Диссертация (1146561), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Понятие «феномен» широкоиспользуется в философии и трактуется как то, что постигается сознаниемсначала в чувственном опыте, а затем – поэтапным его осмыслением иобобщением. Феномен несёт в себе совокупное знание о предмете: его познаниепроходит последовательно стадии ощущения, восприятия, представления иосознания. Рассматривая моду на одежду, проведем анализ обоснованности такойнаучной практики.Одежда, первично, не является частью природы, а специально создаетсячеловеком и для человека, что дает право отнести ее к примерам «предметовкультуры», артефактам культуры.
Это относится и к тем немногочисленнымчастным случаям, когда для создания одежды использовался какой-либо «чистый»объект природы. Примером такой одежды может служить «архаичная» одежда,изготовленная из листьев, стеблей растения или коры дерева. То, что служило«материалом» для изготовления такой «одежды», изначально, само по себе,являлось «объектом природы». Для «перевоплощения» в качестве одежды этосырьебыло«окультурено»человекомпутемосмысленныхвыборочныхспецифических целенаправленных действий. Таким образом, эту набедреннуюповязку следует считать уже «предметом культуры», так как её производствоявляется результатом осознанных действий и отображает изменение в уровнесознания, закрепленное через материальный предмет, и, следовательно, она может50быть воспринята как артефакт культуры.В научной практике присутствуют примеры описаний такой «архаичной»одежды из листьев.
К ним относятся заметки известного путешественника Фонден-Штейнена [100], наблюдавшего в конце XIX века жизнь многих племендикарей во внутренней Бразилии. Например, ученым было отмечено, что вплеменах бакаири, мехинаку женщины носили тройной шнур, украшенныйтреугольнымипластинками,вырезаннымиизпальмовыхлистьев.Врассмотренном примере «одежда» из листьев/коры обладает «двойственнойопределённостью»: во-первых, объективной определенностью, «унаследованной»от природы» (в связи с не зависящими от человека природными свойствамилистьев или коры), и, во-вторых, «субъективной определенностью» (в связи сиспользованием их человеком в качестве основного «базового» элемента-сырьяодежды). Именно это использование и выражает смысл и значение конкретнойодежды для человека.
В результате «архаичную» одежду нашего примера, мыимеем право обозначить как предмет культуры – артефактом. Такая примитивнаяодежда из «готовых» природных материалов является предметом культуры –«первичным» артефактом. И хотя на сегодняшний день технология созданияодежды значительно расширилась и усложнилась, по-прежнему одежда сохраняетстатус артефакта культуры.
Более того, наличие выбора в одежде «породило»такое явление, как «мода на одежду».При изучении моды на одежду мы имеем дело не с «просто одеждой», а смоднойодеждой,одеждой,соответствующейопределеннымтребованиямконкретной моды. В этом случае потребность в модной одежде будет замещатьпотребность в одежде как таковой.
Таким образом, модная одежда предстает каквторичный «предмет культуры», основанный на использовании первичного«предмета культуры» – одежды. То есть с артефакта культуры первого уровня –одежды, мы переходим на артефакт культуры второго уровня – модную одежду.Применительно к моде на одежду «осмысление знания» означает познание(группой людей или человечеством в целом) объекта моды, в нашем случае –51одежды через когнитивную составляющую познания. Такая составляющая модына одежду может быть определена как сумма информации, необходимой дляобеспечения существования данной моды в данный момент времени и/или дляподдержания ее существования в неопределенном будущем. Эта информацияможет быть выражена совокупностью знаний в самой различной форме:интеллектуальные усилия, приёмы, способы, методы изготовления одежды;технические и технологические условия: технологические карты, стандарты,эскизы, чертежи и любая другая документация, определяющая, условияпроизводства модной одежды и условия реализации этой одежды.
Последниевключают в себя концептуальные характеристики различных мероприятиймаркетингового характера, в частности рекламы модной одежды. Таким образом,можно говорить о существовании взаимно-однозначного соответствия междууказанной информацией и модой на одежду, которая отображается, фиксируется,воспроизводится и реализуется с помощью этой информации.Обобщение опыта изучения моды на одежду через анализ причинноследственной связи «условия жизни – жизнь» приводит к выводу о способностимоды на одежду к детерминации общественного сознания. С помощью моды всистеме «условия жизни – жизнь» закрепляются некоторые новые причинноследственные связи, выражаемые в конкретных характеристиках одежде и/илиспособах её ношения.
