Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 105

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 105 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 105 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 105 страницы из PDF

T. 36, 6401282Василик В. Новый источник по истории ранней палестинскойгимнографии//Byzantinoslavica. Praha. 1997 Τ.LVIII (2) P. 316. Этот тектс обнаружен в рукописи шестого века ПБгреч. 7546Это восхождение к небесной жизни совершается постепенно и подобнолестнице Иакова, как говорится в Великом каноне Андрея Критского:̔Κλίμαξ, ἥν εἶδε πάλαι,ὁ μέγας ἐν πατριάρχαις,δεῖγμα ψυχή μου,πρακτικῆς ὐπάρχει ἐπιβάσεως,γνωστικηὸς τυγχάνει ἀναβάσεως.εἷ θέλεις οὖν πράξει και ὸ γνώσει και ὸ θεωρίᾳ,βιοῦν ἀνακαινίσθητι.«Лествица, юже виде древле великий в Патриарсех, указание есть, душе моя,деятельного восхождения, разумного восшествия: аще хощеши убо, деянием иразумом и зрением пожити, обновися». Если под деянием (πράξις) имеетсядеятельное исполнение добродетелей, прежде всего – молитвы, то под знаниемγνώσις – богопознание, под видением (θεωρία) – боговидение, созерцание Бога«лицом к лицу».Это деятельное творческое восхождение совершается с трудом и страданиями: οὐπρᾶξις, οὐ θεωρία ψυχηὸ κατορθωθήσεται.

«Ибо без трудов (или страданий) нидеяние, ни видение не совершается».1283Оно требует бодрствования, подвига. Конец этого восхождения – в преисполнениибожественным светом, неизмерность которого парадоксально сравнивается снезаходимым мраком, когда душа становится умом, или духом видящим Бога:Γρηγόγρησον ὦ ψυχή μου,ἀρίστευσον ὡς ὁ μέγας ἐν Πατριάρχαις,ἵνα κτήσῃ πρᾶξιν μεταὸ γνώσεως,ἵνα χηρματίσης νοῦς ὁρῶν τοὸν Θεοὸν1283ͅВеликий канон Андрея Критского.

Четвертая песнь. 8 тропарь.θΤριῴδιον. Αθoθ ηναι.1991 Σ.301547και ὸ φθάσῃς τοὸν ἄδυτον γνόφον ἐν θεωρίᾳκαι ὸ γένῃ μεγαλέμπορος1284«Бодрствуй, душе моя, совершай подвиги, как великий в Патриархах, даприобретешь деяние с познанием, да наречешься умом, зрящим Бога 1285, и будешьвеликий купец1286».Итак, христианская жизнь есть деятельное, творческое восхождение,творческий подвиг, приводящий к преображению и обожению.Наконец перейдем к творчеству в более узком аспекте – в его современномпонимании. Для этого мы имеем богатый материал в кондакакх, стихирах иканонах, посвященных песнописцам и гимнографам церкви. Обратимся к самомудревнему слою этих песнопений – к кондаку, посвященному одному из величайшийцерковьных поэтов Роману Сладкопевцу (490-554), который возможно относится кконцу шестого – седьмому веку:Θαλάσσας διδαγμάτων τηὸν οἰκουμένηνἐπλήρωσας, ὡς σάλπιγξ τῆς ἐκκλησίαςτοῦ Θεοῦ ἡμῶν· ἀναδέδειξαι ὡς ἀστηὸρ φαεινότατοςτῇ γνώσει τοῦ Χριστοῦ ταὸ μεγάλειατρανῶς διαγορεύων ἐπολιτεύσωΤίς ἀσίγητοὸν στόμα κτησάμενος εὐφήμήσειτηὸν θείαν διδασκαλίαν Ῥωμανοῦ τοῦ θεορρήτοροςMорями ты учений * мир поднебесныйисполнил, и трубою * явился ЦерквиБога нашего * воссиял же нам * как звезда * ты пресветлая,познанием Христа * величайшее,1284Там же.

9 тропарьИмеется в виду народная этимология имени Израиль (второго имени патриарха Иакова) – iš rail – муж, видящий Бога.1286Μεγαλέμπορος – образ купца, ищущих прекрасные жемчужины (Мф. 13, 45-46)5481285поведав миру ясно * так жизнь ты прожил.Кто уста неумолчны * стяжав, восхвалить возможетбожественнное ученье * Романа боговитийного?Τίς ἀσίγητοὸν στόμα κτησάμενος εὐφήμήσειτηὸν θείαν διδασκαλίαν Ῥωμανοῦ τοῦ θεορρήτορος:Ἤνθησε γαὸρ ὡς φοῖνιξ ὁ δίκαιος ἐν τῷ κόσμῳγλυκάσματα μελῳδίας ἀκορέστως ἐσθιόμεναὑποὸ τηὸν γλώσσαν τούτου καθώς φησι τοὸ γράμμαμέλι και ὸ γάλα ἔβλυσεν τῶν γραφῶν ταὸ ἐδέσματα,και ὸ πᾶσι παρέσχε πλουσίως ταὸ διδάγματατοῖς πεινῶσιν ὡς βρώματα καλάἀνέκλειπτον ἔχων τῆς χάριτος τη│ν τράπεζανοὐ γαὸρ σῶμα ἀλλαὸ πνεῦμα διέτρεφεν ταὸ αὐτοῦ ἀποφθέγματαКто уста неумолчны, * стяжав восхвалить возможетбожественнное ученье * Романа боговитийного?Произрастил как финик1287 * сей праведник в этом миреплоды мелодии сладки,* ненасытно поедаемы.Ведь, как гласит Писанье * из под его язы’камед с молоком излилися, * пища Слова Божественна,и всем даровал он * богато учениянескудной имея * трапе‘зу благодатную,ибо душу * а не тело он вскармливал * изреченьями [мудрыми].Ολος τούτου ὑπῆρχεν ἔμψυχος βίβλος ὁ βίοςκαι ὸ πᾶσιν προὸ τοῦ γνωσθῆναι τῷ Κυρίῳ πεφανέρωτο.Γένος μεὶν ἐξ Ἑβραίων, τοὸν νοῦν δεὸ εἶχεν εδραῖον...Οὐ γέγονεν Φαρισαῖος, αλλαὸ σκεῦος δοκιμώτατον.1287Имеется в в виду финиковая пальма549ἐν τῷ κρυπτῷ ταμείῳ ταῖς τῶν πιστῶν καρδίαςκαι ὸ ἀναγιγνωσκόμενος και ὸ ἐπιγινωσκόμενος·οὐ γέγονεν Σαῦλος τοὸν σάλον προσφερόμενοςἀλλαὸ Παῦλος γαλήνης ὁδηγός,αὐτοὸν ἀναπαύων ἐν πᾶσιν τοῖς διδάγμασιὤφθη μέγας στηριγμοὸς και ὸ θεμέλιος ταὸ αὐτοῦ ἀποφθέγματαЖитие его было * книгою одушевленной.И, всеми прежде познаться, * проявилось пред Владыкою.Родом был из Евреев, * но ум имел утвержденным.Он был не Фарисеем, * но сосудом был надежнейшим.Не стал же он Савлом * в смятении несущимся,но сам Павел, * сей мира [дивный] вождь,его умиряет * во всех его учениях.Утвержденьем * он великим основанием * явлен был в изречениях.Ὕψωσεν ἡ ἀξία τῆς επιγείου στρατείαςτοὸν ὐψηλον τῇ καρδίᾳ...ἱδει πτέρυγας ἔσχεν ὑψῶσαι τοῦτον εἰς ὕψοςτοὸ πυραυγές γαὸρ σχῆμα τοῦ ἐρυθροῦ χιτῶνοςκαι ὸ τοὸ τῆς ῥάβδου εὔθετον βασιλεῦσιν ἐγνώρισεν·ἐυταῦθα μεὸν φόβῷ.

και ὸ τρόμῳ ὑπειτίθετοτῇ ψυχῇ τῇ αὐτοῦ παραινῶν·Ψυχή μου ἀπόδος ταὸ Καίσαρος τῷ Καίσαρι·ἀκριβῶς δεὸ ταὸ Θεοῦ διεφύλαξεν ταὸ αὐτοῦ ἀποφθέγματα.Вознесло положенье * царского войска земногосердцем высокого мужа.Обладал он крылами * в высоту вознестисяангелов, сил бестелесных, * что поют Высокопрестольного.550Молниеносный образ * багряного хитонаи жезла правость верную * он царям проповедывал.И там он же он страху * и ужасу подвергнулся,и к душе * обратился своей:«Душа моя, воздай * ты Кесарево Кесарю».Cохранили * повеленья Божественны* все его изречения1288Прежде всего в кондаке говорится об источнике творчества Романа.

Еготворения – или «изречения» – ἀποφθέγματα коренятся в познании Христа, его«учение» именуется божественным, а сам он «боговитиею» – θεορρήτωρ.Соответственно св. Роман выступает как носитель благодати, как пророк ипреемник Апостолов, не случайно говорится, что апостол Павел дарует ему мир вего учениях. Более того, его творения именуются благодатной трапезой, то естьсравниваются с Евхаристией.

В этом убеждает символ древа жизни – сравнениепоэта с финиковой пальмой, произращающий сладостные плоды песнопений, атакже – слова о меде и молоке, каплющими из под языка: мед и молоко враннехристианскойтрадициипреподавалисьновокрещеннымвместесЕвхаристией1289. Особенный акцент ставится на святости Романа, соответствии егожизни и его творений. Сама его жизнь становится живой священной книгой(книгой одушевленной), сам св. Роман является живым благовестием.

Особенноподчеркивается его гражданское мужество, верная служба царям и одновременно –умение хранить Божественные заповеди, несмотря на испытания. В конечном счетесв.РоманвосходиткангельскимсиламивместеснимивоспеваетВысокопрестольного Бога.Особенного внимания заслуживает общественный аспект творчества св.Романа. Во первых, его творения именуются «учениями» διδάγματα, чтоподчеркивает дидактическое, общецерковное, соборное значение его поэтическихпроизведений. Во вторых они уподобляются трапезе для алчущих, что говорит одуховной пользе для слушателей.

Менее всего церковные поэты и песнописцы12881289Grosdidier de Matons. Ronanos le Melode… Р.169 (cтихотворный перевод В.Василика)По данным Египетских канонов Ипполита. См. Lodi E. Encheridion fontium liturgicorum. Roma.1979. P..162551стремились к «самовыражению» ибо искали не своего, а пользы ближнего, ипользы Церкви. Особенно говорится о сладости творений Романа: сравним это состихами Лермонтова «облитых горечью и злостью», а также – с «тайным ядомстраницы знойной». Творения Романа несут не бурю, не волнение, но мир.Другой термин – ἀποφθέγματα – «изречения», употребляемый для творенийРомана, вероятно указывает на их аскетический смысл: «изречениями» называлиськраткие наставления аскетов-подвижников, прежде всего – египетских старцев.Если говорить об эстетической оценке творений Романа неизвестным авторомкондака в его честь, то следует указать на такую парадоксальную вещь, как«синэстезия», взаимодействие всех видов чувств.

Произведения Романа звучат кактруба, сияют как звезда, уподобляются сладостным плодам. Это явлениеоказываетсявозможнымтаккаккондакиРоманасоздавалисьблагодарябожественной благодати, которая действует через них. Они несут в себекосмологический смысл: подобно морям наполняют вселенную, и сияют как звездана небе.Подведем итоги.Античная и христианская культура противопоставляются как культуры мифа иистины, технологии как средства манипуляции, создания химер с одной стороны иискусства как прославления Бога с другой.Наместознаниярациональногоидискурсивногоприходитведениесверхрациональное, «превыше ума», которое носит жизненный, практический ижизнеутверждающий характер. Античности была в принципе чужда тесная связьжизни и знания, напротив, для христианства она является определяющей, чтоотражается в византийской гимнографии.В византийской гимнографии подвергается сомнению принцип «познай себя»связано с самоанализом, с самовзысканием, познанием себя, как центра мира, а неБога.В византийской гимнографии присутствует представление об империи, как обобществе христианском по преимуществу, достоянии или собственности Христа,Его «политии», в которой действуют (или должны действовать) Его законы552Творчествообладаеттриадологическим,пневматологическимиэкклесиологическим измерением.Воплощение и домостроительство спасения осмысляется как творчество иновотворение.Христианскаяжизнь,подвижничествоввизантийскойгимнографиирассматривается как творчество, «деятельное восхождение».Жизнь и творчество гимнографов (в частности – Романа Сладкопевца) осмысляетсяврамкахТворчествоправославнойРоманамистики,обладаетаскетики,общественным,богопознания,учительнымэкклесиологии.значением.Егопроизведения воздействуют на все виды чувств и обладают космологическимзначением.553ЗАКЛЮЧЕНИЕПри условии применения надлежащей методологии гимнографическиетексты могут являться ценными источниками по истории Византии, а такжесопредельныхстран.Таковпринципиальноважныйвыводданногоисследования.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее