Диссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм), страница 13

PDF-файл Диссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм), страница 13 Культурология (47138): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм) - PDF, страница 13 (47138) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм". PDF-файл из архива "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Д. Павел Викторович Деларов — знаток живописи и коллекционер //Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга : сб. тез. науч. докл. СПб. : Изд-во ГЭ, 2003. С. 16—24.249 Деларов П. В. Картинная галерея императорского Эрмитажа. СПб. : Т-во М. О. Вольф, 1902. С.91.250 Там же.251 Там же.252 Там же. С. 93.58«ром анское. рассудительное чувство меры, .гер м ан ск ая м ечтательность.и . арабская жгучая страстность»253.Появляются в России конца XIX в.

и первые отзывы о Гойе. ГойяпривлекаетвниманиеВас.И.Немировича-Данченко254,которыйподчеркивает необычайную жизненность образов Гойи и, рассматривая егоискусствоспозицийсовременногохудожественногонаправлениядемократического реализма, видит в нем неподкупного критика своихмоделей. «Портреты его удивительно живы и характерны. Вы по ним лучшезнакомитесь с Испанией начала настоящего века, чем по книгам и рассказамхроникеров»255.

Вместе с тем «на лицах короля, королевы и на близких,написанных им, не скрыто ни одно уродство. Ни одна черта низости, ни одновыражение того или другого дурного побуждения»256. В портретах супругиКарла IV Гойя «как художник-реалист, .о с т а л с я верен правде и изобразилее во всем ужасе ее безобразия»257.Гойе посвящает в 1884 г.

свой очерк и такой страстный проповедник изащитник направления критического реализма в русском искусстве, какB. В. Стасов. Приступая к написанию своей статьи, В. В. Стасов глубокоизучил всю имеющуюся об этом мастере на тот период литературу нарусском и иностранном языках. C горечью он заключает, что в русскихизданиях Гойе посвящены в совокупности всего 39 строчек258. Для В. В.Стасова критерием ценности произведения служит демократизм тематики, ане чисто художественные достоинства. Гойя, на его взгляд, интересен преждевсего как автор гравюр.

«Нет, — восклицает он, — ни в картинах, ни вфресках, ни в портретах Г ойи нет еще настоящего Г ойи»259. А в гравюрах, пословамСтасова,«мынаходимунеговезденапервомплане.253 Там же. С. 96.254 Вас. И. Немировичу-Данченко знакомо творчество и некоторых современных ему испанскихмастеров. См. : Немирович-Данченко Вас. И.

Среди «Великих». Из путешествий по Испании // Русскаямысль. 1887. № 4. С. 38, 49.255 Там же. № 1. С. 77.256 Там же. С. 78.257 Там же. С. 77.258 Стасов В. В. Избранное. Живопись. Скульптура. Графика : В 2 т. М. ; Л. : Искусство, 1951. Т. 2.C. 357.259 Там же. С. 382.59национальность, современность и чувство реальной историчности»260. В. В.Стасов, страстный патриот, сравнивает Гойю с одним из своих любимейшиххудожников — с Верещагиным261.Таким образом, во второй половине XIX в. исследователи испанскогоискусствапостепенноотходятотегопониманиякаксинкретизманатурализма и спиритуализма и склоняются к его интерпретации как«героического натурализма».

Предпочтение, отдаваемое на протяжениистолетия Мурильо, постепенно сменяется охлаждением к этому мастерунаряду с растущим восхищением творчеством Веласкеса. С интересом пишуто РибереиСурбаране,творчествокоторыхоцениваетсядалеконеоднозначно. Появляются первые работы, посвященные Гойе.

В сменеориентиров немалую роль сыграла ситуация в современной художественнойжизни, обусловленная усилением в искусстве реалистических тенденций.Образный и стилистический подходы к искусству продолжают оставатьсядискретными. Историческая дистанция в подходе к произведениям старойживописи зачастую отсутствует.1.1.3.

Ф ормирование научного подхода к изучению испанскогоискусства в трудах А. Н. Бенуа (начало XX в.)В п. 1.1.3. анализируется ситуация с изучением испанского искусства вРоссии начала XX в. На рубеже XIX—XX вв. в России появился достаточнобольшой пласт переводной литературы по истории искусства262. Это были260 Там же. С. 357-358.261 Там же. С. 387.262 Верман К. История искусства всех времен и народов / пер. с нем.

; под ред. А. И. Сомова и Д. В.Айналова. СПб. : Изд-во Т-ва «Просвещение», [1913]. Т. 1— 3. Переиздание : Верман К. История искусствавсех времен и народов. М. : Полигон, Астрель, АСТ, 2001 ; М утер Р. История живописи от средних веков донаших дней : В 3 т. / пер. В. Фриче. М. : Печатник, [1914] ; Переиздание : М утер Р. Всеобщая историяживописи. М. : Эксмо, 2006 ; Байэ К. Испания // Байэ К. История искусств / Пер. с фр. ; под ред.

и с добавл.проф. Ун-та св. Владимира Г. Г. Павлуцкого. Киев : Изд. С. В. Кульженко, [1902]. С. 249— 252 ; Истлэк Ч.Испанская школа // Картины Лондонской Национальной галереи с объяснительным текстом Ч. Л. Истлэка /60как серьезные труды, так и небольшие популярные брошюры, доступныеширокому читателюи издававшиеся значительнымтиражом.Внихотразился шедший в европейском искусствознании процесс переосмысленияиспанского искусства. Интерес к Мурильо все больше ослабевал, сменяяськрепнущиминтересомктворчествуВеласкеса,Риберы,Сурбарана.Параллелизм в оценке образов испанского искусства и его стилистики в этовремя еще был очень характерен для европейских авторов.Труды западных искусствоведов сыграли свою роль в развитии русскойиспанистики.Отечественныеавторыписалиобиспанскомискусствеглавным образом либо в трудах обзорного характера, либо в путеводителяхпо коллекции Эрмитажа.

Но появляются и специальные публикации поиспанской живописи.В России главными, определявшими развитие искусствознания былифакторы художественной и идейной жизни общества. От романтико­академических установок XIX в. с их акцентом на выразительности образов иклассической правильности форм к рубежу веков произошел поворот кустановкам критического реализма (главным представителем которых вискусствознаниии художественной критикебыл В. В.Стасов)и ксуществовавшим параллельно им, а иногда и в тесном взаимодействии сними установкам эстетским, нашедшим яркое выражение в деятельностипредставителей «Мира искусства», и символистским.К эстетике «Мира искусства» был близок Николай НиколаевичВрангель (1880— 1915). Испанской живописи Эрмитажа посвящена егоПер. с англ. ; под ред. А.

И. Сомова. СПб. : Изд. А. Суворина, [1902]. Вып. 12. С. 155— 162 ; Сокровищаискусства : картины знаменитых мастеров / текст В. Боде и Фр. Кноппа ; пер. и доп. А. Н. Бенуа ; под ред.А. Н. Бенуа ; часть объяснительных текстов редактировал А. И. Сомов. СПб. : Тип. Т-ва «ПросвЪщеше»,1904. Вып. 1— 25 ; Фор Э. Диего Веласкез. Биография-характеристика / пер. с фр.

В. А. Л. СПб., 1913. С. 9(ориг. изд. : Faure E. Biographie critique de Velazquez. Paris : H. Laurens, 1903) ; Бенсюзан С. Мурильо / пер. З.Крашенинниковой. М. : Книгоизд-во Ю. И. Лепковского ; Типо-лит. Т-ва И. М. Машистова, 1910. С. 12 ;Лафон П. Бартоломе Мурильо. Его жизнь и художественная деятельность / Пер. с фр. В. А. Л. Пг.

: Акц. Ово Типографского дела, 1913 ; Розенберг А. В. История искусства с древних времен до наших дней / Пер. снем. О. Ф. Павловской ; под ред. А. А. Павловского. Изд. журн. «Мир божий», 1905. Кн. 5. Отд. III. С. 148—158 ; Флетчер Банистер, Флетчер Банистер Ф. История архитектуры, составленная по сравнительномуметоду / Пер. с англ.

