Диссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии". PDF-файл из архива "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Бог создает вещи согласно их уместности, которыенесозданные и вечные. Сущности вещей, т.е. Идей Бога выражаютсясогласно своим качествам и особенностям. «Это аспект выбора исвободнойволи,ноодинГосподьвыражаетих–этоаспектдетерминизма»155. Сущность каждого человека включает весь возможныйнабор его качеств и характеристик. «Человек не предопределен в смысле,что его качества могут считаться Божественным созданием.
Сущностнаяприрода человека, или, иными словами, его сущность (айян), не создана, и,по этой причине, он пользуется свободой воли и выбора».156Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Наука, 1987. С. 52.Валиддин М. Коранический суфизм. СПб: ДИЛЯ, 2004. С. 118.155Там же. С. 120.156Там же. С. 122.15315459Божественныйзамыселпроявилсявнамеренномтворениичеловеческой воли, которая является благом, даром человеку. Разумчеловека, использующий данные опыта и предугадывающий последствиядействий, вкупе с волей, выраженной в желании достичь той или инойцели, и составляет свободную волю человека. Как пишет аль-Газали,свободная воля должна основываться на разуме человека, «ведь толькознать, что то или иное желание может тебе повредить, недостаточно,чтобы отказаться от него, необходима еще и тяга к действию,предопределенному знанием.
Этой волей ты выделился из животных,перед которыми человек имеет преимущество, и, кроме того, тывыделяешься также знанием последствий».157 Согласно аль-Газали, разум(акл) является воплощением Божественного в человеке, поэтому он долженконтролировать все остальные «отделы» человеческого «я», следя завлечениями, желаниями и побуждениями, особенно, исходящими отнафса. Именно благодаря разуму, «человек занимает промежуточноеположение между животными и ангелами».158Согласно теории Ибн Араби, мир предстает как отражениеБожественной реальности, поэтому «все обретает свой вуджуд, своесуществование, “будучи найденным”, т.е.
замеченным Богом».159 Внесоотнесенности с Богом, человек и мир в целом, не имеют какой-либосубстанциональной значимости. С этической точки зрения, все, чтопроисходит в этом мире, включая сам акт творения, происходит по«желанию» Бога или по Его Волеизъявлению (ал-ирада), ведь только Онобладает истинным бытием.
«Знай, что предопределение (када) естьсуждение (хукм) Божье о вещах, а судит Бог о вещах соответственно тому,как знает Он их и о них, а знает Бог вещи так, как то дано самимипознаваемыми,каковыонисуть.Судьбаже— этовременноеАль-Газали, Абу Мухаммад. Воскрешение наук о вере (Ихйа' 'улум ад-дин). Избранные главы. М.:Наука, 1980.
С. 167.158Umaruddin M. The Ethical philosophy of al-Ghazzali. Delhi: Adam Publishers, 1996. P. 98.159Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М.: Садра, 2012. С. 268.15760осуществление (тавкит) вещей такими, какие они в воплощеннойсущности своей, и не более того. Так что предопределение судит о вещахчерез них же самих, не иначе».160 Но, в то же время, «каждая вещь вмироздании являет определенные аспекты Божественной жизни, знания,воли и могущества самим тем фактом, что она является вуджуд».161Божественное Волеизъявление установило законы, благоприятные длячеловека, чтобы он мог поклоняться Богу и работать себе на благо. Бог«сотворил данное благодеяние исключительно ради нас, дабы мы моглинаслаждаться им и пребывать в нем.
И вот Он поставил нас во главе и далнам полную свободу».162 Как отмечает А.В. Смирнов, «происходит толькото, что должно и может произойти, причем происходящее с человекомопределяется тем, каков он, каждый сам и только сам ответствен за все,что с ним случится».163Тема свободы воли и предопределения занимает особое место втворчестве Руми (ум. в 1273 г.). Он высказывает мысль о том, что человекспособен сам распоряжаться своими действиями и нести за нихответственность. Как отмечает Н.
Одилов, вель «если кроме бога никто необладает волей, тогда зачем ты злишься на виновника, скрепя зубамисмотришь на врага, совершившего преступление. Но не вызывает же у тебячувство мести падавший с потолка деревянный обломок и нанесший тебеглубокую рану? Питаешь ли ты к нему ненависть?».164 Более того, Румиговорит, что концепция предопределения может быть опасной, т.к.полностью парализует человека, мешает ему активно действовать.Действительно, некоторые захиды («отшельники») считали, что «хлебнасущный назначен богом предвечно, никакими усилиями раб божий неИбн Араби. Геммы мудрости // Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализафилософии Ибн Араби). М.: Наука, 1993.
С. 212.161Читтик У. Учение о единстве бытия у Ибн Араби // Суфий, 2012. № 14. С. 37.162Ибн Араби. Мекканские откровения. Глава 178 // Ибн Араби. Мекканские откровения. (ал-Футухат алмаккийа). СПб: Петербургское Востоковедение, 1995. С. 189 .163Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М.:Наука, 1993. С. 122.164Одилов.
Н. Мировоззрение Джалаладина Руми. Душанбе: Ирфон, 1974. С. 89.16061может ни умножить своей доли, ни уклониться от ее получения.Следовательно, не нужно зарабатывать, нужно ждать того, что бог посвоей милости ниспошлет».165 Между тем, «человек осознает, что имдвижет непостижимая Божественная воля и вместе с тем он наслаждаетсясвободой, не идущей нив какое сравнение с той призрачной инесовершенной“свободой”,окоторойрассуждаютрационалисты-богословы. Чтобы достичь этого возвышенного осознания одновременнокак полной свободы, так и полной зависимости от Божественной воли,верующий должен прилагать все свое усердие в служении Богу, а не ждать,что это осознание будет даровано ему Господом».166Добро и злоСвободная воля человека нередко трактуется суфиями не только какБожественный дар, но и испытание.
Первоначально такому испытаниюподвергся Сатана. Сатана (Иблис) – воплощение сил Зла, предстает всуфийской трактовке в очень необычном для традиционного ислама свете.Сатане не приписывается абсолютная власть над людьми, он может ихсоблазнять, искушать, но над человеком он не властен. «Иблис никогда невоспринимался мусульманами как “абсолютное зло”; он – творение Божьеи, следовательно, полезное орудие в Его руках».167 Некоторые суфиипредставляют Сатану истинно верующим, ведь Сатана отказываетсяпоклоняться кому-то еще, кроме Бога, даже если это нарушаетБожественную волю, становясь тем самым отверженным любящим, чейВозлюбленный отвернулся от него.
В связи с этим аль-Газали, один из техБертельс Е.Э. Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы // Бертельс Е.Э.Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М.: Наука, 1965. С. 17.166Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. СПб: ДИЛЯ, 2004. С. 183.167Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М.: Садра, 2012. С. 200.16562представителей суфизма, которые пытались «оправдать» Сатану, сказал:«Тот, кто не учится таухиду у Сатаны – неверный».168Такая непривычная трактовка образа Сатаны представляет всовершенно ином свете другую фундаментальную для всех авраамическихрелигий историю – миф о грехопадении Адама.
Данный сюжет полностьюменяет свою смысловую окраску в работе Ахмада Самани «Раух ал-арвах»,которую интерпретирует У. Читтик.169 Отношения между Богом ичеловеком,постижениясогласноСамани,Божественного:базируются«Цельюнакаждоговнутреннеммистикаопытеявляетсявоссоздание того любовного союза, который был скреплен в тот день (деньзавета), когда Бог провозгласил Свое господство, и все души мужчин иженщин приняли его в совершенном подчинении».170Поскольку Бог сотворил весь мир, то только Он обладает истиннымбытием. Вещи не обладают онтологическим статусом в подлинномсмысле, поэтому уместно называть их «нереально существующими» или«относительными несущностями». Тем не менее, «бытие – не иллюзия, асредство, с помощью которого все творение, особенно человек, могутманифестировать Бога, который, согласно суфийским представлениям, былскрытым сокровищем и захотел быть обнаруженным».171 Раскрывая Себя вСвоих идеях, Бог выражает Себя, а, накладывая Свои качества на Идеи,создает вещи.
Сущности вещей не обладают подлинным бытием, поэтомуони причастны к относительному небытию, или Злу. Создание – этопроявление Божественных качеств, которые, будучи совершенными ивечными, не могут в полной мере воплотиться в тварных вещах. Поэтому«некоторые качества Абсолютного Бытия (Бога) могут быть раскрыты вобразах, формах или сущностях, и многие из них опускаются; качества,Шиммель А. Мир исламского мистицизма.
М.: Садра, 2012. С. 201.См. Читтик У. К. Миф о грехопадении Адама в работе Ахмада Самани «Раух ал-арвах» // Суфий, 2006.№ 4. С. 22-35.170Awn P. J. The Ethical concerns of classical Sufism // The journal of Religious Ethics, 1983. Vol. 11, № 2. P.241.171Heck P.L. Mysticism as morality. The case of Sufism // The journal of religious Ethics, 2006. Vol. 34, № 2.P. 259.16816963выражающие себя, действуют так в соответствии с качествами сущностей.Посредством качеств, которые опускаются, можно понять Зло. Зло – этоиное название небытия».172 Таким образом, происхождение зла – результатнесовершенных сущностей, которые, будучи таковы, относятся к небытию,которое само по себе и является злом.Как можно заметить, мир и Бог связаны друг с другом как «явное» и«скрытое».
В таком контексте «явное» и «скрытое» постоянно меняются иосуществляют взаимный переход одно в другое, при этом ни одно из нихне может существовать без другого и не является более «истинным» илиболее значимым. Такой подход к трактовке двух противоположностей(Бога-творца и тварного мира) получил название растерянности (хайра).Принцип «растерянности» можно применить к характеристикеэтическойтеорииИбнАраби.Внейдобродетельнеобладаетонтологическим статусом, т.к. ее определение не является раз и навсегдаустановленным, а меняется вместе с остальными вещами этого мира. Ктому же, мир как отражение Бога, не может быть «несовершенным», как неможет одна вещь превосходить другую в этом мире.