Диссертация (Женщины в суфизме. Этический аспект любвии), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии". PDF-файл из архива "Женщины в суфизме. Этический аспект любвии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
(Коран, 72:22-23).Для того чтобы правильно исполнять волю Божию, необходимочеткое понимание, что является «добром», а что «злом». Согласно теорииА.В. Смирнова, анализ разрешенных и запрещенных Богом действийпривел к появлению пяти основных категорий (здесь довольно яснопрослеживается взаимосвязь этического учения и фикха): обязательное(ваджиб, фард), рекомендуемое (мандуб, сунна), безразличное (мубах), нерекомендуемое (макрух) и непозволительное (харам, махзур). В отличие отфикха, этика предполагает рассмотрение всего сущего в бинарнойкатегории, а именно: «добро – зло».
Центром же этического учения поправу может считаться поступок, т.е. некий этический акт, соединяющийнамерение его совершить с самим действием, направленным на егоосуществление. Намерение и действие представляют собой «скрытое» и«явное» соответственно (или захир и батин). Как отмечает А.В. Смирнов,захир и батин равноценны по своему значению. Более того, «захир ибатин - это внешнее и внутреннее, которые стянуты каким-то процессом.Третьем элементом, который их соединяет, является этот процесс –процесс перехода батин «скрытого» в захир «явное»» и наоборот».87Таким образом, намерение и действие не могут рассматриваться отдельнодруг от друга, и имеют смысл только при их взаимодействии.Первым шагом к любому действию служит намерение, т.е.
решениеэтот самый поступок осуществить. В «Сахих» Муслима находимРезван Е.А. Коран и его мир. СПб: Петербургское Востоковедение, 2001. С. 141.Смирнов А.В. Архитектоника мусульманской этики // Ишрак: ежегодник исламской философии. 2010,№ 1. М.: Восточная литература, 2010. С.
171.868742следующее: «Умар Ибн Аль-Хаттаб сказал: "Посланник Аллаха, сказал:"Дела - лишь по намерению и человеку лишь то, чего он задумывал. Так, укого переселение было (действительно) к Аллаху и Его Посланнику, егопереселение - к Аллаху и Его Посланнику. Но тот, кто переселился занижней жизнью, чтобы получить её или (за) женщиной, чтобы жениться наней, то переселение этого было лишь к тому, к чему он переселился"».88«Правильное» намерение обладает двумя критериями: твердая воля (илиирада джазима) и искренность.
Человек полностью несет ответственностьзасвоенамерение,т.к.онополностьюявляется«внутренним».Решительная убежденность совершить поступок избавляет человека отненужных метаний и сомнений, к тому же, намерение должносформироваться до того, как поступок будет совершен, иначе невозможенправильный переход от «скрытого» к «явному».Не только намерение определяет «правильность» поступка. Самодействие не менее важно, что постоянно подчеркивается в мусульманскойлитературе. Согласно принятым комментариям данного хадиса, намерениене влечет за собой ответственности, если не высказано вслух, тем более,если оно не подкреплено действием. Взаимосвязь намерения и действия,когда одно не является «действительным» без другого, объясняет, какотмечаетА.В.Смирнов,своеобразный«утилитаристский»уклонмусульманской этики.Соединить правильное намерение и действие в поистине этическийпоступок призван постоянный контроль своих мыслей и чувств, а такжевоспитание важнейших моральных качеств, к которым, в первую очередьотносятся правдивость, терпение, смирение, упование на Бога, милосердиеи скромность.
Исламская классическая мысль предписывает при общениис людьми исходить из принципа «перевешивающего баланса», чтоозначает при любой спорной ситуации отдавать предпочтение мнению88Бухари. Сахих. http://www.islam.by/sh/sb/43другого. Логика рассуждения такова, что другого мы всегда воспринимаемкак «не-я», т.е. отличного от себя, а, значит, иногда враждебного. «Вотпочему, рассматривая отношение с другим, мусульманские авторыустойчиво подчеркивают необходимость перевеса в пользу другого:именно в этом «неравном равенстве» завязывается правильное, с точкизрения мусульманской этики и мусульманского права, отношение сдругим».89 Тем не менее, это не противоречит принципу «золотойсередины» в этической мысли ислама.Взаимосвязь между «намерением» и «действием» представляетсяосновой всех этических рассуждений. Как отмечает А.В.
Смирнов,«альфой и омегой этических построений в арабо-мусульманской культуреслужитнепосредственнаяНепосредственнаясмысловоесвязанностьсвязанностьнаполнениеэтихнамерениянамерениякатегорийииидействияихдействия.определяетвзаимодействиевтеоретическом рассуждении».90 Кроме того, постоянный контроль надсвоими мыслями и действиями, отслежтвания нравственных основанийкажлого поступка помогает достичь баланса в отношениях среди членовуммы. «В Коране отображено идеалистическое представление здоровогообщества, которое придерживается срединности в незыблемых моральныхустоев, избегая всех форм крайности».91Комплекспоощряемыхипорицаемыхкачествсоставляетнеотъемлемую часть этических рассуждений.
