Диссертация (Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)), страница 59
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)". PDF-файл из архива "Репрезентация этнического самосознания в межкультурном диалоге (философско- культурологический анализ)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 59 страницы из PDF
Во многомпонимание напрямую зависит от готовности субъектов диалога приниматьдругую культуру. Диалог подразумевает обнаружение и понимание ценностейдругих культур, способ присвоения последних, возможность снятия политическойнапряженности между государствами и этническими группами. Субъектмежкультурного диалога не может рассматриваться изолировано, так как каждыйиндивид идентифицирует себя с определенной социальной группой – нацией,этнической, религиозной или профессиональной общностью.
Крометого,существует проблема диалога поколений, субкультур и т.д.Одним из главных свойств субъекта является его уникальность. Так какобъект либо вообще не является уникальным, либо утрачивает уникальность вданной ситуации, даже если обладает ею в принципе. Кроме того, следуетотметить, что субъектом может выступать как отдельный человек, так группалюдей, и общество в целом. На протяжении всей истории человечества культурыдруг с другом вступали в торговые, политические отношения, вели военныедействия и заимствовали научные и культурные достижения.
Сомнения по поводудиалога культур вызывает также тот факт, что отношения выстраивались в рамкахценностей западной цивилизации.Каждаяцивилизациясмотритнадругуюцивилизацию-нынесуществующую или давно ушедшую в прошлое - и тем самым решает вопрос особственной идентичности. Диалог строится на основе индивидуальности,равенстве и независимости субъектов и призыв к диалогу и есть призыв ксозданиюуниверсальнойцивилизации.С.Хантингтон,критикуяидеюуниверсальной цивилизации, говорит о том, что главными элементами любойкультуры и цивилизации являются язык и религия, а говорить об универсальном284языке и универсальной религии в данный момент не приходится.
Авторомотмечается, что чужая культура усваивается только в сравнения с иной культурой.Познание духовной культуры другой нации предполагает накопление знаний обинонациональных культурных ценностях, нормах.Важным моментом в межкультурном диалоге является этническаяидентичность, ее формирование. В работе отмечается, что в рамках этнологии,исконно ориентировавшейся на исследование «примитивных», «традиционных»обществ, а в настоящее время занимающейся исследованием этнических групп именьшинств в современных индустриальных обществах, основными подходами,являются примордиализм, конструктивизм и инструментализм.Примордиалисткая(от англ.
primordinal – изначальный, первозданный)концепция (П. Ван ден Берг, Ю.В. Бромлей, К.Гирц, Л.Н. Гумилев, С.М.Широкогоров и др.) базируется на представлении о том, что этносы естьонтологически реальные группы людей, основанные на культурном единстве, длякоторых характерно биологическое самопроизводство, общее коммуникативноепространствоичленство,обеспечивающееидентификациюдлявехпредставителей группы и признание другими группами. Теории этого подхода, всвою очередь подразделяются на два направления: природное и эволюционноисторическое. В рамках природного направления примордиализма этносрассматриваетсякакявление,детерминированноегенетическимиигеографическими факторами, как «расширенная родственная группа» или как«расширенная форма родственного отбора и связи». Эволюционно-историческоенаправление примордиализма определяет этнос не как биологическое, а каксоциальноесообщество,основанноенаобщноститерритории,языка,исторического прошлого, психического склада и т.п.В отличие от примордиалистов, трактующих этнос как эмпирическипредставленную, объективную данность, сторонники конструктивистскогоподхода (Ф.
Барг, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков, А.Г. Здравомыслов, В.С.Малахов и др.) подчеркивают значение субъективной стороны: коллективногосознания, мифологии, воображения. Они рассматривают этнические общности285как «социальные конструкции, возникающие и существующие в результатецеленаправленных усилий со стороны людей и создаваемых ими институтов,государства»1.
Инструменталистская концепция,особенно, со стороныполучившая распространение в западной политологии, социологии власти иполитической антропологии (Н. Глезнер, Э. Смит, Д. Хоровиц и др.), акцентируетвнимание больше на функциональном и прагматическом аспектах этничности ирассматривает данный феномен как результат политических мифов, создаваемыхи используемых культурными элитами в их стремлении к преимуществам ивласти.На наш взгляд, примордиалистская концепция в ее эволюционноисторическом варианте более объективно отражает суть этноса. На самом деле,нельзя отрицать влияние географической среды, исторического и общественноэкономического развития на формирование индивидуальности этноса.Этническая идентичность формируется в процессе социализации личности,когда индивид осознанно или нет, копирует образцы поведения группы,приобщаясь к определенной культуре посредством национального языка,традиций, обычаев.
