Диссертация (Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе), страница 7

PDF-файл Диссертация (Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе), страница 7 Культурология (47011): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе) - PDF, страница 7 (47012019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

М. Лотман [54] отметил, что в обществах, где типы одежды строгоподчиняются традиции или диктуются календарными переменами, могут бытьдорогие и дешевые одежды, но это никак не означает наличие моды. «Более того,в подобном обществе, чем выше ценится одежда, тем дольше ее хранят, инаоборот, чем дольше хранится – тем выше ценится. Таково, например,отношение к ритуальным одеждам глав государств и церковных иерархов» [тамже, с. 75]. Рассуждая о моде, нужно не только фиксировать сам по себе фактпокупки или замены вещей, но и выявлять его первопричину, то есть определятьстимул замены одежды. Если мотивация замены одежды связана с изменениембазовых, естественных характеристик человека (например, изменением фигуры), сизменением его возраста или физиологического состояния (ребенок – девушка –женщина детородного возраста – старуха) или с природными (погодноклиматическими) условиями, то такую смену вещей не следует связывать с«модой».

Скорее всего, перечисленные изменения относятся к способу адаптациииндивида к новым условиям жизни, а перемена одежды расценивается какжизнеобеспечивающая необходимость. С другой стороны, необходимо учитыватьи характер отказа от вещей, его долгосрочность или краткосрочность. При такомподходе сезонную смену или попеременное использование однотипных вещей,отличающихся внешними признаками (имеется в виду не покупка, а отказ от ужеимеющей одежды), логично назвать вариативностью гардероба и не связывать ихнапрямую с модой.Исходя из вышесказанного, процессуальным признаком моды на одеждупредлагается считать определенные сознательные, мотивированные действия34потребителя, направленные на объект моды.

Когда же мы рассматриваем моду сточки зрения ее структуры и необходимых элементов моды как социальнокультурного явления, то выходим на структурный признак моды. Таким признакомможно считатьмодный стандарт, некуюотличительную,определяющуюхарактеристику объекта данной моды (более подробно об этом будет сказанониже, см. 2.2). Через модные стандарты фиксируются «правила моды».Современная мода на одежду представляет собой как социально-культурноеявление, так и феномен индустрии моды.

В этом качестве мода характеризуетсявременным господством некой совокупной социальной, производственной иэстетической характеристики – модным стандартом на одежду – ее непременнымспутником [17]. Модный стандарт на одежду является частным случаем стандарта.Здесь необходимо уточнить, что говорить о модном стандарте корректно толькопри наличии условий существования моды: демократизации общества при выбореследования моды; избыточности производства одежды; возможности её массовогопроизводства.

Следует также отметить, что «модный стандарт» и «принятыйстандарт» не являются одним и тем же. Так как для второго варианта важноналичие лица, которое регламентирует и принимает этот стандарт. Одним из яркихисторических примеров принятого стандарта на одежду, который не являетсямодным, является изменение одежды в результате реформы, введенной Петром I в1698 году, об упразднении русского платья и введении европейской одежды.Одежду данного стандарта корректно обозначать как «костюм эпохи Петра I».Вцелом,предложеннаявышедифференциацияструктурногоипроцессуального признаков моды учитывает единство аспектов проявления моды,о которых упоминает Л. Свендсен [81]: а) мода, как явление, которое проявляетсячерез одежду определенного модного стандарта; б) мода как некий механизм,логика поведения потребителей и идеология законодателей моды.

Учитываявышеизложенное, за базовое определение моды предлагается следующееобобщенное определение: мода – феномен, характеризующийся наличием вкультуреспецифическихобщественно-технологических,процессуальныхи35структурных признаков. Где под общественно-политическими признакамипонимается следующее: демократизация общества, избыточность производстваодежды,возможностьмассовогопроизводства;подпроцессуальными–сознательные мотивированные действия потребителей, направленные на объектмоды; под структурными признаками – наличие модного стандарта на объектмоды.Следующей важной позицией дискурса моды является определениесоотношений терминов «одежда» и «костюм».

Уточнение терминов «одежда» и«костюм» вызвано тем, что эти термины используются как в бытовой, так и внаучнойсфере.Приэтомнигдеиникемнедекларированониихпротивопоставление, ни взаимозамещение. С целью проверки возможностивзаимозаменяемости этих терминов выявлены особенности их определений. Заоснову анализа взяты определения из высказываний этнографов, историков,искусствоведов,модельеровифилософов(см. Приложение. Таблица 1.1).В результате анализа определений термина «одежда» подмечено несколькопозиций.

