Диссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии". PDF-файл из архива "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования«Санкт-Петербургский государственный университет»На правах рукописиБорисова Анастасия АнатольевнаИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ИЭМОТО –ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛ ТРАДИЦИОННЫХИСКУССТВ – И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ07.00.03 – Всеобщая историяДиссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наукНаучный руководительФилиппов Александр ВикторовичДоктор исторических наук, профессорСанкт-Петербург2016ОГЛАВЛЕНИЕВведение ..................................................................................................................
4Глава 1. Историческая эволюция и окончательное формированиесистемы иэмото.................................................................................................... 381.1 Исторические предпосылки формирования системы иэмото ................. 391.2 Окончательное формирование системы иэмото в период Эдо и еедальнейшее развитие ......................................................................................... 481.2.1 Меры, предпринимаемые бакуфу Токугава для установленияконтроля над Японией ...................................................................................
491.2.2 Формирование школ традиционных японских искусств и выявлениеосновных признаков системы иэмото .......................................................... 54Глава 2. Развитие системы иэмото с периода Мэйдзи до второйполовины ХХ века .............................................................................................. 682.1 Действия иэмото для поддержания своих школ в период Мэйдзи ........
692.2 Положение традиционных японских искусств и системы иэмото впериод до Второй мировой войны ................................................................... 762.3 Развитие традиционных японских искусств в послевоенный период ... 852.4Ростинтересакяпонскимтрадиционнымискусствамираспространение их на Запад............................................................................ 92Глава 3.
Современное состояние системы иэмото и ее роль в японскомобществе .............................................................................................................. 1023.1 Современный этап существования системы иэмото в японскихтрадиционных искусствах...............................................................................
1023.1.1 Правовые и организационные основания деятельности иэмото школтрадиционных искусств ............................................................................... 1023.1.2 Современные проблемы системы иэмото......................................... 1103.2. Место традиционной культуры в жизни современной Японии .......... 1143.2.1ОтличиясистемыиэмотовсовременнойЯпонииотпредшествующих периодов ........................................................................ 11423.2.2 Нововведения иэмото, направленные на поддержание традиции всовременных условиях.................................................................................
1193.3 Роль системы иэмото в современном японском обществе и ееперспективы в будущем .................................................................................. 1263.3.1 Роль традиционных искусств в современном японском обществе........................................................................................................................ 1273.3.2 Распространение организации системы иэмото как социальногоинститута на деятельность сообществ и групп, не связанных страдиционными искусствами ...................................................................... 1333.3.3Влияние системы иэмото на искусства, не являющиеся исконнояпонскими ..................................................................................................... 144Заключение ......................................................................................................... 154Список использованных источников и литературы .................................
160Приложение 1. Списки иэмото некоторых школ, упоминаемых внастоящем исследовании ................................................................................. 176Приложение 2. Интервью для журнала Capital, взятое Сигэко Борк ... 182Приложение 3. Интервью, взятое Джоном Кузелем у членов театральнойдинастии кё:гэн Сигэяма Тюдзаборо ............................................................ 1863ВведениеСистема иэмото (家元制度), что можно дословно перевести как «главадома», является основополагающей организационной системой школтрадиционных японских искусств.
Руководители этих школ и называются«иэмото» ( 家 元 ), поэтому чаще этот термин так и переводится: «главашколы». Толковый словарь японского языка «Кодзиэн» дает следующееопределение этого слова.«В традиционных японских искусствах иэмото — это наследственнаялиния, которая в качестве главной семейной линии продолжает сохранениешколы и обеспечивает ее жизнедеятельность. Глава этой школы. Впервыеиэмото появились в период Камакура. В период Эдо, наряду с развитиемтрадиционных искусств, во множестве появились в приложении к такимискусствам как театр но, кёгэн, традиционные танцы, музыка, искусствосоставления ароматов, путь чая, искусство аранжировки цветов, боевыеискусства и т.
д. Существует и в настоящее время. Единый род» 1 . Такимобразом, даже исходя из этого определения, можно увидеть, что системаиэмото являет собой семейную наследственную структуру, которой, какследует ожидать, присущи основные черты традиционной японской семьи.При этом такие ее элементы, как подчинение старшему, совместнаядеятельность, постановка интересов группы (семьи) выше индивидуальных ит. д., можно увидеть и в повседневной жизни современных японцев.
Можносказать, что исследование системы иэмото является очень актуальным дляпонимания не только истории культуры Японии, но и для осознания многихреалий современных социальных и трудовых отношений в японскомобществе. Черты, присущие системе иэмото, ярко проявляются и ворганизации японских фирм, заметны в общеобразовательных школах и вструктурах, не имеющих отношения к традиционным искусствам, например,Иэмото//Ко:дзиэн (под ред. Симура Идзуру), 5 изд-е. Токио, 1998. С. 119.
家元//広辞苑(編者新村出)、第 5版.東京、1998.119 頁.14в профсоюзах. Это, несомненно, связано с тем, что процессы, происходящиев системе иэмото, ее изменения и проблемы, возникающие в настоящеевремя, являются прямым отражением актуальных проблем, с которымисталкивается современное японское общество, и трансформационныхпроцессов, в которые это общество вовлечено. Например, об изменении ролиженщины в японском обществе, свидетельствует тот факт, что теперь школуможет возглавить иэмото женского пола. Следовательно, выбранная темазаслуживает тщательного анализа и внимательного рассмотрения.Многими выдающимися исследователями, как отечественными, так изарубежными,отмечаетсяприверженностьяпонцевктрадиционнымценностям.
Очень часто японцы с детства занимаются различнымитрадиционными искусствами, таким образом с самых ранних лет становясьчастью организационной структуры школ, то есть системы иэмото. Нужноотметить, что во многих японских семьях обучение в школах традиционныхяпонских искусств является семейным делом. Помимо следования по стопамродителей,ребенокможетобучатьсямастерствуивобычнойобщеобразовательной школе, где после уроков действует целая системакружков и клубов, среди которых несколько обязательно посвященытрадиционным искусствам, будь то икэбана (生花) – искусство аранжировкицветов - или оригами (折り紙) – искусство складывания фигурок из бумаги.На протяжении многих лет существования система иэмото подвергаласьразличным изменениям и испытаниям, от поддержки властей и тесных связейс высшим военным сословием в период Эдо (1603–1868) до почти полногозабвения в первой половине периода Мэйдзи (1868–1912).
Во второйполовине периода Мэйдзи и до периода до американской оккупации Японии(1945–1952) произошло переосмысление роли японских традиционныхискусств как уникального национального достояния, и занятия в школах,возглавляемых иэмото, всячески поощрялись. Некоторые из традиционныхискусств были даже внесены в обязательную школьную программу.Американские власти, наоборот, стремились ограничить занятия, в первую5очередь, боевыми искусствами, считая их рассадником милитаризма инационализма.
Но и другие, «мирные» виды искусств получили жесткиеограничения и были поставлены под контроль, избавиться от которогоудалось только по завершении периода оккупации. Можно сказать, что ссередины 50-х гг. ХХ века произошло возрождение интереса к японскойтрадиционной культуре, который не утихает и в наши дни. Постояннопроводящиеся выставки, семинары, фестивали и лекции по различным видамяпонских искусств свидетельствуют о жизнестойкости и актуальностисистемы иэмото и сейчас. Любопытно, что в настоящее время многие школытрадиционных японских искусств работают «на экспорт», активно открываясвои филиалы и отделения во многих странах, в том числе и в России.
Такимобразом, можно говорить о расширении влияния системы иэмото: она давновышла за пределы Японии и вовлекает в себя новых членов, чтосвидетельствует о ее жизнеспособности и адаптации к современнымусловиям. Изучение развития системы иэмото, прослеживание того, чтоизменилось, а что осталось неизменным на протяжении нескольких периодовяпонской истории, может помочь понять некоторые особенности поведенияяпонцев,основанныеруководствуютсяинаважнейшихсегодня.Многиеценностях,которымиисследователи,такиеоникакН.