Характерные черты этнического самосознания как формыгрупповогосамосознанияпредопределяютсяособенностямиэтническогосубъекта. С этой точки зрения, этническое самосознание характеризуют:устойчивостьидолговременностьсуществования,бинарность(противопоставление «мы-они»), наличие базовых культурных ценностей,традиционность, синкретичность. Для этнического самосознания характернытакже синкретичность, неоднородность, мозаичность, так как оно определяетсямножеством социальных субъектов этнической общности, интересы которыхмогут не только не совпадать, но и носить антогонистический характер.Источником национализма нередко выступает реакция на возможностьутраты уже достигнутого уровня автономии внутри полиэтнического государства.Если же речь идет о государственном национализме, то таким источникомТишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии/В.А. Тишков; Ин-тэтнологии и антропологии им.
Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003.1286оказывается реальная или воображаемая опасность потерять независимость. Ещеодним источником служит осознание ущерба, который могут нанести интересамстраны другие государства в сфере экономики, использования ресурсов,территории, культуры.Так, автор отмечает, что каждый народ пытается осмыслить себя, своеместо в истории и культуре не только опираясь на письменные источники иисторические факты, но и обращаясь (порой бессознательно) к «фольклорнойпамяти», традициям и верованиям.
В народной культуре отношение кпредставителям других этносов во многом определяется понятием этноцентризм,когда «свои» традиции, «своя» религия, «свои» обычаи и «свой» язык мыслятсяединственно «настоящими», «правильными» и «праведными». Этноцентризм неявляется характеристикой, свойственной только одной нации, представляя собойобщекультурное явление.Также в исследовании отмечается, что этническое самосознание не остаетсянеизменным, на его формирование и функционирование влияют многие факторы- это и историческая эпоха, и межкультурные контакты.
следует отметить, что вотечественной и зарубежной литературе при анализе этнического самосознания,главным признается осознание себя, своей истории, культуры, которое базируетсяна противопоставлении «свой»-«чужой». Многие исследователи сходятся на том,что компонентами этнического самосознания выступают язык, представление обобщности происхождения, этнические стереотипы. Таким образом, в этническомсамосознание формируется представление о «своих», которые являются центроммира и «чужих», живущих в дисгармонии, на краю света.
Уже в древнейшуюэпоху начинают зарождаться мифологемы о других этносах. Зачастую имприписывались черты дикарей, всевозможные уродства и т.д.Самоидентификация неотделима от образа Другого, чужой культуры.Анекдоты и притчи об иностранцах содержат в себе черты менталитета,особенности каждой нации и говорят больше о характере народа-автора, чемнарода-персонажа таких текстов.
Этнический стереотип фиксирует какие-либореально существующие черты и качества этносов, однако неоправданно287абсолютизируют, упрощают и огрубляют их. В зависимости от контекста одна ита же стереотипизированная черта этноса может иметь как положительное, так иотрицательное звучание.По нашему мнению, в этническом самосознании, реализующемся врелигиозном типе мышления, на первый план выходит нетерпимость кинакомыслию и «иноверцам». В рамках данной логики «своя» системапредставлений, «свой» образ жизни рассматривается как единственно возможныйи правильный, который следует навязать и «другим» народам любой ценой. Приэтом, «другие» народы часто воспринимаются не просто как обладающие инойверой,акакневерующие.Именноврелигиознойформеэтническогосамосознания нередко ведущими становятся идея мессианства, выражающаяся впретензии этноса на свою исключительность, на особую историческую миссию, иидея этнического фанатизма.Особое значение в межкультурной коммуникации имеют вербальные иневербальные способы выражения информации.
Немецкие мыслители, такие как,В. Гумбольдт, Ф. Ницше, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг,видели первоосновуэтнической культуры и основу этнического самосознания прежде всего в языке. Вмежкультурном диалоге огромное значение имеет овладение как вербальным(речевым) общением, так и невербальным.