СПб. : Изд. Р. Беккер, 1911— 1913. Вып. 1— 3 ; Бекер Р. Р. Очерки испанскойархитектуры // Зодчий. 1904. № 1. С. 1— 3 ; № 2. C. 9-11 ; № 3. C. 21— 24 ; № 4. C. 37— 38 ; № 10. C. 113—115 ; № 11. C. 125— 128 ; № 41. C. 455—458 ; № 42. C. 467— 470 ; 1905. № 1. C. 1—4 ; № 2. C. 17— 22 ; № 48.C. 505— 507.61статья, опубликованная в первом номере журнала «Старые годы» за 1914 г.263Автор указывает на рост увлечения испанским искусством «за последниегоды»264.

«Еще больший интерес [по сравнению с искусством Италии XVIIстолетия], — по его словам, — представляет для людей нашего времени такдолго забытое, загадочное и неисследованное, такоесвоеобразное исвоеобычное, испанское искусство. Искусство Испании, — продолжаетавтор, — все больше привлекает внимание путешественников, а Греко и Гойяпосправедливостизанялипервенствующиеместасредисамыхзамечательных мастеров живописи»265.

Автор, незадолго перед публикациейобъездивший музеи и церкви Испании, а также осмотревший целый рядчастныхколлекций,вноситрядзамечанийотносительнопринятыхатрибуций картин испанской школы из состава эрмитажной коллекции.Об Эрнсте Карловиче Липгарте (1847— 1932) как исследователеиспанского искусства на рубеже XIX—XX вв. подробно пишет Л. Л.Каганэ266. Художник и искусствовед, в 1908 г. он был назначен главнымхранителем Картинной галереи Эрмитажа и занимался изучением в томчисле испанской частисобрания.Отдельнуюстатьюатрибуционногохарактера он посвятил испанским картинам на организованной в 1908 г.

вСанкт-Петербурге журналом «Старые годы» выставке западноевропейскойживописи из частных собраний267. Испанские картины из собрания В. Н. и Б.И. Ханенко с художественной точки зрения ярко охарактеризованы в статьеискусствоведа Всеволода Владимировича Воинова (1880— 1945)268.Из-подпераотечественныхлюбителейискусствавыходилиинебольшие популярные книги по испанским художникам, проникнутыеэстетскими настроениями и демократическими идеями.

Иосиф Альбинович263 Врангель Н. Об испанских картинах Эрмитажа // Старые годы. 1914. № 1. С. 25— 33.264Там же. С. 25.265Там же.266 Каганэ Л. Л. Картины старых испанских мастеров в частных собраниях Санкт-Петербурга. С.186— 205.267 Липгарт Э. К. Испанцы XVI и XVII веков // Старые годы. 1908. Ноябрь—декабрь. С. 717— 719.268 Воинов В. Собрание Ханенко в Петрограде // Аполлон. 1916. № 1. С. 1— 12.62Маевский (1874— 1937) (сам же издатель), выпустивший дешевым изданием(цена выпуска 15 коп.) в серии «Летучая энциклопедия» брошюру оМурильо, как и его западные коллеги, подчеркивал страстность и нежностьрелигиозныхобразовдостоинстваегоМурильокартин:иглавным«удивительнуюобразомколористические269 «редкуюколоритность»269,гармонию красок»270, эффектный контраст «золотого, эфирного блеска»сверхъестественного светаземныепредметы»271.и обычного «дневного света, освещающегоОсобо,всветедемократическогореализма,акцентируется бедность Мурильо: « .М у р и л ь о , происходил из низшегозвания — отец его был бедным рабочим, мать торговала на улицахфруктами»272.

В детстве « М у р и л ьо . питался исключительно хлебом иф р у к та м и .» 273.Большое внимание на рубеже XIX—XX вв. уделяется творчеству Гойи.Символизм, заявивший о себе в западном и русском искусстве в этидесятилетия, оказался очень восприимчив к демонической составляющейискусства Гойи. Точку зрения символистов одним из первых в русскойлитературе выразил К. Бальмонт, посвятивший Гойе статью «Поэзия ужаса»(1904)274. Автор не отрицает возможности интерпретации офортов Гойи как«изобличающих и высмеивающих темные стороны общественной жизни»275.Но он считает, что этот аспект творчества Гойи не был для негопервостепенным.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее