Диссертация (Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)), страница 58

PDF-файл Диссертация (Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)), страница 58 Философия (47425): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)) - PDF, страница 58 (47425) - Студ2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)". PDF-файл из архива "Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 58 страницы из PDF

Это иесть «многоголосье», раскрывающее многообразие жизни и многосложностьчеловеческихпереживаний.Так,проводяаналогиюсхудожественнымпроизведением, можно заключить, что общемировая культура представляет собойкультурное многообразие. Становится очевидным, что любой диалог носитличностный характер, будь то диалог отдельных людей, или же диалог культур.Таким образом, у каждой культуры свой ответ и свой смысл. На основепроведенногоисследования,авторприходитквыводу,чтопроцессвзаимодействия культур состоит не в дублировании достигнутых результатов, нев подражаниии тем более, не в навязывании своей системы ценностей.279Рассмотрениесходныхявленийкаквзаимовлияниякультур,анализзаимствований явных и скрытых может привести к интерпретации превосходстваодних культур и цивилизаций над другими.

Это не может способствоватьпониманию развития культур, в рамках мирового исторического прогресса, какпроцесса взаимодополнения культур.Кроме того, в диссертационном исследовании была затронута проблемапространственного определения диалога культур. Мир культуры не можетрассматриваться как данность. Культура - это открытая, динамичная система,подверженная внешним и внутренним изменениям.

Как утверждает Ю. Лотман,«история культуры любого народа может рассматриваться с двух точек зрения:во-первых, как имманентное развитие, во-вторых, как результат разнообразныхвнешних влияний. Оба эти процесса тесно переплетены, и отделение ихвозможнотольковпорядкеисследовательскойабстракции.…Любоеизолированное рассмотрение, как имманентного движения, так и влиянийнеизбежно ведет к искажению картины.

Сложность, однако, не в этом, а в том,чтолюбоепересечениесистемрезкоувеличиваетнепредсказуемостьдальнейшего движения»1. Культурное пространство, в отличие от физического неподдается точному определению. Сложно измерить пространство, наполненноечувствами, смыслами, оценочными суждениями людей, так как культурноепространство–этоопределеннаясфера,возникающаяблагодарявзаимодействиям ценностей различных культур и связанная с особенностямидуховного мира социума и личности. Духовная сфера жизни общества, находяотражение в предметах искусства, создает неповторимое аксиологическоепространство.

Таким образом, любое культурное пространство обладаетценностно-смысловым содержанием и основой культурного пространствавыступает различие в ментальных установках представителей различныхцивилизаций и культур.Культурное пространство не является данностью, застывшей и неизменной,оно наполняется новыми ценностями и смыслами, под воздействием внешних и1Лотман Ю. Культура и взрыв. М. 1972.

С. 64280внутренних обстоятельств избавляется от архаичного. Частью современногокультурного пространства стала виртуальная реальность, распространившаяся всвязи с развитием компьютерных технологий и Интернета, но, несмотря на это,каждый народ сохраняет свои традиции, обычаи, язык, составляющие этническоекультурное пространство, создававшееся в течение многих веков.

Сохраняетсяисторическая преемственность социальных групп, входящих в состав данногонарода. В этом заложен фундамент культурного пространства, и его единства имногообразия, что проявляется в соблюдении обычаев и ритуалов, проведениипраздников, в стиле общения, интересах и ценностях.Особого внимания заслуживает проблема отношения ко времени вразличных культурах. Восприятие времени в культуре напрямую зависит отпсихологической и социальной характеристики, длительности существования,ментальности, темпа, последовательности, культуры в целом и ее элементов, вчастности, а также их смысловой значимости для человека.В основе герменевтической стратегии, как известно, лежит понимание миракак ценностно значащего «текста».

Понятие «текст» выступает здесь какметафора, передающая как действие, интерпретированное действующим лицом,так и передающая смысл действия относительно «внутреннего интерпретатора»,который осуществляет тем самым мета-интерпретацию. Различные текстывстречаются, полемизируют, отрицают, либо дополняют друг друга. Текстразрастается диалогизирующими (с ним) текстами, втягивает в себя бесконечный– в века - контекст, становится полифоническим. И таким контекстом, на нашвзгляд, является культура.Также была исследована проблема понимания в диалоге культур.Понимание, впервые выделенное философской герменевтикой в качествеспециальной проблемы, до сих пор остается весьма актуальной и дискуссионнойтемой.

