Диссертация (Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе". PDF-файл из архива "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
12ОглавлениеВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................................. 3Глава 1. Феноменологический анализ воли....................................................................................... 141.1 Поиск определения воли ............................................................................................................ 141.2 Раскрытие феномена воли ......................................................................................................... 171.3 Научные исследования в перспективе вопроса о сущности воли .........................................
241.4 Психоанализ ................................................................................................................................ 331.5 Решение вопроса в философии ................................................................................................. 361.6 Эстетизация (трактовки) воли ...................................................................................................
40Глава 2. Способы эстетизации в трактовках воли ........................................................................... 432.1 Эстетические мифологемы Платона ......................................................................................... 432.2 Катарсический эффект воли ...................................................................................................... 482.3 Стоицизм ..................................................................................................................................... 542.4 Две воли Христа .........................................................................................................................
592.5. Картезианское решение проблемы воли ................................................................................. 682.6 Эстетизм фаустовской воли ...................................................................................................... 722.7 Воля господина в трактовке Гегеля ..........................................................................................
752.8 Эстетизация воли Ницше........................................................................................................... 78Глава 3. Эстетизация воли в художественной литературе ............................................................... 873.1 Понимание воли в русской народной культурe...................................................................... 873.2 Пушкин и Лермонтов о воле ..................................................................................................... 933.3 Воля в темах Достоевского ........................................................................................................ 973.4 Поэзия воли Платонова ............................................................................................................
1033.5 Повесть Чехова «Моя жизнь» ................................................................................................. 1113.6 Онтологические основания эстетизации воли в философии................................................ 117Глава 4. Проблема эстетизации воли в современной философии ................................................. 1264.1 Безволие — отступление перед реальностью ........................................................................ 1264.2 Формы безволия современного человека ............................................................................... 1274.3 Теория воли ............................................................................................................................... 136ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................................................
152Библиографический список использованной литературы ............................................................. 1563ВВЕДЕНИЕАктуальность исследованияВ современном технологическом обществе процесс эстетизации затронул множество политических, художественных, социальных и иных практик, сосредоточенных на преодолениибезразличия современного человека к жизни во множестве ее форм. Эстетизация унифицированного глобальным капитализмом образа жизни делает ненужным поиск его иных (политических, этических, эстетических) форм.
О масштабах безразличия современного человека к егоновым формам жизни и свободы говорит Ж. Бодрийяр: «Новая геометрия, новая экспрессия,новая абстракция, новые формы — все это великолепно сосуществует во всеобщей индифферентности»1. В эпоху постполитики и постидеологии (С. Жижек) более не существует политического решения проблемы индифферентности человека. Современные военные кампании, используя возможности медиа, осуществляют эстетизацию войны, тем самым экономически и политически оправдывая себя, эффективно воздействуя на общественное мнение. Эстетизация политики, по В.
Беньямину, предоставляет идентичность народу в идеологических надстройкахпри игнорировании реальных социальных, экономических и исторических отношений.Отношение к прекрасному в современном обществе лишено творческой способностиразличия между красотой и безобразным, что требует воспитания чувственности и усилия мысли: «Раз и навсегда освобожденные от своих оков, красота и уродство как бы разрастаются,становясь более красивым, чем сама красота, или более уродливым, чем само уродство»2.
Вэтом контексте многими исследователями (Дж. Ваттимо, В. Вельш, Ж. Рансьер, Ю. Хабермас,Б. Хюбнер) понятие эстетизации (целиком или какой-то из своих сторон) избирается для критики современности: «Феномен эстетизации, пронизывающий собой внешние слои существующего, выражается в стремлении человека всесторонне "приукрасить" свое жизненное пространство, задавая определенные представления и стандарты "чувства прекрасного" на уровне повседневного существования»3. Рассмотрение эстетизации как приукрашивания является первымкритическим подступом к осмыслению специфики современной культуры.Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла.
М.: Добросвет, 2000. С.24.Там же, с.29.3Думинская М.В. Постнеклассический образ эстетической онтологии // Современные проблемы науки иобразования. 2015. № 2 (часть 2). С. 602.124Общим определением эстетизации является «процесс сообщения тем или иным предметам и явлениям эстетических характеристик»4. Сегодня мы вправе адресовать философии проблему эстетизации в чувственном экспрессивном самовыражении человека: «Термин"aisthetikos" возник, как известно, в античной Греции и имел емкое содержание, обозначая многообразие чувственного восприятия, чувственного познания, чувственной связи человека с миром… Лишь в 18 веке у А. Баумгартена появляется термин "эстетика" обозначая вновь философское учение о чувственном познании, однако совершенство чувственного познания философназывает красотой, а в ее восприятии и созидании обнаруживает особый "энтузиазм" (чувство)»5. Энтузиазм, экспрессия, самовыражение — качества, которыми обладает тот, кто воспринимает красоту, когда раскрываются творческие усилия человека: «Материализация творческих усилий дает нам примеры непредсказуемой эстетики, которая в рамках субкультуры существует под именем "красота", а вне как "безобразное"»6.
Наряду с усилиями человека к самоопределению раскрывается смысл эстетического восприятия и эстетического опыта постижениямножественности: «Существует не субъект, а различные практики субъективации; существуетне объект, а различные маски виртуального; существует не действие, а различные линииускользания» 7. Феномен эстетизации открывает новый взгляд на красоту, представляющую собой процесс долгого и трудного преображения человека.Состояние энтузиазма, эстетически характеризующее свободную и сознательную жизнь,поддается осмыслению в главной теме существования человека — воле. Связь воли с эстетическим выражением и рождающуюся потребность в эстетическом самовыражении человека подчеркнул Достоевский лаконичной формулой, которую перенес в свой дневник Андрей Тарковский: «Боязнь эстетики — первый признак бессилия»8.
Энтузиазм воли, переходящий в эстетическое самовыражение, — прочная связь эстетики с волей как своим онтологическим основанием. Из пространства эстетического уместно ставить вопрос об эстетизации воли, формулируяаналитическую задачу для исследования. Эстетизация воли возможна в философских концепциях, сюжетах тех или иных произведений искусства. Эстетизации может подвергаться та илииная трактовка воли.
Так Чехов в лице персонажа Нины Заречной из пьесы «Чайка», читающейсочиненный Костей Треплевым для постановки сценарий, эстетизирует гностическую трактов-Никонова С.Б. Эстетизация как парадигма современности. Философско-эстетический анализ трансформационных процессов в современной культуре // Диссертация на соиск. уч.ст. д-ра философскихнаук / С.Б. Никонова.СПб., 2013.
— 414 с.5Акиндинова. Т.А. Homo aestheticus в эстетике формализма // Studia Culturae. 2015. № 24. С.5-15.6Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб.: Издательство РХГА, 2013. С.122.7Радеев А.Е. Поворот к множественности в эстетике и проблема чувственности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т.2. № 3. С. 108-116.8Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти томах.
Т.7. Ленинград, Изд-во «Наука», 1973. С.165.45ку мировой воли. В данном произведении Чехова присутствует и сама эстетизация воли в своемабсолютном виде, в отождествлении прекрасной всеобщей гармонии с мировой волей.Анализ эстетизации трактовки воли возможностями современной философской мыслиозначает то, что существуют различные способы описания воли, уровни ее рефлексии (художественный, философский), отвечающие тем или иным культурам и исторических эпохам. Понимание воли не локализуется в одной трактовке, но разворачивается с ходом истории, в которойчеловек осмысляет свои фундаментальные стремления и цели, определяя их как высшие, главные с этической и эстетической точек зрения.