Диссертация (Распространение китайского языка как фактора мягкой силы во внешней политике КНР в XXI веке), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Распространение китайского языка как фактора мягкой силы во внешней политике КНР в XXI веке". PDF-файл из архива "Распространение китайского языка как фактора мягкой силы во внешней политике КНР в XXI веке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Долгое время традиционнымиинструментами государств для продвижения своих национальных интересов вмировом масштабе были военная сила и дипломатия. Однако в настоящее время нафоне все углубляющейся глобализации многие страны все большее вниманиеуделяют использованию мягкой силы. Поэтому исключительно важно с научной ипрактической точек зрения исследование опыта и перспектив Китая в областиприменения мягкой силы в его внешней политике, особенно посредствомраспространения китайского языка.В данном параграфе были рассмотрены теория, практика и структура мягкойсилы, рейтинги ее использования в разных странах в сравнении с Китаем.Обобщены мнения о мягкой и жесткой силе в Китае, России и США, приведеныразличные способы оценки мягкой силы, ее критика китайскими исследователями,сравнительные характеристики жесткой и мягкой силы в международныхотношениях.491.2 Китайская традиционная политическая и философская мысль о мягкойсилеОбычно приято считать, что Джозеф Най-младший — родоначальник теориимягкой силы и что он положил начало использованию соответствующего термина.Однако первоначально его применяли, хотя и не в абсолютно современномпонимании, еще в древнем Китае, точнее во времена Воющих царств, оставившиеблестящее философское наследие.
В нем обнаруживается идея, названная«культурная мягкая сила», которую широко применяли китайские правители и ихокружение во взаимоотношениях с ближайшими и отдаленными соседями.Идеологизация древних ценностей составляет важнейшее направление втеоретическом осмыслении и осознании пройденного китайским народом пути. Ихподключениекдипломатии,кмежгосударственнымотношениям,кмежрегиональному сотрудничеству, сопровождаемое критическим подходом всоответствии с современными реалиями и научными воззрениями, служитзначительным подспорьем для решения поставленных в данной диссертации задач.В китайском языке слово культура (вэньхуа) состоит из двух иероглифов:«вэнь» и «хуа». Иероглиф «вэнь» обозначает систему общественных отношений,порядок, касающийся структуры политической идеологии и морали, а «хуа» — этоглагол, имеющий значение «трансформировать».
Оба слова вместе – не что иное,как влияние на людей, воспитание людей посредством морали, идеологии, иобщественного поведения, т.е. культура. В широком понимании культура несет всебе духовную силу, воздействуя на людей.Мыслители Древнего Китая полностью понимали истину использования этойсилы. Например, в древнекитайской исторической книге «Чжи Юань», написаннойв 17 г.
до н.э., рассматривается и сравнивается роль культурной силы и военнойсилы. В книге написано: «Мудрец управляет страной, в первую очередь,50посредством культуры и морали, а потом прибегает к военной силе. Если для того,чтобы держать подданных в повиновении, пользоваться только военной силой, онине подчинятся, потому что, если не изменить культуру, те, кто управляет странойсейчас, в будущем будут атакованы другими посредством военной силы, как онисами делают сейчас»144. Очевидно, что автор книги «Чжи Юань» приветствует силукультуры, ибо она может заставить людей добровольно подчиниться правилам. Авоенная сила может быть использована только в крайнем случае, когда культурныесредства неспособны решить проблему.Еще в эпоху Весен и Осеней (770-475 гг.
до н.э.) и эпоху Воюющих царств (475221 гг. до н.э.) в Китае уже сформировалась идея «культурной мягкой силы»,которая несла на себе специфический отпечаток мышления народов, находящихсяв участвовавших в захватнических войнах. Важный вклад в становление доктринымягкой силы. Внесли Конфуций (период Весен и Осеней, 551-479 гг. до н.э.), МэнЦзы (период Воюющих царств, 372-289 гг. до н.э.), Лао-Цзы (период Весен иОсеней, около 770-475 гг. до н.э.), Чжуан-Цзы, Сунь-Цзы (период Весен и Осеней,около 551-479 гг.
до н.э.) и др.Самое большое внимание в китайской истории уделялось культурной мягкойсиле сторонниками и последователями Конфуция, явившегося основателем своегоучения,получившегоназваниеконфуцианство,впоследствииставшимгосподствующей идеологией и культурой Китая. Его главным представителем,помимо Конфуция, является Мэн-цзы. Конфуцианская школа проповедовала«доброжелательныйпуть»иподчеркивалаважнуюроль«культуры»вмежнациональном соревновании, утверждая, что, культура как мягкая сила,представляет собой непобедимую великую силу.КонфуцийКонфуций (551-479 гг.
до. н.э.), великий мыслитель и педагог, основательконфуцианства, был древнекитайским мудрецом. Учение и история жизниШоюаней [Электронный ресурс]// Официальный сайт Энциклопедия Байду. - Режимдоступа:http://baike.baidu.com/link?url=oEcq76tohIJLIrPT8G4GLUPjsmqF8_xXACE7KQrGf4_AngUJ1sSLmDdcU8OkZSWIF0TU4BXHn1G8vqhfPjpi8q14451Конфуция были записаны его последователями и их учениками в литературномсборнике «Луньюй» («Беседы и суждения»).Большая часть рассуждений Конфуция о мире и человеке отражаетуниверсальные человеческие ценности. Возможно поэтому они в XXI векепривлекают внимание не только китайцев, но и людей всего мира.Считая, что человеческая жизнь есть часть природы, Конфуций уделялбольшое внимание отношениям между человеком и природными силами,подчеркивая гармонию мира и выступая против войны.
По его мнению, длячеловека и, в частности, руководителей имеют большое значение идеи «Жэнь» и«Ли» — основные элементы учения Конфуция о человеке.Когда ученик Конфуция Фань Чи спросил своего мудрого учителя о жэнь, тотответил: «Человеческая любовь». Это самое важное определение жэнь у Конфуция.Любовь к людям — это универсальное чувство. Конфуций учит, что люди должнылюбить друг друга.
Он утверждает, что человек должен знать о том, что у другихлюдей могут быть такие же желания, как у него. Выполняя желания других, он,таким образом, выполняет свои желания. Таким образом, от личности к семье, отсемьи к обществу, у человека должна развиваться любовь к другим людям145.Самые известные слова Конфуция: «Не делай другим того, чего не хотел быдля себя», до сих пор актуальны для человечества.Кроме «Жэнь» Конфуций уделял значительное внимание «Ли» как сохранениюобщественного строя, стабильности и гармонии.
«Ли» также имеет философскийсмысл: в то время как личность располагает ограниченной продолжительностьюжизни, сама жизнь в природе вечна. Конфуций считал, что люди могут статьпричастными к вечной жизни, принимая во внимание ее ценность.Конфуций верил, что основной целью образования является развитие«достойной личности», которая должна иметь сильный характер и высокуюдуховность. Такая личность должна взять на себя важную социальнуюответственность и внести свой вклад в общество.Е Лан, Чжу Лянчжи.
Хрестоматия по культуре Китая.-Пекин: Издательство преподавания иизучения иностранных языков. 2011. с. 5-6.叶朗,朱良志. 中国文化读本.14552Идея «Жэнь» Конфуция также включает в себя управление государством.Мысли Конфуция о правлении в основном могут быть сведены к двум моментам:во-первых,управлятьполитическимиделамипосредствомнравственногопросвещения, и, во-вторых, любовь к людям. Конфуций учит: «управлениеполитическими делами посредством нравственного просвещения подобноСеверной звезде, твердо стоящей на своем месте и окружаемой другими звездами».Идея«Жэнь»Конфуцияпредставляетсобойэтическоеинравственноемировоззрение в широком смысле, основным ядром которого является любовь клюдям. Другими словами, только при поддержке народа можно управлять странойдолго и стабильно. Эта доктрина продолжается во внешней политике: страна можетполучить лучшие шансы и лучшую среду для развития, опираясь на поддержкународов других стран.
Однако, по мысли Конфуция, этого невозможно достичьвойной, но только различными формами мягкой силы.Под влиянием Конфуция китайские мыслители последующих поколенийверили, что учащиеся и ученые должны не только повышать свои знания, но также,что намного важнее, расширять свои познания и улучшать нравственный облик.Другими словами, они должны непрерывно искать лучшее назначение и ценностьжизни. Многие современные ученые полагают, что взгляды на жизнь — самоеценное в китайской философии. И провозвестником этой теории был Конфуций146.Не случайно в 1988 году 75 нобелевских лауреатов выступили в Париже ссовместным заявлением, призывающим к миру, в котором говорилось: «Есличеловек хочет продолжать жить в XXI веке, мы должны оглянуться на 2500 летназад, чтобы набраться мудрости у Конфуция» 147 .
Сегодня две основные идеиКонфуция «Жэнь» и «Ли» сохраняют значение в международных отношениях, таккак в целом Конфуций верил в то, что государствами следует управлять по нормамморали, которая поможет воспитать людей и избежать конфликтов. В идеяхКонфуция, таким образом, отражается гуманитарная ценность и эффективностьТам же. с. 10.Конфуция. [Электронный ресурс]// Официальный сайт Жэньминь интернет- Режим доступа:http://www.people.com.cn/GB/32306/33232/13733996.html14614753мягкой силы.Мэн-цзыМэн-цзы, китайский философ, представитель конфуцианской традиции,обобщил четыре моральные нормы конфуцианства: «жэнь» (仁 гуманность), «и»(义 справедливость), «ли»(礼 ритуал), «чжи» (智 мудрость).
Он считал, что средиэтих четырех норм наиболее важны две первые.Под влиянием Конфуция Мэн-цзы сосредоточился на исследовании «Жэнь» изначительно развил эту идею. Опираясь на концепцию «Жэнь» Конфуция, Мэн-цзысформулировал тезис «доброжелательного управления». Будучи ученикомКонфуция, Мэн-Цзы назвал политическую линию, опирающуюся для достижениявласти на военную силу, «путем гегемонии». Противоположная ей политическаялиния, опирающаяся на культуру и мягкую силу, была названа «доброжелательнымпутем».Мэн-цзы учил: «Народ — самый важный, а потом государство и император;таким образом, тот, кто получил поддержку народа, становится императором; тот,кто получил признание императора, станет руководителем государства, тот, ктополучил признание руководителя государства, станет министром».