Диссертация (Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе". PDF-файл из архива "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Если говорить об эстетизации воли, то она всегда опосредована уже каким-то пониманием воли, поэтому важным является разбирательство симеющимися ее трактовками, реконструкция того или иного смысла воли, которыми уже определяются основания самой эстетизации. До уровня понятия необходимо исследовать феноменволи, органичным раскрытием которого может стать эстетизация — эстетическое представление воли как воспевания ее или художественного повествования. «Эффект присутствия комментария превращает события и тексты в особые эстетические феномены — речь может идти освоего рода универсальной эстетизации»9.
Решение аналитической задачи опирается на исследование художественного опыта эстетизации воли и раскрытие ее потенциала в историческиключевых трактовках воли.Чтобы подвергнуть анализу эстетизацию трактовки воли, исходящую из исторического ифилософского развитие понятия, имеющего эстетическое выражение, для начала необходимоувидеть волю во всем многообразии ее проявлений. Воля должна быть осмыслена как энергия,философские трактовки которой представлены Аристотелем и М.
Хайдеггером. Позиция исследования состоит в том, что сегодня нужно новое (специальное) понимание энергии, раскрывающее феноменологию воли. Для философского дискурса понятие энергии становится ключевым философским концептом в осмыслении антропологической реальности (С.С. Хоружий).Воля может быть раскрыта как специфическая интеллектуальная человека (также как внимание,познание), при этом актуальной задачей становится определение условий, в которых проявляется эта энергия.
К ним следует относить наличие цели и установки к действию, что представляют два полюса, между которыми в их сближении возникает напряжение воли в экзистенциальной ситуации. Как цель движет человеком, так и сам человек полагает себя к цели при помощиустановки к действию, связывающей его с другими людьми. Существуют различные способыпроявления воли, раскрывающие суть сближения цели и установки вплоть до их напряженногосближения друг с другом в опыте самообладания, когда достижением цели является реализацияустановки.Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб.: «Наука», 2004.С.18,19.96С одной стороны, справедливо констатировать, что человек современного информационного общества, активно осваивающий жизнь в киберпространствах, утрачивает способностьволи. При этом, он осознает острую нехватку воли, оказываясь в (исторической) неопределенности своего будущего. Как результат — историческое бессилие его мысли о самом себе: «Исчезновение субъекта в его исторической и культурной определенности связано с глубочайшимкризисом самоидентификации…»10.
Кардинальные изменения, происходящие с человеком, неподдаются целостному научному осмыслению: «…сегодня трансформирован способ самопонимания современного человека, в то время как инструменты интеллектуального схватываниятакового остались прежними; мы присутствуем при своего рода сугубо инерционном бессилиигуманитарных наук иметь дело с происходящим»11.
Раскрытие феномена безволия превращается в нечто большее, чем простое определение антонима воли. Но с другой стороны, киберпространство видится многими исследователями как источник новых интенсивных переживаний,которых лишен в условиях потребительской культуры современный человек: «Раз эстетическиесатисфакции не следуют больше за этическими трансценденциями или имманентными реализациями целей, они должны стать непосредственной целью нашей деятельности — в восприятии,aesthesis и переживании виртуальных миров»12. Раскрыть связь между безволием человека и егоэстетической сатисфакцией, воплощающейся в эстетизации как приукрашивании — актуальнаязадача эстетического исследования, укорененного в проблематике современности.Помимо необходимости осмысления таких форм безволия как сон, наркоз, сегодняформами бессилия человека становятся фрустрация, апатия, депрессия, равнодушие.
В активном использовании болеутоляющих средств человек утрачивает способность терпеть боль какпроявление воли. Одной из активно осваиваемых территорий безволия сегодня становится прокрастинация (Дж. Перри «Искусство прокрастинации») — откладывание дел, оправдание и эстетизация собственной лени. Таким образом, унифицированный капитализмом образ жизни,отличительной чертой которого является эстетизация как приукрашивание, воплощает безволие человека во множестве его форм: налицо кризис эстетического восприятия, что являетсяодной из сторон кризиса эстетики. «Конечная остановка западной эстетики — это метафизикаволи, то есть жизни, понятой как энергия и творческий импульс»13. Если конечной остановкойзападной эстетики становится метафизика воли на уровне понимания бытия, то, пройдя черезУстюгова Е.Н.
Об «историческом» и «онтологическом» смыслах соотношения подлинности и имитации // Studia Culturae: Вып. (26): Jubilaeus: Е.Н. Устюгова. С. 167-178.11Богатов М.А. Исследование самопонимания как способ диагностики положения современного человека // Фонарь Диогена. 2015. № 1. С.115-130.12Хюбнер Б.
Произвольный этос и принудительность эстетики / Пер. с нем. — Мн.: Пропилеи, 2000. —С.148.13Агамбен Д. Человек без содержания / Джорджо Агамбен; пер. с итал. С. Ермакова. М.: Новое литературное обзрение, 2018. С. 98.107ХХ век как век преодоления метафизики (Ф. Ницше), мы вновь можем полагать на феноменальном уровне волю основанием эстетического восприятия и постижения прекрасного. Воляявляется онтологическим основанием эстетического самовыражения человека, следовательно,самой эстетики.Актуальность диссертационного исследования для современной философии и эстетикисостоит в раскрытии эстетической проблемы такого основания деятельности человека как воля.Как человек, проявляя волю, осознает потребность в эстетическом самовыражении? Или утрачивая волю, почему в качестве удовлетворения человек довольствуется эстетизацией своейжизни и самого себя? Как провести различие между эстетизацией воли как ее эстетическимпредставлением и приукрашиванием? Таковы вопросы диссертационного исследования, требующие своего предмета.
Проявляя волю, человек переходит в деятельный режим существования, где важно исследовать предельные возможности воли. Воля создает просвет в действиях— она проявляется в силе свободного выбора, долгого и усиленного поиска целей, решений. Взаданной пониманием воли перспективе необходим анализ ее эстетизации в философских концепциях и художественных сюжетах. Перипетии и коллизии, напряжения и перенапряжениячеловеческой воли также требуют описания, попадающего прямо в цель того, что такое воля ичто есть отсутствие воли.
Проблема эстетизации (трактовки) воли заключается в установленииразличия между ее эстетически описывающей способностью и приукрашиванием, спекулирующим пониманием воли в угоду всякого рода интересам политического и коммерческого характера. Задача создания концепта воли, включающего в себя ее феноменологические аспекты,сегодня сродни деятельности художников и философов, создающих концепты в художественном произведении: «Таким образом, мы видим, что как и современная чувственность, всебольше и больше выстраивающаяся из рационального и медиального горизонта, все больше ибольше рационализируется по определенной модели, так и художественные практики демонстрируют сходный дрейф, сказывающийся в том, что в этих практиках все больше и большеречь идет о вполне рациональных моделях, вмонтированных в эстезис художественного объекта»14.Степень научной разработанности проблемыФилософское исследование эстетизации (трактовки) воли исходит из того, что эстетизации подлежит сам человек и его виды деятельности.
Концепция эстетического человека (HomoAestheticus), сформулирована Эленом Диссанайком и Люком Ферри. Однако названная концепция развивается в перспективе Homo, человека, за которым предполагается определеннаяСоколов Б.Г. Онтология чувственности (Концептуализация Homo Aestheticus. Часть 2). СПб.: Издательство РХГА, 2015. С.178.148субъектность. Напротив, концепции эстетики множественности (Н. Буррио, А. Негри,М. Хардт) делают акцент не на субъекте, а на практиках субъективации (А.Е. Радеев).
К отечественным исследованиям эстетизации как парадигмы современности относятся трудыА.А. Грякалова, В.Д. Лелеко, С.Б. Никоновой, О.В. Солодовниковой. История эстетическоймысли в перспективе проблем современности исследуется в работах Т.А. Акиндиновой,В.В. Бычкова, М.С. Кагана, О.А. Кривцуна, Б.Г. Соколова, Л.Н. Столовича, Е.Н.