Диссертация (Обучение аудированию и конспектированию научного монологического высказывания иностранцев-нефилологов на материале языка специальности (фреймовый подход)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обучение аудированию и конспектированию научного монологического высказывания иностранцев-нефилологов на материале языка специальности (фреймовый подход)". PDF-файл из архива "Обучение аудированию и конспектированию научного монологического высказывания иностранцев-нефилологов на материале языка специальности (фреймовый подход)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
В работах Д.Е. Румелхарта и Д.Л. Макклелланда [Rumelhart;48McClelland 1988] используется понятие схемы, в трудах Дж. Лакоффа и М.Джонсона [Lakoff; Johnson 1981] – когнитивная модель.В 1970-1980-е гг. в советской системе образования получилираспространение опорные конспекты В.Ф. Шаталова. Разработанный В.Ф.Шаталовым метод представления знаний в форме опорных конспектовзаключается в концентрации наиболее важной информации в виде рисунков,графиков и формул [Шаталов 1987].В работах В.Ф. Шаталова были определены принципы построенияопорных конспектов, а именно:– лаконичность (300–400 печатных знаков);– структурность (4–5 связок, логических блоков);– смысловой акцент;– унификация печатных знаков;– автономность;– ассоциативность;– доступность воспроизведения;– цветовая наглядность и образность [Шаталов 1987].Позднее основные принципы построения опорных конспектов В.Ф.Шаталова были пересмотрены и усовершенствованы. В настоящее время онипредставляют собой:– полное отражение базового содержания учебного материала вопорном конспекте с четким выделением главного;– строгую логическую последовательность в расположении материала;– оптимальную наглядность, лаконичность, яркость изложения;– развитие инициативности и творческих способностей студентов;– постепенное повышение степени сложности при построении опорныхконспектов [Криволапова 1999; Макарова 2005; Чошанов 1996].Вместе с тем, ходе пересмотра принципов построения опорныхконспектов В.Ф.
Шаталова исследователями был назван ряд недостатковметода, заключающихся в отсутствии системности в конструировании опор,49обобщений в опорах, развития системного и творческого мышлениястудентов [Криволапова 1999].В 1970-е гг. А.М. Сохор разработал методику представлениясодержания текста в виде денотатной граф-схемы, которая позволяла нетолько сжимать информацию, но и воспроизводить ее в прежнем объеме. Подграфом он понимал «систему линий (так называемых ребер графа),соединяющих заданные точки (называемые вершинами графа)» [Сохор1974:24]. Исследователи отмечают, что в виде граф-схем структурируется,как правило, материал темы, главы, раздела, параграфа, лекционногоматериала и т.
д. [Макарова 2005; Магомедов 2002]. При этом составляетсяединая структурная схема, по которой работают студенты. Такая схемапредставляетсобойпостоянныйкаркас,которыйфункционируетвнеизменном виде на материале любого учебного предмета [Гурина 2007].Между опорными конспектами, структурно-логическими схемами,граф-схемами и фрейм-схемами имеются различия и сходства [Филлмор1983; Шаталов 1987; Магомедов 2002; Маланов 2004; Макарова 2005; Гурина2007; Мюллер 2007]. Рассмотрим различия, существующие между ними.Фрейм-схемы и граф-схемы в отличие от опорных конспектов иструктурно-логических схем:– содержат в качестве элементов ключевые слова, словосочетания,синтаксические конструкции;– состоят из пустых слотов, которые многократно перезаполняютсяновой информацией (лексическими единицами, формулами, знаками и т.п.);– динамичны;– многократно используются по мере изучения нового учебно-научногоматериала;– имеют алгоритм заполнения;– в основе лежит каркасное построение;– отражают стереотипную ситуацию, представленную в виде схемы(каркасной структуры);50– легко укладываются в долговременной памяти.В свою очередь, опорные конспекты и структурно-логические схемы:– самостоятельны;– представляют собой концентрированные конспекты темы, главы,части учебно-научной информации;– включают в себя набор рисунков, схем, формул, размещенных впределах одного листа;– строятся на основе взаимосвязанных элементов, изображенных в видеабстрактных фигур (квадратов, кругов, треугольников и т.д.);– имеют исключительно статичный характер;– не могут быть перезаполнены;– отсутствует жесткий каркас построения.Сходство между ними заключается в том, что они:– представляют собой концентрированное изложение материала;– составляются для конкретного учебного материала;– имеют наглядный инвариант;– апеллируют к образному мышлению;– включают в мыслительную деятельность образную память;– позволяют сжимать учебно-научную информацию;– являются средством интенсификации процесса обучения;– относятся к знаково-символьным средствам обучения;– выполняют функции кодирования, моделирования, логическойсоотнесенности информации;– включают в мыслительную деятельность образную память.Одним из методов свертывания информации является картированиемышления, составление интеллект-карт [Мюллер 2007; Бьюзен 2010].