Как отмечает аль-Газали (ум.в 1111 г.), «мусульманское общество отличают прежде всего такиекачества, как правдивость в речах, дисциплинированность в исполнении исдержанность в общении».92 Кроме того, «правдивость является такимкачеством, которое затрагивает все стороны жизни человека, так как ни егоСмирнов А. В. Мусульманская этика как система // Этическая мысль.
Вып. 6 / Отв. ред. А.А. Гусейнов.М.: ИФ РАН, 2005. С. 59.90Там же. С. 69.91Dar B.A. Ethical teachings of the Qur’an // A History of Muslim philosophy. Vol. 1 / ed. by M.M. Sharif.Wiesbaden, 1963. P. 156.92Аль-Газали, М. Нравственность мусульманина. Киев: Ансар Фаундейшн, 2006. С. 57.8944слова, ни его дела, ни его намерения не будут приняты, если он необладает этим качеством».93 Правдивость должна быть искренней ивыражатьсявисполнениизаконовщариата.«Такимобразом,действительность внешней стороны дел определяется следованиемшариату, а внутренней – искренностью».94Правдивости сопутсвует понятие «честности» (или амана). Этопонятие рассматривается исламскими мыслителями в очень широкомсмысле.
«Амана – это обязанность (фарида), соблюдать которуюзаповедают друг другу мусульмане, прося помощи у Аллаха, дабы Онпомог им соблюсти ее».95 Терпение, вкупе со смирением и упованием наВсевышнего, помогает человеку пройти все жизненные испытания: «Аесли вы будете терпеливы и богобоязненны, то это – из твердости в делах»(Коран, 3:186). «Терпение – это один из знаков величия и признаковсовершенства, а также один из показателей главенства души надокружающим ее миром. Вот почему Ас-Сабур (Многотерпеливый) – одноиз прекрасных именАллаха».96Терпение связанос мужеством,великодушием и терпимостью.
«Мусульмане, живущие среди себеподобных и терпеливо переносящие все выпадающие им беды иогорчения, лучше тех, кто чурается общества себе подобных и не можетвынести даже самую ничтожную причиненную ему обиду. (Абу Дауд)».97Таким образом, «необходимо проявлять терпение, соглашаясь с решениеми предопределением Аллаха, что, несомненно, является одной из основверы».98Средиужеупомянутыхдобродетелейособенновыделяетсяскромность, так как «скромность – это признак, подтверждающийДагестани А.А. Мусульманская этика и нравственность.
Алушта: Мусульманская община «Алушта» /Пер. В. (Абдулла) Нирша, 2006. С. 9894Там же. С. 97.95Аль-Газали, М. Нравственность мусульманина. Киев: Ансар Фаундейшн, 2006. С. 71.96Там же.97Цит. по Максуд Р. Ислам. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. С. 237.98Дагестани А. А. Мусульманская этика и нравственность. Алушта: Мусульманская община «Алушта» /Пер. В. (Абдулла) Нирша, 2006. С. 103.9345человеческую природу, ибо она раскрывает значимость его веры и степеньего воспитанности»99. Скромность можно сравнить с индикаторомдобродетели человека: если она присутствует, то человек не погрязнет впороке, не свернет с истинного пути.
Скромность присутствует во всехаспектах жизни человека, например, в разговоре мусульманин долженбыть краток, воздерживаться от непристойных слов и мыслей. Скромностьв повседневной жизни состоит в том, что человек довольствуется тольконеобходимым, избегая роскоши и лишних трат. Более того, согласноизвестному хадису, Мухаммад говорил, что если у каждой религии естьсвой нрав, то нрав ислама - это скромность. «Скромность и веранеразрывно связаны между собой: без одной нет и другой».100Следуетотметить,чтоМухаммаднеоставилпослесебясистематизированного морального учения: «этик.а как бы растворилась вего мировоззрении: в теоретической части она совпадает с верой, внормативной — с правом».101 Нравственное учение в исламе строится накоранических высказываниях и на личном примере Мухаммада и егоближайшего окружения.
Как отмечает А.А. Гусейнов, «оригинальностьмусульманской этики состоит в том, что она взяла в качестве образцажизнь одного (и не выдуманного, каким был, например, мудрец стоиков, авполне реального) человека во всем эмпирически детализированноммногообразии её проявлений. Согласно мусульманской этике житьдостойно, праведно – значит жить, равняясь на Мухаммеда».102 Этикуислама нельзя назвать ригористичной.
Она вполне «под силу» обычномучеловеку, если приложить немного усилий. К тому же, мусульманскаяэтика «исходит из более приземленного, но зато более реального образачеловека, который вполне понимает и — самое главное — принимаетАль-Газали, М. Нравственность мусульманина. Киев: Ансар Фаундейшн, 2006. С. 249.Цит. по Максуд Р. Ислам. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. С. 237.101Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители: нравственные учения от Моисея до наших дней. М.:Вече, 2008.