Первая – «искусственность» одежды, как то, что изначально не присущечеловеческому телу. Второе – это то, что она имеет отношение только кчеловеческому телу. В таком варианте предметы покрытия тела животных,например, собаки, одеждой не являются. Непонятно, как относится к устойчивомусловосочетанию «одежда для собак» или «одежда для животных» или к такомупонятию, как «одежда для кукол». Выход предлагается в закреплении отдельногослова «одежда» (когда оно дается без пояснений) за «одеждой для человека».В случае, когда речь идет о другом использовании одежды, необходимо даватьдополнительное уточнение. Такое уточнение можно трактовать как переход наследующий уровень конкретизации объекта моды, то есть как дополнительнуюдефиницию с обязательным уточняющим предлогом «для»: одежда «для собак»,«для кошек», «для кукол».При подробном знакомстве с определениями одежды выяснилось, чтоиногда авторы не совпадают во мнении «внутреннего содержания» термина – что36именно следует относить к одежде, а что нет.

Например, у Н. М. Каминскойодежда включает в себя различные виды изделий: белье, платье, чулочноносочные изделия, обувь, головные уборы, украшения [36]. Это мнение можносчитать частично правильным, исходя из того, что существуют понятия «нижняяодежда» и «верхняя одежда». К первой категории обычно относят белье или«нижнее белье», ко второй – пальто, куртки, плащи и т. п.

В некоторых случаяхграница между этими категориями одежды стирается. Например, майка можетбыть предметом белья, а в жаркую погоду служить одеждой, надеваемой «навыход». С другой стороны, включение в разряд одежды обуви, головных уборов иукрашенийвидитсяВ. М. Липская [55],некорректным.котораяЭторассматриваетпротиворечие,одежду,отчастикакрешаетсовокупность«вещественных» элементов.

Она предлагает считать одеждой предметныйкомпонент костюма: совокупность отдельных вещей и аксессуаров. Такимобразом, можно сделать вывод, что в современной культуре существуют, наравных правах, два понимания «одежды» – одно широкое, когда одеждаобозначает совокупность предметов (из ткани, меха, кожи и т. п.), которымипокрывают тело, другое – более узкое – часть таких предметов.Некоторые определения имеют другие неточности. Например, в определениисоавторов Т. В. Козловой, Л.

Б. Рытвинской, З. Н. Тимашевой: «Одежда – этосистема материальных оболочек на человеческом теле, защищающая его отклиматическихвоздействийиявляющаясянекоторымпроявлениемегоиндивидуальности» [43], не учитывается ситуация, когда одежда, существующаякак материальный объект, временно не используется. От того, что «системаматериальных оболочек» висит в шкафу, она не перестает быть одеждой ипотенциально выполнять свои функции защиты от климатических воздействий.Недостаточным является и определение, предложенное В.

М. Волковой [16].Исследователь утверждает, что одежда является «структурно-объемной формой».Это действительно так, но, как правило, одежда приобретает объем начеловеческойфигуре.Исключениесоставляетодеждаизматериалов,37самостоятельно сохраняющих форму, например рыцарские доспехи из металла.Таким образом, выражение «одежда как объемная форма» является некорректным,так как оно не учитывает вариативности материалов, используемых дляизготовления одежды.В результате анализа определений для тезауруса моды предлагается принятьсинтезированныйвариант,соответствующийбольшинствусуществующихопределений термина «одежда» – это искусственно созданные покровычеловеческого тела, защищающие его от различных внешних воздействий ивыполняющие также некоторые эстетические и/или другие функции. Данноеопределение является достаточно широким и универсальным.

Головные уборы,обувь и аксессуары (например, перчатки) в понятие «одежда» не включаются.Потому что элементы одежды, как и аксессуары, могут быть самостоятельнымиобъектами моды, в данной работе эти варианты не рассматривается. Уточнение вопределении «искусственно созданные» указывает, что одежда, как вещь, должнабыть получена в результате какого-либо технологического процесса изготовления.Эта позиция не позволяет причислять к одежде использование коры и листьевдеревьев, шкур и т. п. если они не прошли технологическую проработку.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее