Отзыв ведущей организации (1148833)
Текст из файла
ФЕДЕРАЛЬИОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИГ! ИМ. ПРОФ. М.А, БОНЧ-БРУЕВНс!Асс !СПЕ! УТ! УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе, „:. ттезт~ьцаук, доцент 1;",' ' 8 ~~4;:~'-',;;,':,~- -:: Дукельский Р!!:.='" " ~":"!.',:."'-',',=:КГ)нстантин Владимирович Юридический адрес: ссвберескссвя реки Мойки, л.
61, Санкт-Петербург, 191186 Почтовый адрес: пр. Большевиков, д. 22, кори, 1 Санкт-Петербург, 193232 Тед4812) 3263156, Фас!с: (812) 3263159 Е-спв!!с гесгог®во!.го ННН 7808004760 КПП 78400! 001 ОГРН ! 027809197635 ОКТМО 40909000 Р ю йм № 4Ю~М на№ от ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ на диссертационную работу Аленевского Ильи Андреевича «Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе», представленную на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.04 — Эстетика Завсегдатаи социальных сетей по себе знают о том, как быстро и незаметно пролетает время за просмотром новостной ленты или в общении с друзьями, как сложно оторваться от игры, дарящей приятное чувство победы или возбуждающей жажду реванша, как тщетны бывают призывы рассудка соблюдать трудовую этику и суточный режим. Этот пример — один из необозримой череды других свидетельствует, что способность современного человека контролировать свое поведение далека от идеалов стоицизма и монашества.
Но и менее взыскательный моралист, готовый проявить снисхождение ко многим слабостям человеческой природы, испытывает перерастающее в тревогу смущение по поводу обычных в наши дни рассеянности и безволия. Есть основания сомневаться, что субъект, образ жизни которого задан внешними обстоятельствами и охотно принят в качестве такового, способен нести ответственность за сохранение человеческого достоинства, за духовное и материальное благополучие соседей по подъезду и по планете, за будущие поколения.
Диссертация И.А. Аленевского, с разных сторон бросающая свет на вопросы практического самоопределения человека, представляет собой, помимо прочего, попытку разглядеть продолжение исторического пути для развитого общества и потому весьма актуальна. Диссертант размышляет о воле как о «главной теме существования человека» (с. 4). Исследование экзистенциальной ситуации помещено в историко- философский, научный, историко-культурный контексты. Благодаря соединению разных смысловых рядов работа приобретает плодотворное внутреннее напряжение, тематический объем, оставляющий широкие возможности для интеллектуального маневрирования, и содержательную индивидуальность. Формальное же своеобразии текста производится иногда плавными, иногда резкими переходами из одной идейной плоскости в другую. Проблемы воли, свободы, разума, интеллекта, целеполагания волнуют философские умы не первое тысячелетие, При конструировании своего понятийного аппарата диссертант учитывает классические трактовки отдельных понятий от Платона до Агамбена, избегая, однако, буквального следования какому-то одному авторитету.
При этом стремление получить феномен воли в чистом виде, не сводя его к физиологическому или разумному внешнему основанию, в наибольшей степени сближает рассуждения И.А. Аленевского с текстами иррационалистов и экзистенциалистов. Ницшеанские мотивы, на присутствие которых намекает название работы и которые усиливаются многократными ссылками на певца дионисийства, составляют важную компоненту авторского подхода к анализу философской терминологии и художественных явлений.
Борьба с метафизической традицией, жажда деятельности, прославление воли и страстей не только служат предметом изображения, но также создают атмосферу самой диссертации, повлияв, очевидно, и на выбор предметной области, и на отношение к познавательным средствам. Тем не менее, в том, что касается постановки вопросов и отыскания ответов, исследование больше всего тяготеет к манере Хайдеггера — серьезной, сосредоточенной, обстоятельной. Предпринятый И.А, Аленевским феноменологический анализ раскрывает сущность воли как единство самообладания, решительности и поступка, Эта понятийная триада позволяет по-новому — «сквозь метафизические конструкции» (с.
78) — посмотреть на классические концепции воли и уверенно квалифицировать позднейшие идеи. Например, в свете используемых определений открытое верным истине Декартом «сознание, когито, предстает как участок, спасенный от нерешительности» (с. 69), а Деррида, быстро начинающий тяготиться одной истиной, напротив, считает стремление к очевидности безумием, подлинную же «решительность воли... определяет в высказывании (логосе) гиперболы познания» (с.
138). Понятия диссертанта на протяжении текста соприкасаются и взаимодействуют с идеями Х. Арендт, А, Бадью, В. Беньямина, Ж. Делеза, Ж. Лакана, Б. Хюбнера и др. В процессе уточнения введенных в оборот понятий И,А. Аленевский оказывается вовлечен в давний спор о приоритете разума или воли и сталкивается с необходимостью обозначить свою собственную позицию. На первый взгляд, эта позиция вполне ясна и отчетлива: воля обнаруживает себя в напряжении между целью, которую указывает разум, и установкой к действию, то есть воля необходимо связана с разумом, более того, выступает как интеллектуальная энергия.
Подобное понимание выражено во многих разделах исследования и в положениях, выносимых на защиту (положения 2, 3). В то же время, в тексте встречаются рассуждения, заставляющие усомниться, что связь воли с разумом необходима, Сравнивая учения о воле и разуме Фомы Аквинского и Дунса Скота, И.А.
Аленевский отдает предпочтение волюнтаризму последнего и ставит вопрос о познании бытия как воления (с. 67), а в анализе воли к власти прямо утверждает: «отрицание цели не является отказом от воли» (с, 86). Иными словами, позволительно предположить, что воля в бытийном отношении первична и не нуждается в намечающем цели разуме.
Попытка гармонизировать авторскую позицию посредством описания воли и мышления в качестве равноправных модусов человеческого бытия (с. 144), безусловно, представляет интерес, однако не может быть признана завершенной, особенно с учетом того, что в рамках энергийного дискурса (с. 9, 16), покончившего с метафизикой субстанции, понятие модуса само нуждается в дополнительном объяснении. Важным прибавлением к феноменологическому анализу и обзору философских учений служит разбор научных концепций воли, прежде всего, физиологической и психологической.
Обращаясь к теориям И.П. Павлова, И.М. Сеченова, так называемых когнитивных наук„диссертант сначала останавливает внимание на проблеме материального субстрата воли. Признать ли таким субстратом головной мозг, или редуцировать мозговую деятельность к мышечным движениям, физиология остается замкнутой в кругу внешних описаний и констатаций, без достаточных оснований соотнося явления волевого порядка с изменениями на телесном уровне.
Но и классики психологии, такие как Г. Спенсер, В. Джемс, В. Вундт, В. Дильтей, по мнению И.А. Аленевского, подменяют рассуждение о воле как таковой описанием инстинктов и других проявлений витальности организма (с. 30). Только в психоанализе, берущемся изучать мифологизированные влечения без оглядки на их биологические предпосылки, исследователь находит путь к удовлетворительному пониманию воли.
Наконец, в число наук„занимающихся проблемой воли, входит социология. В диссертации нет соответствующего раздела, и это можно расценить как дискриминацию, поскольку рассуждения о порядке социальных взаимодействий, а также о факторах и направленности социальных изменений составляют существенный объем текста. Именно социологии, преимущественно ее экономическому и пол итологическому ответвлениям, принадлежат многочисленные замечания относительно глобального капитализма, дистанционного существования человека, медийных манипуляций, опыта и перспектив исторического развития.
Третий смысловой уровень диссертации, наряду с философией и частными науками, образует эстетика. Вслед за многими известными интеллектуалами И.А. Аленевский отмечает, что современная действительность подвергается эстетизации по самым разным направлениям и что часто этот процесс служит сокрытию нравственно ущербных социальных явлений. Он оставляет другим разоблачающую критику экономической эксплуатации, политического лукавства, бравого милитаризма и приступает к изучению способов эстетизации воли в философских учениях и художественньгх произведениях, вооружившись понятиями самообладания, решительности и поступка, Например, изложение мысли о том, что создание Платоном образов любовного томления и управления колесницей призвано пробудить в душе благородную устремленность к добру и справедливости, венчается указанием на смелость и иронию как «две характеристики свободного и решительного обращения с мифами» (с.
Характеристики
Тип файла PDF
PDF-формат наиболее широко используется для просмотра любого типа файлов на любом устройстве. В него можно сохранить документ, таблицы, презентацию, текст, чертежи, вычисления, графики и всё остальное, что можно показать на экране любого устройства. Именно его лучше всего использовать для печати.
Например, если Вам нужно распечатать чертёж из автокада, Вы сохраните чертёж на флешку, но будет ли автокад в пункте печати? А если будет, то нужная версия с нужными библиотеками? Именно для этого и нужен формат PDF - в нём точно будет показано верно вне зависимости от того, в какой программе создали PDF-файл и есть ли нужная программа для его просмотра.