Диссертация (Концепция социального развития М. К. Ганди в контексте эволюции незападных обществ)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция социального развития М. К. Ганди в контексте эволюции незападных обществ". PDF-файл из архива "Концепция социального развития М. К. Ганди в контексте эволюции незападных обществ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиБитинайте Елена АлексеевнаКОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ М. К. ГАНДИВ КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ НЕЗАПАДНЫХ ОБЩЕСТВСпециальность 09.00.11 – Социальная философияДиссертация на соискание учёной степеникандидата философских наукНаучный руководитель:Т. Г.
Скороходовадоктор философских наук,доцентПенза20152ОглавлениеВведение ........................................................................................................................... 3Глава 1. Теоретико-методологические основы реконструкции концепцийсоциального развития современных незападных мыслителей ................................. 19§ 1.
Методологические подходы к анализу развития общества в социальнойфилософии .................................................................................................................. 19§ 2. Теоретические основы реконструкции взглядов современных незападныхмыслителей на социальное развитие ....................................................................... 54§ 3. М. К.
Ганди как незападный мыслитель .......................................................... 78Глава 2. Концепция социального развития М. К. Ганди и реальностьнезападных обществ.................................................................................................... 106§ 1. Совершенствование личности как движущая сила развития общества вконцепции М.
К. Ганди ........................................................................................... 106§ 2. Социальное развитие: представления М. К. Ганди о содержаниипроцесса и перспективах для Индии ..................................................................... 142§ 3.
Развитие незападных обществ на современном этапе и проектМ. К. Ганди ............................................................................................................... 184Заключение .................................................................................................................. 211Библиография .............................................................................................................. 2183ВведениеАктуальность темы исследования. Социально-философское осмыслениеразвитиясовременногообществаиегокомпонентов–социального,экономического, культурного и др.
– предполагает понимание вопросов,связанных с различиями в социальной динамике Запада и незападных обществ.Однимизключевыхнампредставляетсявопросовзаимосвязидвухсоставляющих процесса развития – улучшения внешних условий существованиялюдей и развития самих индивидов, в котором сочетаются поддержание ихсоциального благополучия, а также их личностное совершенствование. Вопрос опоиске баланса между обозначенными компонентами развития особенно остростоит перед модернизирующимися незападными странами, пытающимися решитьсоциальные проблемы, опираясь на экономические и политические достиженияЗапада, и одновременно стремящимися к сохранению заложенных в ихцивилизации духовных ценностей.
Односторонние подходы к общественномуразвитию показывают свою неэффективность и порождают новые проблемы.Катастрофы XX в. – мировые войны, Холокост, гонка вооружений, тоталитарныережимы – и опасность самоуничтожения человечества вследствие ядерной илиэкологической угрозы стали издержками одностороннего понимания развития какнаращивания материального и научно-технического потенциала общества.Противоположная–антиглобалистская–тенденцияпротивопоставления«бездушной рациональности» Запада особой «духовности» собственной культурыведет к изоляции незападных обществ и порождает проблемы фундаментализма,международноготерроризма,усилениянациональнойирелигиознойнетерпимости и др.
В конечном итоге антиглобализм приводит к разобщенностичеловечества и его бессилию перед лицом глобальных угроз.Проблемы, связанные с издержками двух подходов к развитию, одностороннеакцентирующих материальную или духовную сферу, актуализируют вопросы овозможности преодоления этих крайностей и о ценности рассуждений оперспективахобщественногоразвития,учитывающихобесоставляющие.4Особенно интересны в этом смысле рассуждения современных незападныхмыслителей, действующих на стыке культур традиционного общества и модернаи благодаря этому видящих недостатки односторонних представлений о развитии.Выполняя в обществе функцию социальной рефлексии, они осмысливаютситуацию своих обществ и намечают пути их должного развития.
В результатесоциального конструирования они создают концепции общественного развития, вкоторых предлагают варианты решения проблемы вхождения незападныхобществ в мир современности без утраты собственной цивилизационнойидентичности. На философском уровне эта проблема эксплицируется в формепопыток решения двух задач: 1) соотнесения двух аспектов развития –переустройства внешних (экономических, политических, социальных) формжизни людей и культивирования ценностей (традиционных индигенных исовременных западогенных), задающих ориентиры общественного развития;2) задачи поиска баланса между сохранением традиционных ценностей иоснованных на них форм общественной организации, и привнесением новыхценностей, идей, социальных институтов и др.
элементов, заимствованных изкультуры модерна.Проективные построения незападных интеллектуалов могут принимать какреалистические, так и утопические формы. При этом независимо от того,насколько осуществимы предлагаемые ими пути, высказанные идеи могутнаходить воплощение в социальной, экономической и политической практике итем самым оказывать влияние на социальную реальность. Сопоставление ихтеорий с реальными процессами модернизирующихся обществ позволяет выявитьсильные и слабые стороны их проектов, что в свою очередь значимо при поискепутей решения социальных проблем, стоящих перед странами третьего мира насовременном этапе.Специфика и результаты конструирования концепций социального развитияхорошо выражены в построениях индийского общественного деятеля, политика имыслителя Мохандаса Карамчанда Ганди (1869–1948).
Формирование на стыкекультурных миров определило синтетический характер его мировоззрения,5внимание к социальным проблемам, критическое отношение к традиционномунаследию и к издержкам модернизации и др. черты, характеризующие его самогокак типичного незападного интеллектуала, а его построения – как примерсоциальной рефлексии в незападном мире.
Анализ его видения перспективразвития родной страны в контексте модернизационных процессов в период егожизни и в сопоставлении с современными тенденциями эволюции незападныхстран дает материал для изучения вопроса о взаимосвязи социальной рефлексии исоциального бытия незападных обществ. Пафос философии Ганди – в стремлениик соединению религии и этики с общественной и политической практикой.Отсюда значимость его представлений о развитии для преодоления издержек ипроблем,порожденныхакцентирующимилибоодносторонниминаращиваниеподходамикнаучно-техническогопрогрессу,ивоенногопотенциала, либо нравственное и духовное совершенствование людей. Нацивилизационном уровне это означает отказ от двух крайностей – отнеобдуманного копирования западных моделей развития и от столь женеобоснованногоихотторжения,культурнойизоляцииивозрождения/консервации традиции.Степеньразработанноститемы.Проблемамразвитияобществапосвящены работы таких зарубежных исследователей, как А. Бэттлер, Э.
Ласло,П. Штомпка1.Значительныйвкладвразработкутемывнеслирусскиерелигиозные философы и П. А. Сорокин2. В советское время исследованиемсоциально-динамических процессов занимались Л. В Скворцов и Н. Н. Моисеев3;всовременнойотечественнойнаукеэтойтемепосвященыработыБэттлер А. Общество: прогресс и сила (критерии и общие начала). – М.: Изд-во ЛКИ, 2008; Ласло Э. Векбифуркации: постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. № 1. С. 3–129; Штомпка П.
Социология социальныхизменений / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1996.2См. напр.: Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. Соловьев В. С. Оправдание добра. – М.: Республика,1996; Франк С. Л. Сочинения. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000; Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика /Пер. с англ. – М.: Астрель, 2006; его же. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американскаясоциологическая мысль: тексты. / Под.