В современном мире, именно взаимопонимание становится необходимымусловием продуктивного диалога культур и цивилизаций. В последнее времяведутсядискуссииопределахвзаимопониманиямеждукультурами.Вмежкультурном диалоге субъектами выступают носители различных культурных281ценностей. Диалог предполагает взаимопонимание и принятие культурного опытадругого человека, другой культуры. Но в понимании большую роль играет нетолько то, что мы говорим, но и понимание форм жизни чужой культуры.Понимание как погружение в духовный мир другого человека, сопереживаниечувствам и мыслям означает усвоение смысла и духовного состояниясобеседника.

Понять можно лишь знаковую систему, ранее наделенную смыслом.Так, понимание и тем более взаимопонимание предполагает не стремление всемипутями переубедить собеседника, а поиск компромисса. Взаимопонимание, такимобразом, означает полифонию, многообразие мнений и отрицает навязываниеединой точки зрения. Другими словами, взаимопонимание означает готовностьсобеседников найти общий язык и общее мнение, так как диалог в идеале долженстроиться на обмене мнениями и желанием прийти к общему решению.Понимающий диалог начинается с попытки понять явление природы, число,геометрическую форму, историческое событие, художественное произведение.Если предметом диалога становится понимание Другого, а не самовыражение нафоне Другого (как в «экспрессивном» учебном диалоге), то исходным как разявляется стремление к диалогу-согласию, к согласованному многоголосомупониманию.И действительно, «диалог-понимание» выстраивается на поискекомпромиссов, на многоголосье, доверии, а не на самоутверждении отдельныхучастников диалога.

При этом, согласие не означает конформизм, напротив,диалог-понимание подразумевает активное участие в дискурсе и поиске смысла.Смысл Другого проявляется «здесь и сейчас», что оказывается достаточным дляэффективного взаимопонимания.По мнению диссертанта, понимание подразумевает готовность услышать ипринятьДругогодлятого,чтобыпонятьсебя.Диалогспособствуетвзаимопониманию субъектов. Человек ведет диалог не только с другими, но и ссамим собою, со своей историей, меняясь в ходе этого диалога сам и оказываяодновременно влияние на партнеров по диалогу. И в этой диалектике внутреннейи внешней речи каждый из участников диалога раскрывает свои смысловыеглубины.282Проблема межкультурного диалога стала особенно актуальной в связи синтенсификацией межкультурных контактов.

Происходит процесс формированияединой мировой культуры, и история отдельных народов становится частьюглобальной истории. Взаимодействие культур складывается, по меньшей мере,между двумя культурами, которое влечет за собой взаимные изменения. Большоезначение в процессах взаимодействия приобретает изменение состояний, качеств,ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурнойактивности.Взаимодействие культур - это взаимообусловленный, двустороннийпроцесс, т.е. изменения состояния, содержания, следовательно, и функций однойкультуры в результате воздействия другой обязательно должны сопровождатьсяизменениями в другой культуре.

В процессе взаимодействия происходит обменинформацией, передача социального опыта и формирование новых качеств,взаимодействующих субъектов. Диалог культур основывается не только навзаимопонимании и умении услышать Другого, но и на взаимообогащении,влиянии друг на друга и выработке общей точке зрения.

. Как отмечается, чемболее развита национальная культура, тем более она способна к включению всферу духовного общения ценности культуры различных наций и тем большиевозможности она представляет для духовного обогащения личности. Характервосприятия зависит как от содержания ценностей культуры, так и от комплексаиндивидуально-личностных особенностей воспринимающего.Процессы культурной диффузии имеют двойственный характер. Например,процесс национальной консолидации может приводить к росту национальныхпротиворечий и столкновениям между различными этническими группами.

ВИндии тенденции языковой и этнической консолидации привели к локальномунационализму, и угрожают государственному единству.Межцивилизационный диалог проявляется как на уровне государств, так инауровненеформальныхконтактов.Отмечается,чтовозрастаетрольмежцивилизационного диалога, который невозможен без учета этнической иконфессиональной самобытности. Диалог и сотрудничество может выстраиваться283только на основе равноправия культур и цивилизаций, уважении к чужимценностям и сохранении культурного многообразия.Как уже отмечалось, в диалоге участвуют не столько культуры ицивилизации, сколько отдельные субъекты, и поэтому особое внимание уделялосьименно проблеме субъекта. В процессе диалога происходит столкновениекультурных «горизонтов»: разных традиций и ценностных установок.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее