Диссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм), страница 8

PDF-файл Диссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм), страница 8 Культурология (47138): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм) - PDF, страница 8 (47138) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм". PDF-файл из архива "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

ЛопесаКруса, В. П. Боткин был первым отечественным критиком, благосклонновысказавшимся в пользу Веласкеса107. До него с восхищением отзывалисьтолько о Мурильо. «Никто в мире не уловил природы во всей ееживотрепещущей действительности, как Веласкес; портреты итальянцев и106 Боткин В. П.

Письма об Испании. Л. : Наука, 1976. С. 70.107 Лопес Крус Х. Мурильо и Веласкес в русской художественной культуре XIX-начала XX веков :Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2001. С. 45.36фламандцев бледны и мертвы перед его портретами»108, - пишет В. П.Боткин. Историко-мифологические полотна Веласкеса (мало известные и вЕвропе)В.П.Боткин,однако,обходитмолчанием.Иллюстрациейрелигиозности испанцев, по его мнению, может служить творчество такихмастеров, как Сурбаран и Мурильо.

Картины Сурбарана он воспринимает какмрачные и зловещие: « . и гробовая, мертвящая сторона католицизма нашласебе также великого представителя — это мрачный Сурбаран. Он писалодних кающихся монахов: что это за зловещие образы!»109. В Мурильо«воплотилась страстная, любящая, поэтическая сторона католицизм а.Никогда поэзия более м и стическая. не являлась на полотне в такой яркойдействительности, облеченная в такую живую форму, доступную самомупростому смыслу»110, — восторженно писал В. П.

Боткин. «РелигиозностьМурильострастная,пламенная, замирающаяв восторгемистическихвидений, и в то же время не чуждая, не враждебная миру, нежная илюбящая»111, — утверждал он. Рибера в « П и сь м а х .» еще не фигурирует. В.П. Боткина интересует прежде всего образно-тематический строй испанскойживописи, а не проблемы формы и колорита.Общеевропейскийживописиинтересспособствовалкиспанскойпополнениюкультуреиспанскойчастиииспанскойэрмитажногособрания112. Ядро этой «самой значительной за пределами Пиренейскогополуострова» галереи испанской живописи113, как доказывает в своихисследованиях Л.

Л. Каганэ, сформировалось именно в первой половине XIXстолетия114.108 Боткин В. П. Письма об Испании. С. 260.109 Там же. С. 71.110 Там же. С. 70.111 Там же. С. 72.112 Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764— 1917). Л. : Искусство,1985. С. 150— 151.113 Каганэ Л. Л. Испанская живопись XVII— начала XIX века. История собрания и его состав //Spanish Art o f the XVI—XIX Centuries from State Hermitage Museum. St. Petersburg : Edites and Published byCommittee for the Exhibition o f The State Hermitage Museum., 1996. P. 22.114 Там же. С. 21.37Картины старых испанских мастеров в это время пополнили и другиероссийские коллекции115.

Судя по каталогу 1874 г.116, в состав картиннойгалереи Императорской Академии художеств входили поступившие приНиколае I и считавшиеся оригинальными картины Моралеса, Риберы,Мурильо и выполненные пенсионерами Академии в Риме, Неаполе, Мадридекопии с хранящихся за границей полотен старых испанцев117. В коллекцииграфов Строгановых находилась «Голова старика», считавшаяся в XIX в.оригиналом Веласкеса, а ныне атрибутирующаяся неизвестному мастеруXVII в.118В первой половине XIX в. чрезвычайно окрепло установившееся еще вXVIIIстолетиизнакомстворусскихживописцевсроссийскимихудожественными собраниями119. И испанские картины не остались ими незамечены.

Исследователи отмечают влияние Мурильо на творчество В. Л.Боровиковского (1757— 1825) и В. А. Тропинина (1776— 1857), которымоказались близки мурильевские нежность и сентиментальность120. Особеннов этом отношении выделялся К. П. Брюллов (1799— 1852), любимыммастером которого, наряду с другими великими творцами, был Мурильо121.Наиболее же высоко из всех испанских, да, возможно, и не только испанскиххудожников, Брюллов ставил Веласкеса122. Как отмечали его ученики,«Брюллов до конца жизни считал Веласкеса как живописца образцовымхудожником и, как портретиста, любил его, быть может, более всех других115 Об испанской живописи в частных коллекциях Петербурга конца XVIII— начала XX в. см. :Каганэ Л.

Л. Картины старых испанских мастеров в частных коллекциях Санкт-Петербурга. Конец XVIII—начало XX века. СПб. : Изд-во ГЭ, 2014.116 Картинная галерея Академии художеств : В 3 т. СПб., 1872— 1886. Т. 2 : Каталог произведенийиностранной живописи (оригиналов и копий) / Сост. А. Сомов, почетный вольный общник Академии. СПб.,1874. C. 82— 83.117 О современной атрибуции дошедших до нас полотен см. : Каганэ Л. Л. Испанская живопись вЭрмитаже. X V — начало XIX века.

История собрания. СПб. ; Севилья : Фонд Эль Монте, 2005.118 Каганэ Л. Л. Картины старых испанских мастеров в частных собраниях Санкт-Петербурга. С.19— 21.119 Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764— 1917). С. 167.120 Лопес Крус Х. Мурильо и Веласкес в русской художественной культуре XIX— начала XX веков.С. 35.121 К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сост. книги и авторпредисл.

проф. Н. Г. Машковцев. 2-е изд., доп. М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1961. С. 62.122 Там же.38мастеров»123. Другой ученик Брюллова свидетельствовал: «У Веласкесавидел он необыкновенную лепку, правду колорита, мягкость тела, характер ивыражение; ему отдавал он преимущество в мастерстве владеть кистью так,что она в одно и то же время выражала форму, колер, рельеф и перспективуплана, ею наносимого; “чрез это, — говорил он, — сокращается у него времяпроизводства дела и сохраняется та свежесть и сочность живописи, которыенеминуемо исчезают при медленном, робком, копотливом производстве”»124.Брюллов много учился у Веласкеса.«По числу копий, написанныхБрюлловым с картин Веласкеса, надо заключить, что в его молодостиВеласкес имел на него большое влияние»125, — писали современники.Обучавший сына искусству живописи отец Брюллова считал копированиеВеласкеса хорошей школой мастерства.

Один из учеников Брюлловавспоминал: «Когда же отец убедился, что Карл Павлович достаточно силен врисунке, топозволилемускопироватьизвестную“Головустарика”Веласкеса, находившуюся в Строгановской картинной галерее126. Отец«заставил сына скопировать голову старика 12 раз, пока тот совершенно неусвоил себе способ и замечательную технику мастера Веласкеса»127. Ставкрупнымживописцем,Брюлловнеизменилсвоеговосторженногоотношения к Веласкесу. Как-то он признался своим ученикам, что «в 1849 г.... в какой-то картинной г а л е р е е .

нашел много прекрасного и вдруг увиделпортрет, написанный Веласкесом, который вышиб из его головы всю галереюи так понравился ему, что у него от зависти задрожали н о г и . » 128. Брюлловже вспоминал, что «в Т у р и н е .со вниманием осматривал картиннуюгалерею, пока не дошел до портрета молодого человека, облокотившегося наруку, написанного Веласкесом. Посмотрев на эту вещь, я мысленно поставилна ней первый нумер и после нее ничего больше смотреть не хотел»129.

Как123 Там же.124 Там же.125 Там же.126 Там же.127 Там же.128 Там же.129 Там же.С.С.С.С.29.172.29.192.С. 235.С. 239.39справедливо замечает Х. Лопес Крус, «Портрет Микеланджело Ланчи» К. П.Брюллова по богатству оттенков красного цвета и глубине психологизмаявляется реминисценцией портрета Иннокентия X Веласкеса130.Брюллов, пожалуй, первым в России обратил внимание на необычнуюхудожественную манеру Веласкеса, выражающуюся в особой живописностиего мазка («сочности живописи»).

