Диссертация (Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский государственный университетНа правах рукописиСтаровойтова Елена НиколаевнаТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА «МОДА НА ОДЕЖДУ» ВКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕДиссертация на соискание ученой степеникандидата культурологиипо специальности 24.00.01 Теория и история культурынаучный руководитель:доктор философских наукпрофессорСоколов Евгений ГеоргиевичСанкт-Петербург20172ОГЛАВЛЕНИЕстр.ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 4ГЛАВА 1.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОНЯТИЙНОТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ В ИССЛЕДОВАНИЯХ МОДЫ НАОДЕЖДУ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ............................................................. 111.1 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ДИСКУРСА МОДЫ НА ОДЕЖДУ ВКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ .......................................................................... 111.2 НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЫ НА ОДЕЖДУ .......... 171.3 ОПЫТ КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ МОДЫ ................................................ 231.4 ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ И ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕДЕФИНИЦИИ МОДЫ НА ОДЕЖДУ ................................................................................
29ГЛАВА 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЫ НА ОДЕЖДУ В СОВРЕМЕННОМКУЛЬТУРНОМ ЗНАНИИ ...................................................................................... 492.1. КОНЦЕПТ «ФЕНОМЕН» ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЯВЛЕНИЕ «МОДА НАОДЕЖДУ» .................................................................................................................. 492.2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МОДЫ НА ОДЕЖДУ В СОВРЕМЕННОМКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ ............................................................................... 552.3 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЫ НА ОДЕЖДУ В СОВРЕМЕННОМКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ ............................................................................... 692.4.
СИГНАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК МОДЫ: ОПЫТ ДЕФИНИЦИАЦИИ ............................ 72ГЛАВА 3. ДИНАМИКА МОДЫ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМКОНТЕКСТЕ .......................................................................................................... 853.1 АНАЛИЗ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЭВОЛЮЦИИ МОДЫ НА ОДЕЖДУ ВКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ С ОПОРОЙ НА ДЕФИНИЦИЮ «РАЗВИТИЕ » ........... 85ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................... 120СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.............................................................................. 123ЛИТЕРАТУРА .............................................................................................
1303ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТАБЛИЦЫ ................................................................... 140ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИЛЛЮСТРАЦИИ........................................................ 1454ВВЕДЕНИЕАктуальность темы диссертационной работы связана с современнымиреалиями культурных изменений, охватывающих все сферы жизни социума инапрямую связанных с модой, под влиянием которой трансформируютсяценностные ориентиры, происходит регулярная переоценка и изменениеактуальных культурных образов, формируется механизм культуры потребления.Несмотря на то что мода распространилась на самые разные сферы и аспектыжизнедеятельности человека, одним из традиционных объектов моды остаетсяодежда.
Мода на одежду как частный вариант моды в широком смысле активновлияет на современную культуру, оказывая воздействие на общественное ииндивидуальное сознание. В гуманитарном знании посредством изучения модына одежду возможен также и анализ различных аспектов взаимозависимостиобщества, культуры и человека, в частности – формирования новых социальныхценностей и их влияния на культуру общества.В современной науке, когда развитие реальности опережает устоявшиесятеоретические модели и схемы, важной является разработка новых теорий исистемныхпонятий,напримермодныйстандарт,необходимыхдляпрогнозирования текущих тенденций в культуре. В связи с этим важным являетсяизучение феномена моды на одежду в культурологическом контексте с позициине столько многовариантности моды, сколько её целостности. Исследователи, какправило, очень редко обозначают термин «мода на одежду» как самостоятельный.Отличительной особенностью сложившегося изучения феномена моды на одеждуявляется отсутствие следующих факторов: культурологической методологическойбазы исследования; единства в терминологии; четких границ при анализе разныхобъектов моды и понимания взаимосвязи этих границ; констатации идейнойосновы модного стандарта на одежду.Создание единого категориального аппарата является частью дискурсивнойзадачи, посредством которой возможно раскрытие особенностей теоретических,5идеологических и технологических аспектов функционирования моды каксистемы культуры.
В культурологическом дискурсе этот вопрос раскрытнедостаточно полно. Вместе с тем по богатству возможностей для аналитикикультуры мода на одежду не уступает таким активно исследуемым предметам, какистория одежды, костюм, стиль. Учитывая быструю смену модных стандартов,своевременной является постановка задачи эмпирического и теоретическогоисследования динамики феномена в рамках культурологической модели моды наодежду.
