Диссертация (Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе". PDF-файл из архива "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Имя этой оппозиции косвенно дает физиологСеченов: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводитсяокончательно к одному лишь явлению — мышечному движению»37. Мышечное движение здесьпересекается с деятельностью рефлексов, по Павлову, но появляется важное дополнение: речьидет о внешних проявлениях мозговой деятельности, в то время как о психической деятельности методом от противного следует заключить как о внутренней: «…обратимся к нашему существенному вопросу и посмотрим, каким образом развиваются внешние проявления деятельности головного мозга, поскольку они служат выражением психической деятельности»38. Итак,переведем вопрос о сущности воли в оппозицию внутреннее-внешнее: у проявления воли естьвнутренние и внешние стороны, из чего следует: деятельность рефлексов, мышечное движениекак проявление мозговой деятельности выражают внешнюю сторону ее проявления.
Физиология регистрирует деятельность как мышечную активность и активность рефлексов, называя ееТам же, с.293, 294.Сеченов. Рефлексы головного мозга [Электронный ресурс]. URL:http:bio.bsu.by›…downloads/sechenov_reflexi…mozga.pdf (дата обращения: 10.10.2017).38Там же.363727волей, наблюдая извне за организмом, она не исследует внутреннюю сторону явления, позицию внутреннего, которая для нее занята психологией с ее размытой терминологией, с точкизрения естествознания.
Таковой для физиологии не существует. Эта точка зрения физиологииправа в том, что без мозга и работы его полушарий никакой воли быть не может, но без мозганет и человека, так что физиологию необходимо объединить здесь с другими науками, чтобыцелостно представить вопрос о сущности воли. Далее классификация характеров являетсявнешней оценкой уже имеющегося феномена, который не раскрывается этой внешней оценкой.С рождением человек не получает никакой воли, будучи ребенком; волю нельзя измерить никакими количественными показателями, которые всегда будут говорить о силе, подменяя предмет.
Никакие тесты реально не определяют (по дате рождения и т.д.) и не могут определить такназываемое количество воли.Для физиологов внешняя точка зрения на волю актуальна в полемике с психологами.Используя различные понятия вроде торможения или задержки, физиология пытается объяснить рождение мысли, совершение поступка, но главной целью или наоборот скрытой мотивацией остается признать ложь за точками зрения, которые пытаются понять волю изнутри, издуши, сознания: «В каждом человеке, в самом деле, под влиянием какого-нибудь чувственноговозбуждения, раз вслед за мыслью является поступок, другой раз движение задерживается и актостанавливается (по-видимому) на мысли, наконец, третий раз под влиянием той же мысли является поступок, отличный от первого… В случае же, если внешнее влияние, т.е. чувственноевозбуждение, остается, как это чрезвычайно часто бывает, незамеченным, то, конечно, мысльпринимается даже за первоначальную причину поступка.
Прибавьте к этому очень резко выраженный характер субъективности в мысли, и вы поймете, как твердо должен верить человек вголос самосознания, когда оно говорит ему подобные вещи. Между тем это величайшая ложь.Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна»39. Современная биология и когнитивныенауки стремятся раскрыть оппозицию внешнее-внутреннее как отношение сознания и окружающего его мира, которое исследуется в решении проблемы взаимосвязи психики и мозга:«…любая действенная теория, объединяющая нейронауку с психологией, лингвистикой и искусственным интеллектом, должна опираться на научную модель связи психики и мозга, то естьна конструктивное решение психофизиологической проблемы»40.
«Меня очень интересует работа человеческого мозга, когда он находится на пределах своих возможностей. И в искусстве,Там же, с.55.Анохин К.В. Когнитом: в поисках общей теории когнитивной науки. Курчатовский институт (Москва)[электронный ресурс]. 2016. URL: science.ruland.com›Статьи›publikacii-anohina-k-v (Дата обращения:19.12.2017).394028и в науке случаются действительно потрясающие вещи, когда художник или ученый пытаетсярешить неразрешимую задачу, ставит цель, которая находится выше его сил, преодолевает этотбарьер и превосходит самого себя»41.
В заданной когнитивными науками перспективе возникает задача наблюдения за деятельностью мозга человека в его предельном опыте существования,в котором проявляется воля.1.3.2 ПсихологияЕсли психология определяет волю из позиции внутреннего, — субъективности, сознания, души, то уместно спросить саму психологию как науку об исследуемом вопросе сущностиволи.
Разделение внутреннее-внешнее подразумевает серию оппозиций, таких как субъективное-объективное, протяженное-непротяженное. С физиологической точки зрения определениесущности воли подменяется исследованием витальности организма, деятельность которогопосредством выработанных рефлексов стабилизируется и уравновешивается в среде обитания.Здесь происходит подмена понятий: на место витальности ставится воля.Исторически психология развивается вместе с физиологией на основе теории эволюцииДарвина.
Следовательно, душа понимается с точки зрения эволюции живого организма. Поэтому первые исследования по психологии раскрывают не столько означенную позицию внутреннего, сколько границу внешнего и внутреннего, субъективного и объективного. Один из первыхисследователей — Герберт Спенсер — английский философ, социолог, психолог.Спенсер говорит о новой области чувствований: «Таким образом, хотя и невозможнонайти непосредственные доказательства того, что чувствование и нервная деятельность сутьвнутренняя и внешняя стороны одной и той же перемены, однако гипотеза, что они суть именноэто, гармонирует со всеми наблюдаемыми фактами»42.
Завоевание и освоение новой позицииосуществляется постепенно, так что сама позиция располагается еще на уровне терминов и понятий: «Мы должны рассмотреть нервные явления как явления сознания. Изменения, рассматриваемые как виды, Non-Ego (Не-Я) и выраженные в предыдущих разделах, нужно теперь, рас-Интервью нейробиолога Константина Анохина о познании сознания. Симпозиум Brianstorm. Москва[электронный ресурс]. 2014.
URL: help-baby.org›blog/intervju…anokhina_o…2014-02-06…(Дата обращения: 19.12.2017).42Спенсер Г. Синтетическая философия: Пер. с англ . К.: Ника - Центр ,1997. С.151.4129сматривая их как виды Ego, выразить в терминах чувствования»43. Спенсер устанавливает различие между пространством и временем по новому основанию: по координации в пространствеи координации во времени, что отличает человека от животных. Философ выделяет область сознания, которое должно иметь темпоральное измерение: «Представляется вероятным, что мозжечок есть орган двойной сложности координации в пространстве, тогда как большой мозг естьорган двойной сложности координации во времени»44. Итак, складывается первое определениесубъективности: «Субъективное состояние распознается как таковое только тогда, когда оноимеет известную продолжительность: оно должно наполнить некоторое пространство в рядусостояний, иначе оно не познается как имеющееся»45.
Именно это субъективное исследует психология, завоевывая право на свою собственную точку зрения: «С ее субъективной стороныпсихология есть совершенно исключительная наука, независимая от всех других наук и дажеантитетически противопоставленная им»46.Последнее высказывание Спенсера претендует на раскрытие позиции внутреннего длярешающего тезиса о воле с психологической точки зрения.
Рассуждая о деятельности (психологического) субъекта, Спенсер развивает логику эволюции: он говорит о координации, возрастании сложности, отличающей деятельность сознания, сущность которого заключается в последовательной и органичной смене своих состояний, где большую роль играет их разделение, интеграция, для чего разрабатывается концепция общего синтеза. Возникает вопрос, к чему жеидет исследование, к каким конечным выводам приходит и о каких феноменах следует говорить, имея в виду высшие стадии развития сознания.
К таковым Спенсер причисляет ум, делаяключевой вывод: «Соответствие между внутренним порядком и порядком внешним — законУма — заключается в том, что постоянство (persistence) связи между состояниями сознанияпропорционально постоянству связи между теми действиями, на которые они отвечают» 47.Итак, Спенсер выводит закон ума как закон соответствия между внутренним и внешним порядками.
Иными словами, он с психологической точки зрения выделяет границу субъективного иобъективного мира, исследуя постоянство связей сознания и воздействий извне, на которые оноотвечает. Предел развития сознания, его высшая фаза — это установление постоянства жизнедеятельности (persistence).Итак, перед нами две концепции физиологии и психологии о деятельности организма,могущего проявлять волю: конфигурация рефлексов в физиологии и постоянство связей в психологии. Обе концепции указывают на цель существования организма и сознания: стабилизаТам же, с.149.Там же, с.146.45Там же, с.150.46Там же.47Там же, с.
174.194430ция и уравновешивание жизни (физиология), обретение постоянства связей и действий в мире(психология). Обе концепции в исследовании деятельности организма и сознания говорят ободном и том же, но тогда возникает вопрос: достигла ли психология действительно определения субъекта, проявляющего волю. Или же она остается на стороне раскрытия явления извне,как и физиология, только обойдя сущность как бы с другой стороны.