Новые стереотипы общественного сознания обеспечиваютоптимизацию системы «условия жизни – жизнь» путём закрепления в ментальноми вфизическом(бытовом)аспектахжизнедеятельностилюдейновых,оптимальных, причинно-следственных связей. Такую связь одежды с системойжизнеобеспечения человека отмечали и ранее. Развитие причинно-следственныхсвязей в системе «условия жизни – жизнь» применительно к моде имеет своюдинамику. Со временем, периодически, в такой системе нарастают – по разнымпричинам – противоречия, так как она становится недостаточно однозначной и,какследствие,(потребностьюнеустойчивой.новыхВзаимосвязьощущений)исамоймеждуусловиямижизнью(ужежизниосвоенными52ощущениями) оказывается неоптимальной.
Из этих противоречий возникаетпотребностьновыхощущений,обеспечиваемыхочередноймодойчерезвозникновение нового модного стандарта на одежду. Такая потребность, хотя бычастично, снимает и, тем самым, оптимизирует, выравнивает и гармонизируетопределенные аспекты функционирования данной системы.Существуют такие исторические периоды, когда процесс смены модныхстандартов протекает в соответствии с диалектическим законом отрицанияотрицания и совершается циклами, в три этапа. Относительно моды на одежду этиэтапы рассматриваются в рамках социальных отношений к определенномумодному стандарту. Первый этап констатирует исходное, первоначальноепринятие объекта моды и его характеристик, выраженных через модный стандарт.Второй – включает нарастание противоречий между переоценкой модной одеждыи стабильностью её характеристик.
Как следствие, меняется отношение кисходному состоянию объекта – «первичному» модному стандарту. Следующийэтап заключается в смене состояния объекта с «первичного» на «измененное». Тоесть один модный стандарт заменяется другим. Эта цепочка этапов повторяетсятаким образом, что каждый раз имеет место отрицание предыдущего состоянияобъекта, в нашем случае, «первичного» модного стандарта на одежду. То естьпроисходит возврат к начальному отрицанию прежнего отрицания.Примеристорическойтрансформации-сменыодеждыврезультатеизменений причинно-следственной связи «условия жизни – жизнь» приводитЕ. М. Берман и Е. Д.
Курбатова: «Крестьянские семьи, переехавшие в городапосле отмены крепостного права, в первое время донашивают деревенскуюодежду и лишь постепенно меняют ее на городскую, которая в большей мерезависит от характера работы, на которую удалось строиться» [цит. по, 16].Примеры циклического развития моды по закону отрицания отрицания можнонайти в истории моды России ХХ века: непрерывная цепь связанных друг сдругом временных периодов, когда очередная мода представляет собой«антимоду» по отношению к моде предыдущей.
Условно выделены две таких53триады.Первая триада.1) Дореволюционная России – бурное развитие капитализма сопровождалосьапологией потребления, наличием моды на роскошь.2) Период Революции и Гражданской войны – возникновение «пролетарской моды»,резко отрицающей предшествующую, буржуазную.
Утверждение в широких массах,особенно в молодёжной среде, «модного стандарта нищеты»: «не ношение» галстуков,длинных платьев, мужских шляп, дамских муфточек. Эти «символы буржуазности» впартийно-пролетарских слоях населения не просто отвергались, но и частопреследовались.3) 20-е годы, период НЭПа – в среде «нэпманов» и творческой интеллигенции наоснове отрицания «стандарта нищеты» происходит возврат к буржуазной моде нановом витке.Вторая триада.1) Период индустриализации и «строительства социализма», как отрицание«наследия НЭПа», – мода на упрощенный, стандартизированный, военно-спортивныйстиль одежды (кители и гимнастерки с накладными карманами, косынки и т.
п.).2) Послевоенная эпоха и «период застоя» – постепенное разнообразие одежды, свключением «излишеств» (веяния «западной моды», протестной моды «стиляг»).3) Перестройка и постсоветская эпоха – частичная реставрация элементовбуржуазной моды в форме «гламура» «новых русских».Очевидно, что появление каждого из перечисленных выше этапов развитиямоды было обусловлено, в первую очередь, современным ему «социальнымзаказом», при этом оно сопровождалось агрессивным неприятием, отрицаниеммоды предшествующего периода. Таким образом, каждая «новая» модапредставляласькакнарушениесложившихсястереотиповобщественногосознания. Очередная мода выступала одновременно в роли вызова обществу с«призывом» к другой жизни – «настало время перемен!».