Спомощьюинтеллект-картможноотобразитьисистематизироватьразнообразную информацию. Их можно использовать в самых различныхситуациях и с разными целями.51Х. Мюллер в своих исследованиях предлагает создать «свойперсональный банк знаний, используя интеллект-карты для систематизациипрочитанного и услышанного» [Мюллер 2007:15]. Он отмечает, что«картирование мышления может использовать любой человек независимо отсвоего типа восприятия (аудиальный/слуховой, визуальный/зрительныйтип)» [Мюллер 2007:15]. Интеллект-карты – это «карты духа, мысли ипамяти.
Карта наглядно отражает ассоциативные связи в мозге человека»[Мюллер 2007:19].Картирование мышления позволяет лучше использовать возможностимозга, поскольку оно позволяет: объединять информацию, отображатьвзаимосвязи, визуализировать мысль. Это метод, который «позволяетчеловеку справиться с информационным потоком, управлять им иструктурировать его.
Используя этот метод, человек избавляется от страхазабыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации»[Мюллер 2007:10].Х. Мюллер рекомендует начинать составление интеллект-карты вцентре листа: сделать многоцветный рисунок, изображающий тему, илинаписать ключевые слова, использовать для записи картинки или символы;провести линии от центрального образа к углам листа, подписав ихключевыми словами, лучше всего существительными или глаголами, отосновных ветвей с наиболее важными понятиями провести другие линии спроизвольными понятиями (писать только одно слово на линии), писатьпечатными буквами, на основных ветвях – прописными, работать с цветом,рисунками, символами различных форм и размеров, использовать стрелкидля связей, фоновые цвета для выделения» [Мюллер 2007: 23–24].Составление интеллект-карт подразумевает классификацию ключевыхслов на основные и производные понятия.
Для этого учащемуся необходимоопределить, каковы основные аспекты темы, какие понятия являютсявзаимосвязанными, что для него важно [Мюллер 2007:27]. При этом, по52мнению Х. Мюллер, картировать естественно-научные дисциплины сложнее,чем гуманитарные [Мюллер 2007: 74].Интеллект-карты используются также для повторения учебно-научногоматериала и подготовки к экзаменам. Х. Мюллер говорит о том, что сменаучебного канала, а также переход от рецептивного восприятия к активномувыражению происходит проще. Учащийся может по карте пересказатьматериал самому себе, объяснить себе или другим необходимый материал,нарисовать карту по памяти, отобразить разные второстепенные ветви потеме и составить новые карты с других точек зрения (перспектив) [Мюллер2007: 94].По словам Т. Бьюзена, интеллект карты – «новый революционныйметод конспектирования» [Бьюзен 2010: 195].
Проводя сравнительныйанализ конспектирования и метода составления интеллект-карт, авторвыделяет недостатки обычного конспектирования, которые заключаются вследующем: «…человек полностью поглощен стремлением записать всё, безисключения; полная вовлеченность в фиксацию каждого услышанного словапрепятствует объективному и критическому анализу и оценке изучаемогоматериала; объем заметок, законспектированный таким образом, имееттенденцию становиться столь огромным, что, когда дело доходит донеобходимости просмотреть и использовать такой конспект, студент сгоречью обнаруживает: по сути, ему надо снова проделать почти всю работу»[Бьюзен 2010:197].По мнению автора, правильное конспектирование представляет собойселективный процесс, имеющий целью свести к минимуму количествозафиксированных на бумаге слов и довести до максимума объеминформации, которую удастся вспомнить на основании этих слов… чтобыдобитьсяэтого, используются ключевые слова.
Ключевое слово–минимальная единица текста, в которой заключено множество разныхзначений [Бьюзен 2010:197].53Важно помнить, что «при конспектировании с помощью ключевыхслов нужно делать это таким образом, чтобы указанные ключевые«напоминатели» обязательно запускали нужную серию ассоциативныхреминисценций» [Бьюзен 2010:197]. Как отмечают исследователи, во многихслучаях ключевые слова не нужно брать напрямую из содержания лекции[Бьюзен 2010; Мюллер 2007].Таким образом, картирование – это «мощный графический метод,который впрягает в работу весь спектр возможностей обоих полушарий ипускает в ход весь подлинный потенциал вашего мозга » [Бьюзен 2010:201].Еще одним способом представления структуры текста является егомоделирование.С.А.Вишняковаотмечает,чтопроцессобученияиностранных студентов нефилологического профиля восприятию текста сцелью его моделирования строится на определении модальных связей текста[Вишнякова 2001].