Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 104
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 104 страницы из PDF
См. Εὐχολόγιον. Αθῆναι. 1990. Σ.1241267См. Lampe G. Patristic Greek Lexicon.Oxford. 1961.P.7821268Ibid. P.1382-354012641265Таким образом для Божественного творчества характерны следующие черты:любовь, логосность, таинственность.Для обозначения божественного творчества в православной гимнографиииспользуются различные символы. Один из самых ярких – образ Творца –архитектора.
Рассмотрим пример из канона понедельника восьмого гласа (ирмос 3песни): Οὐρανίας ἀψίδος ὀροφοῦργε, Κύριε και ὸἘκκλησίας δομῆτορ . Συὸ με στερέωσονἐν ἀγάπῃ τῇ σῇ, τῶν ἐφετῶν ἡ ἀκρότης τῶν πιστῶν τοὸ στήριγμα, μόνε φιλάνθρωπε.«Небесного круга (точнее – свода) Верхотворче (или «куполосоздатель») Господи иЦеркви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верныхутверждение, Едине Человеколюбче».Небо уподобляется своду Церкви –ἀψίς, куполу, или (в другомтерминологическом значении) алтарной апсиде, а Творец – архитектору купола(ὀροφουργοὸς). Слово δομῆτορ означает Создателя, но также и Строителя,соответственно создание Церкви мыслится как построение храма 1269.
Такимобразом мир построен по архитектоническому и экклесиологическому принципу,но с другой стороны церковь в чем-то космолологична, таким образом ИоаннДамаскин развивает мысль св. Максима Исповедника – «Церковь есть образмира.»1270Другой образ, типологически связанный с архитектором- скульптор, ваятель –πλάστης. Этот образ связан прежде всего с творением человека, «вылеплением»,«изваянием» его тела. Вспомним первый икос кондака, посвященного усопшим:Αὐτοὸς ὑπάρχεις ἀθάνατος ὁ ποιήσας και ὸ πλάσας τοὸν ἄνθρωπον. Cлавянский перевод –«Сам един еси безсмертный, сотворивый и создавый человека».Еще ярче эту идею передает стихира на «Господи воззвах» –Ὁ πλάστης μου Κύριος,χοῦν ἐκ τῆς γῆς προσλαβών με,ζωηρῷ φυσήματι,ψυχώσας1269Для этого образа имеются параллели в раннехристианской литературе, в частности – в девятойглаве третьей части «Пастыря Ерма», где церковь изображается в виде стрoющейся башни1270Мистагогия Максима Исповедника.
I,I541ἐζώωσε και ὸ ἐτίμησενὁρατῶν ἁπάντωνκαι ὸ Ἀγγέλοις ὁμοδίαιτον. «Создатель мой Господь, землю от земли восприяв мя,живоносным дуновением одушевив оживотвори и почти на земли владыкувидимых всех и Ангелам собеседника»1271.Образ Творца-Скульптора говорит не только о создании тела, плоти, но нотакже и о реальности образа: Бог из из земного праха, из глины вылепляетчеловеческое тело, косной грубой материи придает красоту и оформленность, ивдыхает душу, созданную по Его образу и подобию. Тело гармонирует с душой иВаятель, создающий внешний образ, творит также и внутренний, душевный.Если говорить об образе Бога Творца, как Художника, то нельзя не вспомнитьдевятый ирмос воскресного канона седьмого гласа «Не тления искушениемрождшая и всехитрецу (или всеискусному художнику) плоть заимодавшая – μηὸ τῆςφθορᾶς διαπείρᾳ κυοφορήσασα και ὸ παντεχνήμονι Λόγῳ σάρκα δανείσασα»1272.
ВСретенском каноне воплощающийся Христос именуется τεχνίτης – «художник» –ὑπερθέων γαὸρ κόλπων ὁ τεχνίτης φοιτήσας – «из пребожественных недр художникизшед...» Образ Бога-художника, Творца мира, как прекрасного художественногопроизведения не случаен: еще Василий Великий в Шестодневе, говоря о словах«это хорошо» после каждого дня творения, уподобляет Бога скульптору,любующемуся своим незавершенным творением1273Следующий образ связаннй с божественным творчеством – ТворецЗемледелец.
Приведем пример из Богоявленского канона:Γεωργοὶς και ὶ δημιουργοὶς ἐν μέσῳ ἑστηκωὸς ὣς ειͅὸ ς ἁπάντων καρδίας ἐμβατεύεικαθαρτήριον δεὸ πτύον χειρισάμενος τηὸν παγκόσμιον ἅλωνα πανσὲφως διίστησι1274..«Земледелатель и Творец посреди встав, яко Единый, всех сердца испытует,очищающую же лопату взяв, всемирное гумно премудро разделяет».1271127212731274Τριῴδιον. Αθῆναι. 1991. Σ.68Παρακλητική. Σ.360.Василий Великий. Проповеди на Шестоднев. 1.
7. 10.Μηναῖα . ἐν Ῥώμῃ. 1888. Τ.. ΙΙΙ, Σ. 167542Этот пример – не единственный, у Романа Сладкопевца (VI век) образ БогаЗемледелателя встречается не менее семи раз: в частности Христос именуетсяЗемледельцем и Врачом (24 кондак – «На искушение в пустыне», 18 строфа, 10 ст),«Небесным Земледельцем» (80 кондак – «На первомученика Стефана», 1, 7),христиане называются полем или земледелием (γεώργιον) Христа-земледелателя (53кондак – на Сорок Мучеников, 4 проэмий, 6). Особенно парадоксален образ«небесного земледелателя», земля перестает быть просто почвой, она становитсясвященным, животворным пространством и как бы возносится на небо.Образ Творца-земледельца связан с особым представлением о творении.Тварь, созданный мир – не просто глина в руках ваятеля, не мертвый материал, ноона – в определенном смысле жива и свободна, подобна земле, как семенапроизращая божественные замыслы и появления.Этот образ восходит к представлению о синэргии, о сотрудничестве твари иСоздателя.
Эта тема особенно проявляется в воспевании воплощения. В Акафисте кБогородице обращаются так:χαῖρε, γεωργοὶν γεωργοῦσα φιλάνθρωπονχαῖρε φυτουργοὶν τῆς ζωῆς ἡμῶν φύουσαРадуйся земледелателя земледельствующая человеколюбца.Радуйся насадителя жизни нашей родившая.Этот образ парадоксален, как парадоксально само Воплощение. Творениесозидает Творца, земля возделывает земледельца 1275. Тем не менее он ярко отражаетчудо вочеловечения Христа. Рождение Богородицей Христа осмысляется кактворчество, Дева называется «начальницей (или вождем) умопостигаемогосозидания – αρχηγέ νοητῆς ἀναπλάσεως.
Здесь значимо слово «cоздание» –ἀνάπλασις. – буквально «вылепление заново, изваяние заново»: во чреве1275В этом же икосе Акафиста Богородица называется полем, или «пашней, произрастившейобилие щедрот» (3 икос).543Богородицы лепится плоть Христа, Который, воплотившись, воссоздает, занововаяет человечество1276.Домостроительство спасения осознается в византийской гимнографии, какнекое творчество. Вот пример из канона Великого Четверга:Ἡ πανταιτία και ὸπαρεκτικηὸ ζωῆς, ἡ ἀπειρος σοφία τοῦ Θεοῦ ῳκοδόμησε τοὸν οἶκον ἑαυτῆς, ἁγνῆς ἐξἀπειρανδρου Μητροὸς ναοὸν γαὸρ σωματικοὸν περιθέμενος ἐνδόξως δεδόξασται Χριστοὸς ὁΘεοὸς ἡμῶν.«Всепричинная и содержащая жизнь неизмерная Премудрость Божия создала домсвой от неискусобрачныя Матери, храмом телесным одевшись славно прославилсяХристос Бог наш».Парадоксально, но самые страдания Христовы, смерть и погребение – то, чтовсегда связывалось с разрушением, осмысляются, как созидание, новотворение.Приведем пример из канонa Великой Субботы: Νεοποιεῖς τοῦς γηγενεῖςὁ πλαστουργοὸςχοϊκοὸς χρηματίσαςκαι ὸ σινδωὸν και ὸ τάφόςὑπεμφαινων τοὸ συνόν σοι, Λόγε, μυστήριον.....«Новотвориши земнородных, Создателю, перстен наречен, и плащаница и гробявляют присущее Тебе, Слове, таинство..1277.»Пронзение ребра Христова и излияние крови и воды уподобляетсясотворению Евы из ребра Адама: Христос – новый Адам, своей смертью, подобнойживотворному сну, создает новую Еву – Церковь:Ἐξ αλοχεύτου προελθωὸνκαι ὸ λεγχευθειςὸ τηὸν πλευραὸν,1276Для изображения Воплощения, как творчества в православной гимнографии используетсяцелый ряд символов: о Богородице говорится, что Она сплела миру нерукоплетенный венец (5тропарь 4 песни канона Акафистной Субботы), Ее уподобляют раковине, образовавшуюбесценный жемчуг – Христа (там же).