Ему нравились веласкесовская «лепка»фигур и «правда колорита».Рибера и Сурбаран Брюллова не увлекали.Выделение именно Веласкеса из всей испанской школы будет традиционным(хотяпотеряет свою исключительность) и дляхудожественных икультурных кругов России второй половины XIX—начала XX в.Ставя портретную живопись Веласкеса на недосягаемую высоту, К. П.Брюллов, как и В. П. Боткин, недооценивал его историко-мифологическиеполотна.

По свидетельству учеников, К. П. Брюллов вторил Ф. А. Бруни,утверждая,что«он[Веласкес]вкартинахсовсемнетот,чтовп о р т р е т а х .» 131. «Веласкес никогда бы не подумал перенести зрителя вмифологический век и непременно бы намарал казенный пейзаж с серымнебом. Представить богов он также был не в состоянии и написал бы простонатурщиков; но натурщиков он написал бы хорошо!»132, — говорил Брюллов.Таким образом, в мифологических полотнах Веласкеса он не видел ничего,кроме «казенного пейзажа» и хорошо написанных «натурщиков». Болееглубокое понимание сюжетных полотен Веласкеса придет к представителямрусской художественной культуры лишь на рубеже XIX—XX вв.К. П. Брюллов был в Испании во время заграничной поездки 1849—1852 гг.133 Он отправился туда 23 мая 1850 г.134, побывал в Барселоне,Мадриде, Кадисе, Севилье. Исследователь творчества К.

П. Брюллова Э. Н.Ацаркина пишет: «Знакомясь в Прадо с Веласкесом, Брюллов восхищается130 Лопес Крус Х. Мурильо и Веласкес в русской художественной культуре XIX— начала XX веков.С. 55.131 К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. С. 223.132 Там же.133 Там же. С. 242.134 Лопес Крус Х. Мурильо и Веласкес в русской художественной культуре XIX— начала XXвеков.

С. 55.40его реализмом, жизненной правдой, остротой художественного видения,блескомживописногомастерства»135. ВБарселонеБрюлловнаписалрелигиозную «Процессию слепых в Барселоне» (1850— 1852 гг.)136 (Бумага,масло 17,5 х 20,5, Милан, Галерея нового искусства). Других живописныхсвидетельств его пребывания в Испании нам неизвестно. Видимо, уБрюллова культура Испании еще не вызывает такого пристального интереса,как это будет свойственно русским живописцам рубежа XIX—XX вв.Любопытно сделанное им во время путешествия на судне вдоль береговИспании замечание, в котором чувствуется предпочтение, отдаваемоеИталии: «кажется, Италия как будто сработана Вулканами со всем ихзнанием и любовью, а Г ишпания — только эхо или о т п р ы с к .» 137.Другой, уже упомянутый выше в связи с Брюлловым и Веласкесом,крупный русский художник эпохи романтизма — Федор Антонович Бруни(1799— 1875).

Будучи начальником ведавшего живописью второго отделенияЭрмитажа, он купил для эрмитажной коллекции несколько первоклассныхиспанских полотен на аукционе картин голландского короля в Гааге и напарижском аукционе картин из коллекции маршала Сульта138.В своем увлечении испанцами в первой половине — середине XIX в.Брюллов и Бруни оставались в русском искусстве не одиноки. Известно, чтоА. Г. Венецианов (1780— 1847), Г. И. Крылов (1805— 1841) копировалиМурильо139. Интерес к коллекционированию испанской живописи в Европе иРоссии и к испанской культуре и литературе инспирировал интерессовременных художественных кругов к стилю испанских мастеров.135 Карл Павлович Брюллов : жизнь и творчество.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее