Диссертация (Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)), страница 60
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)". PDF-файл из архива "Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 60 страницы из PDF
Знание языка невербального общенияпозволяет качественно и эффективно взаимодействовать с представителямидругих культур, не вызывая недовольства с их стороны. Зачастую, противоречиямежду вербальным и невербальным поведением может быть истолковано каксвидетельство неискренности, неестественности и даже странности.Этикет предполагает определенный диалог, в котором каждый изучастников выбирает свою тактику поведения. При анализе невербальных формвыражения этнического самосознания особое место уделяется пространствукоммуникации, то, как человек мыслит коммуникативное пространство, обживаетего и использует. В каждой этнической культуре существуют свои каноныпространственного деления.
Внешний вид жилища несет информацию оматериальном благосостоянии, вкусе, интересах и пристрастиях его обитателей.288Дом - это модель мира, образ родины, выполняющий защитную, сакральную,эстетическую,социальнуюиритуальнуюфункции.Историческийопытпоказывает, что ни одна культура и ее традиции не может развиватьсяизолированно, в отрыве от других. Объективные потребности и интересынародов заставляют их общаться, сотрудничать в разных сферах общественногоразвития.
Именно так происходит взаимопроникновение и взаимообогащениекультур. В условиях современного информационного общества, происходитактивное влияние культур друг друга, их диалог. Признавая и принимаяобщекультурные ценности, все же следуетчтить свои традиции, обычаи,сохранять национальные языки, так как эти элементы культуры позволяют намсудить об индивидуальности национального характера. Также, следует пониматьприоритетную роль культурного наследия и необходимость партнерского диалогацивилизаций и культур.Развитие национального в контексте глобализации – это, в конечном счете,проблема единства и многообразия мира. Ее всестороннее изучение представляетнесомненный интерес. В качестве участников диалога подразумеваются разныекультуры.
Но эти культуры могут существовать на разных уровнях. Естьнациональные культуры, но есть и культуры этнические, региональные,локальные. Некоторые социальные группы могут рассматриваться как носителисобственных субкультур. Индивидуальная идентичность строится на основепринадлежности к нескольким коллективным. Каждая из культур заслуживаетуважения и может быть участником диалога. Также высказываются мнения о том,что диалог культур в принципе невозможен, в условиях, когда одна сверхдержаварасправляется с неугодными режимами силами третьих государств.Все чаще говорят о том, что идея мультикультурализма терпит крах. Этосвязано с тем, что культура по своей сути является открытой, динамичнойсистемой.Изначально,мультикультурализмпротивопоставлялсяидее«плавильного котла».
Как идея мультикультурализм выдвигается главнымобразом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокийуровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм289предполагает, прежде всего включение в еѐ культурное поле элементов культуриммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колонийевропейских стран). Мощные интеграционные процессы глобализации оказываютвлияние на изменение характера диалога между культурами.Происходит возрождение и самоутверждение различных форм общности,идентичностькоторыхлингвистическихоснованапризнакахилинарасовых,этнических,местно-региональныхирелигиозных,дажеклановыхособенностях.
Практика ассимиляции, столь успешно осуществлявшаяся впрошлом, стала крайне проблематичной и подверглась всеобщему осуждению, втомчислевофициальныхмеждународныхдокументах.Современныеиммигрантские меньшинства стремятся поддерживать тесные связи со странойсвоего происхождения и корневые традиции, образуя, по сути, новый типтранснациональных сообществ.Предполагается, что в ближайшие годы арабо-мусульманская культурнаяэкспансия проявится в расширении сферы своего влияния и претензии на статусдоминирующей (наднациональной) культуры. Последствия от культурного шокаарабо-мусульманской экспансии могут быть непредсказуемыми, вплоть доэлиминации этнокультурной специфики.По нашему мнению, в настоящее время в социокультурном пространствеДагестанапроисходятразнонаправленныепроцессы-каквсторонудоминирования традиционализма, так и в либеральном направлении.
Принимая вовнимание демографическое преимущество носителей традиционной культуры(преимущественно сельских жителей), прогнозируется сохранение социальнорегулятивнойролитрадициивкачествеприоритетного.Эмпирическиенаблюдения показывают постепенную либерализацию форм традиционности всоциокультурегородскихжителей,ориентированныхнакачественноеобразование, конфессиональную и национальную толерантность.В последнее время европейские страны для регулирования иммиграциииспользуют технологию выборочной иммиграции, к примеру, широко открываядвери лишь для докторов и программистов, в которых они остро нуждаются,290посколькукоренныежителинестремятсяприобретатьнеобходимуюквалификацию. Кроме того, набирающие силу современные миграционныепроцессы на фоне стареющего населения Европы значительно изменят этнокультурный состав многих европейских стран.
Конструктивный диалог затруднентеми страхами и недоверием, которые испытывают общины друг к другу.Причин возникновения конфликтов достаточно много. Люди говорят, чтоони запуганы, потеряли свои права, что их лишили их собственной странымаленькие группы «чужаков». Вот и в России в последние годы - в ситуациисоциального и экономического кризиса - постоянно раздаются голоса о геноцидерусского народа, заговоре против русских со стороны международного сионизмаи кавказской мафии, формируются общества защиты русских в России1.Существуют пределы миграции любой страны, связанные с ограниченнымивозможностями социальной адаптации. Первое, на что обращают внимание - эторазличия в этикете, системе ценностей, обычаях и традициях.
Проводямиграционнуюполитикугосударствообязанопредоставитьсоциально-экономические и политические гарантии как мигрантам, так и коренномунаселению.Большое значение в преодолении агрессии играет образование, интеграция,наличие общего идеала. Примером диалогичности может служить Кавказ в целом,и Дагестан в частности. Кавказский регион один из самых сложных в этническомотношении. Здесь веками люди взаимодействовали друг с другом, вырабатываясобственныеинститутыурегулированияконфликтов.КультураКавказадиалогична по своей природе. Находясь на пресечении Востока и Запада, народыКавказа вбирали в себя культурные привычки других народов, при этом сохраняясвою самобытность.1Стефаненко Т.
Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. С.155291БИБЛИОГРАФИЯ1. Абакарова Р.М. Нравственно- регулятивная роль традиции в этнокультуре.Автореферат …дисс. доктора филос.н. СПб, 2003.2. Абакарова Р.М. Этос этноса. СПб., 2003.3. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность //Научная мысль Кавказа. 1995. №1.4. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX- нач. XX вв. Махачкала,19635. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политическоймысли Дагестана.
Махачкала,1993.6. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в нач. XX вв.М.,1991.7. Абдулаева М.Ш. Современный потенциал и новые направления развитиякультурыДагестана(2010-егг.)//URL:http://www.teoria-practica.ru/-4-2012/culture/abdulaeva.pdf8. Авксентьев В.А.
Теоретические аспекты изучения этнических процессов наСеверном Кавказе // Этнические процессы накануне ХХI в. Материалынаучной конференции (15-20 сентября 1998г.). Ставрополь, 1998.9. Авксентьев В.А. Проблемы формирования нового образа неконфессиональныхэтнических отношений в северокавказском регионе// Этнические проблемысовременности.Выпуск5.Проблемыгармонизациимежэтническихотношений в регионе. Материалы научной конференции (14-15 сентября1999г.). Ставрополь, 1999.10. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. М., 1965.11.
Агаев А.Г. Нациология. Философия национальной экзистенции. Махачкала,1992.12. Агаев А.Г. Дагестанская цивилизация: не похоронить бы ее // Дагестанскаяправда. 22-23 июня. 1995.29213. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в 17- нач.19в. М.,1988.14. Алкадари Г. Асари – Дагестан. Махачкала, 1929.15. Анбачарадзе З.В., Робакидзе А.И.
К вопросу о природе кавказского горскогофеодализма // Иберийско-кавказское языкознание. Тбилиси, 1973.16. Анбачарадзе Ю.Д.. Факторы отталкивания и силы притяжения на Кавказе //Этнические проблемы современности. Выпуск 5. Проблемы гармонизациимежэтнических отношений в регионе.
Материалы научной конференции (1415 сентября 1999г.). Ставрополь, 1999.17. Аникеев А.А. Концепция Северокавказской цивилизации как современнаяпарадигма кавказоведения // Научная мысль Кавказа. 2000. №2.18. Аникеев А.А., Крикунов В.П., Невская В.П. Северокавказская цивилизация:проблемы типологии// Актуальные проблемы историографии и методологииистории. Ставрополь, 1997.19. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияниекультур. Философско – методологидический анализ современных зарубежныхконцепций.