Все эти образы говорят об аксиологических аспектахВоплощения, как творчества.1277Пятая песнь четвертый тропарь. Τριῴδιον. Αθo ῆναι. 1991. Σ.482544πλαστουργέ μου,ἐξ αὐτῆς εἰργάσω τηὸν ἀνάπλασιν,τηὸν τῆς Εὐας Ἀδαὸμ γενόμενος,ἀφυπνώσας ὑπερφύως ὕπνον φυσίζωωονκαι ὸ ζωηὸνἐγειρας ἐξ ὕπνου, και ὸ τῆς φθορᾶς.....1278«Из небрачной происшед и прободен в ребра, Создателю мой, от них соделалеси воссоздание Евы Адам явивыйся, уснув сверхприродно сном животворным ижизнь воздвигл еси от сна и тления».И само Воскресение осмысляется, как новое творение, «иного жития вечногоначало»1279.Καινουὸς ἀντι ὸ παλαιῶν,ἀντι ὸ φθαρτῶν δεὸ αφθάρτους,διαὸ Σταυροῦ σου Χριστέ,τελέσας ἡμᾶς, ἐν καινότητι ζωῆς πολιτεύεσθαι,ἀξίως προσεταξας«Новыя вместо ветхих, вместо же тленных нетленныя, Крестом Твоим, Христе,совершив нас, в обновлении жизни жительствовати достойно повелел еси.»Обратим внимание на слова – ἐν καινότητι ζωῆς πολιτεύεσθαι, ἀξίως – вобновлении жизни житенльствовати достойно» – в них говорится об участиичеловека в этом обновлении, в этом новом творении.
Человек – не просто объект, непросто потребитель благ, посылаемых свыше, он соучастник, сотрудник,соработник Богу, участник в божественной πολιτεία.Понятие πολιτεία многозначно, обыкновенно его переводят на славянскийязык как «жительство», или «житие», но это понятие означает и культуру, исоциальное устройство, и в более широком плане – modus vivendi, образ жизни.1280127812791280Там же.
Третий тропарь.Пасхальный канон. 8 песнь, 2 тропарь.В гимнографических текстах под πολιτεία часто имеется в виду христианство, и как народ545Этот образ жизни подразумевает деятельность, своего рода творчество вуподоблении горнему, небесному миру. Вот что говорит святой Григорий Богословв своей поэме «Увещание к деве».Ἐν σώματι ταὸς νοεραὸςΔυνάμεις ἐμιμείσθωἈγγελικηὸν ἐπι ὸ γῆςΜετῆλθες πολιτείαν«В теле живя, принялаОбраз ты сил безтелесныхИ на земле перешлаВ горнего мира гражданство»1281В стихире преподобному Антонию Великому (шестой век), опубликованнойавтором данного сообщения, говоритсяὍσιε πάτερ,ἔλαμψαν ταὸ ἔργα σουοὐ μόνον ἐν ἀνθρώποις,ἀλλαὸ και ὸ ἐν ἀγγέλοις.Преподобне отче.воссияли дела твоине только среди людей.но и среди Ангелов.1282Божий, и как Церковь, Например – тропарь на Воздвижение – «победы на сопротивныя даруяйи твое сохраняя Крестом Твоим жительство -(πολιτείαν) или – «тезоименитому Твоему новомужительству (πολιτείᾳ) – щедроты Твоя даруй, Христе Боже1281Patrologia Graeca.