) подтверждает устойчивость, несвязанную с витальностью.
Витальность здесь входит в установку в качестве средства достижения цели, но не является самой волей. Проговариваемая установка сознания вроде «держись!»,«крепись!» не несет смысла долга или принуждения. Объективное достижение цели принадле-19жит какому-то иному способу бытия, не исключающему насилия в различных его видах (политическое, правовое, моральное насилие). Этот способ бытия стремится к утверждению и узаконению какого-то образа жизни, в то время как самообладание проявляется в экзистенциальнойситуации, оставляющей человека порой наедине с самим собой.
Следующий способ, каким человек проявляет волю, связан с уверенностью, извлекаемой из опыта самообладания, которыйне переходит в режим объективного достижения цели. Это означает, что существует выбормежду возможностями достижения цели и между самими целями.В самообладании воля как энергия проявляется в виде напряжения, возникающего всближении достигаемой цели с установкой сознания (например, установки к терпению боли).
Всиле их притяжения друг к другу напряжение воли преодолевает довлеющие обстоятельства.Следующий способ проявления воли связан с подобным напряжением, условия которого отличны от самообладания. Сближение цели с установкой представляет также риск, возрастающий со степенью удаленности цели от человека (например, во времени). Достижение цели принятием решения создает напряжение воли в риске. По праву может возникнуть удивление: кактакое возможно? Как я могу достичь цели, реально ничего не делая, а только приняв решение?Однако это удивление точно попадает в суть решительности как риска: здесь ставится на консвоя свобода, в пределе — своя жизнь.