Актуальность исследования связана также с дальнейшей разработкойединого методологического культурологического подхода к изучению моды наодежду и созданию культурологической теории моды на одежду.Степень научной разработанности темы. Моде как феномену в широкомзначении посвящено много трудов западных и отечественных исследователей.При этом объект моды, как правило, не уточняется, а мода на одеждувоспринимается составной частью явления «мода».
Обособление моды на одеждув качестве предмета научного исследования началось в начале XX века. Насегодняшний день в качестве автономной области исследования она формируетсяна пересечении исторических, эстетических и технологических знаний.К классическим исследованиям западного дискурса моды относятсяисследования Г.
Зиммеля «Философия моды», Г. Блумера «Мода: от классовойдифференциациикколлективномуотбору»,Р. Барта«Система моды»,Ж. Бодрийяра «Система вещей», П. Бурдье «Кутюрье и его подпись: вклад втеорию магии» и «Высокая мода – высокая культура», Л. Свендсена «Философиямоды». Каждый из них имеет свой взгляд на данный феномен.Например, Г.
Зиммель рассматривает моду и одежду следующим образом:мода представляется им как форма социальной жизни, которая проявляется вовсех сферах жизни общества; одежда – как проявление только одной из этих сфер.Г. Блумер пишет о моде как о «духе времени», с коллективным отбором на основеколлективноговкусакакосновнымпринципомформированияифункционирования моды. Р.
Барт первым выбирает объектом исследований не6моду как процесс, а модную одежду. На основе одежды-описания из модныхжурналов он поэтапно раскрывает знаковую систему моды и модной одежды.П. Бурдье сосредоточивается на исследовании модной одежды в рамках высокоймоды. Работа Л. Свендсена посвящена роли модной одежды в проявлениииндивидуальности.Не обошли вниманием моду на одежду и отечественные ученые. Впоследние десятилетия её исследованиями занимались представители различныхотраслей гуманитарного знания: историки (А.
А. Васильев, Д. Ю. Ермилова,Н. Которнидр.),искусствоведы(Л. Н. Картамышева,Н. М. Каминская,Е. В. Киреева, Р. М. Кирсанова, Е. А. Косарева, М. Н. Мерцалова, Ф. М. Пармон,Р. В. ЗахаржевскаяВ. И. Толстых,идр.),социологиМ. Н. Топалов,(Л. А. Дергунова,З. Б. Элькин,Л.
В. Петров,Л. И. Ятина),экономисты(Л. В. Архипова, С. О. Аничкина, Н. Т. Фролова), дизайнеры (Т. В. Козлова,Е. В. Ильичева,А. Ю. Демшина),философы(Е. Я. Басин,А. Б. Гофман,),культурологи (С. Н. Иконникова, М. А. Коськов, В. М. Липская, Е. Н. Устюгова идр.). Отечественный дискурс моды и моды на одежду сформировался в результатеразличных подходов.В рамках исторического знания представлены два направления. Первое –объединение истории моды и истории одежды. Здесь они рассматриваются иисториками, и искусствоведами как констатация факта существования того илииного вида и разновидности одежды в определенный временной промежуток вконтексте общего развития культуры (Л. Н.
Картамышева, Н. М. Каминская,Е. В. Киреева, Р. М. Кирсанова, Е. А. Косарева, М. Н. Мерцалова, Ф. М. Пармон,Р. В. Захаржевская и др.). Второе направление заключается в трактовке историимоды как истории модных домов (А. А. Васильев, Д. Ю. Ермилова).Представители социально-психологического подхода рассматривают модуна одежду как один из психологических способов регулирования поведения исознанияиндивида(Г. М. Андреева,А.
В. Коваленко,Б. Д. Парыгин,В. И. Толстых). Подход, основанный на особенностях технологического процесса7и моделирования костюма, позволяет проработать вопросы конструированияодежды по законам визуального восприятия (С. Н. Беляева-Экземплярская),формообразованиясилуэтаизгеометрическихТ. В.
Козлова,Е. В. Ильичева,структур(Г. И. ПетушковаТ. С. Бастрыкина).Философско-культурологический подход представляет осмысление общественной природы иценностной значимости моды и костюма в жизни социума (С. Н. Иконникова,М. А. Коськов, В. М. Липская, Е. Н. Устюгова и др.).В рамках отечественного дискурса моды на одежду затрагиваются такиепозиции как логика процесса функционирования моды, его закономерности идинамика (Т.
Л. Макарова, Е. В. Николаева, Л. В. Смурова, Н. А. Филатова),теории и модели моды (А. Б. Гофман, Т. А. Гришаева, М. И. Килошенко);акцентируется проблема сущности моды и её ценностно-нормативной природы(Е. Я. Басин, М. Н. Топалов, З. Б. Элькин, Л. И.