Диссертация (Правовое регулирование в сети Интернет сравнительно- и историко-правовое исследование), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Правовое регулирование в сети Интернет сравнительно- и историко-правовое исследование". PDF-файл из архива "Правовое регулирование в сети Интернет сравнительно- и историко-правовое исследование", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
При этом она начинает выступать в качестве предмета многихнаук, которым раньше информационный (и коммуникативный) аспекты своихосновных объектов в какой-либо форме интересны не были. Наиболее ярко этопроявляется в развитии философии науки в первой половине и середине XX века,которое в целом может быть охарактеризовано с точки зрения «лингвистическогоСм.
напр.: Аристотель. Политика (I.1) [Электронный ресурс] // Интернет-сайт БиблиотекиПСТГУ [Сайт]. – URL: http://pstgu.ru/download/1180512155.aristotel.pdf (дата обращения: 19.12.2016).4952поворота».50 Развитие философии языка, в каком бы виде она ни былапредставлена (например, лингвистический анализ Б.
Сепира и Э. Уорфа,философские исследования Л. Витгенштейна), так или иначе, может служитьдемонстрацией того, что информационные процессы начинают занимать должноеместо в системе научного познания, а наука в этом смысле является как бысоциологическим отражением нового этапа развития человеческого общества кактакового.Вместестем,трансформациянаучногознанияявляетсялишьпредшественницей трансформации социальных отношений в общем. Так,большинство теоретиков соглашаются в том, что наиболее ярко признакиинформационного общества в современном понимании начали проявляться в1970-х гг., то есть тогда, когда получили стремительное развитие современныеинформационно-телекоммуникационныетехнологии,ставшиезалогомвозможности оперирования значительными объемами информации, в том числе вавтоматизированной форме.Много позже, 18 ноября 2005 года на Мировом саммите информационногообщества правительства многих стран мира приняли т.н.
Тунисское обязательство(Tunis Commitment),51 в котором утвердили «желание и обязательство построитьориентированноенаграждан,информационноеобщество,целостноепокоящеесянаинацеленноецеляхинапринципахразвитиеУставаОрганизации объединенных наций, международном праве и многосторонности, вполной мере уважая и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека, так,чтобы люди повсюду могли создавать, использовать и делиться информацией изнанием, иметь к ним доступ и полностью реализовывать свой потенциал, а такжедостичь международно-признанные цели и задачи, включая Цели развитиятысячелетия».52См.
напр.: Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. – СПб., 2005. – С. 18.Tunis Commitment [Electronic resource]: document WSIS-05/TUNIS/DOC/7-E, Nov. 18, 2005 //Internet-site of the International Telegraph Union of the United Nations [Site]. – URL:http://www.itu.int/wsis/docs2/tunis/off/7.pdf (accessed: 19.12.2016).52Ibid.505153§ 1.1.4 ИсторическийН. Финнеманнааспект:концепцияинформационныхкультурИстория развития информационного общества – это, прежде всего, историяразвития отношения человечества к информации. Как уже было отмечено, подинформацией следует понимать осмысленные сообщения, включенные в процесскоммуникации, предполагающий, как минимум, четыре основных составляющих– источник, собственно сообщение, канал (логические, логистические исмешанныесредствапередачиинформации)иполучателя.Безусловно,информационные отношения присутствовали в обществе всегда.
При этом,однако,невсегдаимпридавалосьсамостоятельноезначение.Историячеловечества может быть представлена как последовательное движение на путиосмысления информации как самостоятельного объекта. Несмотря на то, чтоиспользованиетермина«информация»каксамостоятельноготерминавсовременном смысле начинается, по сути, только в XX в., история источниковинформации может быть представлена как история информации в целом.В этом контексте весьма наглядной может быть условная схемаисторическихисследователемэтаповизразвитияинновационногоинформации,университетапредложеннаяОрхусадатскимНильсомОлеФиннеманном в работе «Интернет – новая коммуникационная инфраструктура»,53предметом которой является рассмотрение интенсификации информационныхотношений, достигающей апогея в современный век Интернета.Н.
Финнеманн, в частности, отмечает, что отношение к информации,является, безусловно, критическим фактором для каждого общества. Общество несуществовало бы, если бы вопросам производства и распространения информацииуделялось бы незначительное внимание (отметим, что данный подход более чемСм. Finnemann N.O. The Internet – A New Communicational Infrastructure [Electronic resource] //Internet-siteofAarhusUniversity[Site].–URL:http://web.archive.org/web/20040328165322/http://cfi.imv.au.dk/pub/skriftserie/002%5Ffinnemann.pdf(accessed: 19.12.2016).5354соответствует идеям социального конструктивизма, выраженным например, всистемообразующейработеП.БергераиТ.Лукмана«Социальноеконструирование реальности»54). При этом противопоставление индустриальногообщества и информационного общества логически не вполне корректно,посколькуиндустриальноеобществотакжеснеобходимостьюявляетсяинформационным, а информационное общество в то же самое время может бытьи индустриальным.Другое дело – отношение к информации в различных обществах.
Инымисловами, нет общества, в котором информационный аспект отношения и вовсе быигнорировался, однако то, каким образом он рассматривается и признается,определяет качественные характеристики общества как информационного.Основной критерий, который предлагает использовать Н.
Финнеманн – это видысредств передачи информации. Здесь нельзя не отметить, что критерий,выделенныйдатскимисследователем,органичновписываетсявсхему,предлагаемую З. Эфрони для анализа проблем защиты авторского права вцифровую эпоху в информационном разрезе и рассмотренную ранее. По мнениюН.
Финнеманна, всего можно выделить пять категорий информационногообщества:1) Устные культуры, построенные главным образом на речи. Основноесредство передачи информации – устная речь.2) Письменные культуры, основанные на сочетании устной и письменной(в первую очередь, алфавит и числа) речи.3) Печатные культуры, основанные на сочетании устной и письменнойречи, печатных текстов.4) Культуры массовой информации, основанные на сочетании устной иписьменной речи, печатных текстов и аналоговых средств электросвязи.См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологиизнания. – М.: Academia-Центр; Медиум, 1995.54555) Алфавитные культуры второго порядка, основанные на сочетанииустной и письменной речи, печатных текстов, аналоговых средств электросвязи ицифровых средствах информации.Какописываетуказанныекатегорииинформационногообщества(«культуры») Н.
Финнеманн?Устные культуры основаны, соответственно, на устной речи. Еепроисхождениедоконцанеизвестно.Считается,чтоустныекультурыпредшествуют письменным культурам. Устным культурам при этом можетсопутствовать какой-либо комплекс средств визуальной коммуникации –дымовые сигналы, изображения, оставленные на стенах пещер и т.п. Могутиспользоваться и дополнительные звуковые средства коммуникации: барабанныйритм, свист и т.п.Письменные культуры предполагают, по принципу «снежного кома», нетолько устную речь, но и письменность. Система письменности можетразличаться от общества к обществу по разным признакам, в том числе по целииспользования и ограничениям (например, письменность может использоватьсялишь для сакральных целей или монополией на использование письменныхисточников информации могут обладать только государственные органы).Письменные культуры зарождаются в промежутке от 5000 до 3000 года до н.э.Развитию письменности как таковой сопутствует развитие счета и чисел.
Причем,по данным некоторых исследований, устройства счета могли появиться многораньше – примерно в 8 тысячелетии до н.э. в виде различных числовых отметокна поверхностях предметов в Месопотамии.Печатные культуры – в их основе лежит не только устная речь иписьменные тексты, но и печатные тексты.
На сегодняшний день принятосчитать, что печатные культуры впервые появились в Азии. В частности,ксилография появилась в Китае в 600 г. н.э. Кроме того, ряд авторов ссылается ина то, что еще до 980 г. н.э. в том же Китае был распространен наборный шрифт.Вместе с тем, именно изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станкавывело печатную культуру на новый уровень – по наблюдениям исследователей,56в течение 50 лет после данного изобретения было напечатано больше книг, чем запредшествующую тысячу лет.Культуры массовой информации, основанные на сочетании устной иписьменной речи, печатных текстов и аналоговых средств электросвязи,предполагают «вторичную устность» в виде телефона и радио. Под аналоговымисредствами электросвязи первоначально может пониматься электрическийтелеграф, изобретенный в середине XIX в., который ознаменовал развитие новыхсредств передачи информации, основанных на использовании электричества дляпередачи сигналов, имеющих информационное значение.
В части способовисчисления к этой культуре можно косвенно отнести и появление множестваразличных измерительных приборов, использующих электричество.Алфавитные культуры второго порядка основаны на сочетании устной иписьменной речи, печатных текстов, аналоговых средств электросвязи ицифровых средствах информации. «Алфавит второго порядка» – это бинарныйкод, который используется для операций с первичным алфавитом, а равно идругими символическими системами.