Диссертация (Преступления против религии по законодательству России конца XIX – начала XX вв)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Преступления против религии по законодательству России конца XIX – начала XX вв". PDF-файл из архива "Преступления против религии по законодательству России конца XIX – начала XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»На правах рукописиАндрощук Виктор ВладимировичПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ РЕЛИГИИ ПОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИКОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.12.00.01 – Теория и история права и государства;история учений о праве и государствеДиссертация на соискание учёной степеникандидата юридических наукНаучный руководитель:доктор юридических наук, профессорСафонов Александр АлександровичМосква – 20152ОГЛАВЛЕНИЕВведение ……………………………………………………….……….........…. 3Глава I.
Российское законодательство о преступлениях против религиив конце XIX в.1.1 Политико-правовая сущность и система религиозных преступлений вправовой мысли России ……..............................................................................…... 291.2 Правовые основания и место преступлений против религии в Уложениио наказаниях уголовных и исправительных 1885 г.
…………................................ 501.3 Классификация преступлений против религии в Уложении о наказанияхуголовных и исправительных 1885 г. ………………...............................…………. 591.4 Религиозные преступления, посягавшие на господствующее положениеПравославной церкви в Российской империи …………..................................…… 92Глава II. Развитие законодательства о религиозных преступлениях иправоприменительная практика органов государственной власти в начале ХХ в.2.1 Вероисповедные реформы в Российской империи и их влияние назаконодательство о религиозных преступлениях ...............................................… 1252.2 Классификация преступлений против религии в Уголовном уложении1903 г.
………………………………………………………...........................…….. 1502.3 Правоприменительная практика органов государственной власти ипорядок судопроизводства по делам о преступлениях против религии .............. 186Заключение …………………………………………………………...........… 219Список использованных источников и литературы …..….……..........…… 222Приложения:Приложение 1. Официальная классификация преступлений против религиив Уголовном уложении 1903 года (сводная таблица) ........…………………..... 249Приложение 2.Неофициальная классификация преступлений противрелигии по Уголовному уложению 1903 г. (по версии В.Н.
Ширяева) ............... 256Приложение 3.Неофициальная классификация преступлений противрелигии по Уголовному уложению 1903 г. (по версии Н.С. Тимашева) ............. 257Приложение 4. Указатель имён дореволюционных авторов, чьи труды былииспользованы при подготовке диссертационного исследования ....................... 2583ВведениеВзаимоотношения государства и религии всегда занимали существенноеместо в историческом процессе, оказывая значительное влияние на становлениеправовых и государственных институтов. Религиозные нормы поведениявыступали эффективным средством регулирования и поддержания социальныхотношений, а также являлись важным источником становления светского права.Нарушение религиозных норм рассматривалось не только как посягательство нату или иную религию, но и в целом считалось угрозой общественным ценностями государственным устоям.
Поэтому понятие преступления против религии былознакомо праву практически всех государств ещё на начальном этапе их развития.Религиозный фактор в политико-правовой сфере российского обществаприобрёлособуюзначимостьвусловияхмногонациональногоиполиконфессионального государства, каковым являлась Российская империя. Впериод активного территориального роста в XVIII – первой половине XIX вв. всостав её коренного населения вошли иудеи, католики, протестанты, униаты,мусульманеиязычники.Сохранениегосударственнойцелостностииполитической стабильности достигалось проведением особой национальновероисповедной политики, в основу которой был положен принцип религиознойтерпимости. Это позволило не допустить на территории Российской империирелигиозных войн и конфликтов, характерных для государств средневековойЕвропы.Вплоть до XVIII в.
Московское государство придерживалось византийскихтрадиций церковно-государственных отношений, согласно которым населениедолжно было принадлежать к православному исповеданию. Реципированныепосле принятия христианства сборники византийского права предусматривалинаказания за вероотступничество, ересь, раскол, которые считались не толькогрехом,ноирелигиознымипреступлениями.Вимперскийпериодгосударственно-церковные отношения основывались на главенстве российскогоимператора над всеми религиозными объединениями, осуществлявшими своюдеятельность на подвластных ему территориях. От успешности решения4вероисповедного вопроса, являвшегося частью общей политической стратегии,зависело состояние правопорядка, государственной и общественной безопасностиРоссийской империи.Проблемарелигиозныхпреступленийпродолжаетсохранятьсвоюактуальность и сегодня.
Религиозные вопросы, тесно связанные с национальноэтническими, занимают важное место в политической и правовой сферах жизнисовременного российского общества. Ввиду происшедшего с конца 1980-х гг.перехода от атеистического государства к светскому приобрёл особуюактуальность опыт Российской империи на последнем этапе её существования,ставшем начальным периодом перехода от конфессионального государства ксветскому. Именно тогда понятие религиозного преступления претерпелосущественную трансформацию.
Данный период значим также выработкой новоймодели государственно-конфессиональных отношений, для которой былохарактерно сохранение института государственной церкви с максимальновозможной степенью реализации свободы совести и вероисповеданий для иныхконфессий.Объектом диссертационного исследования выступает совокупностьобщественных отношений, возникающих в сфере закрепления правового статусарелигиозных объединений и уголовно-правового регулирования религиознойжизни подданных Российской империи. Предметом исследования являетсясовокупность источников законодательного характера, отражающих состояниеправового регулирования в области предупреждения и противодействияпреступлениям против религии в России конца XIX – начала XX вв.Выбор хронологических рамок диссертации периода конца XIX – началаXXвв.обусловленпроисшедшимитогдакореннымиизменениямивзаконодательстве о религиозных преступлениях.
Согласно законодательствуконца XIX в. отпадение от православия и переход в другую религию иливероисповедание являлось преступным. Революционные события 1905−1907 гг.подтолкнули самодержавную власть к проведению некоторых либеральнодемократических преобразований, результатом которых стали изменения в5законодательстве о религиозных преступлениях. В 1905–1906 гг. в результатепринятия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.,Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября1905 г., а также Главы II Уголовного уложения 1903 г., понятие преступленияпротив религии изменилось.
Была смягчена ответственность за их совершение илегализована деятельность религиозных объединений, не противоречившаядействовавшемузаконодательству.Отпадениеотправославияпересталосчитаться уголовным преступлением, хотя многие прежние составы религиозныхпреступлений были сохранены. Нижняя хронологическая граница – февраль1917 г. – обусловлена принятием иной модели государственно-церковныхотношений.
В ряде случаев, с целью комплексного рассмотрения темыдиссертационного исследования, автору требовался выход за обозначенныехронологические рамки и осуществление ретроспективного анализа российскогозаконодательства XVIII–XIX вв. в сфере деятельности религиозных объединенийи о преступлениях против религии.Степень научной разработанности темы исследования. Научнуюлитературу по теме диссертационного исследования можно условно разделить нанесколько групп. Первая группа работ включает исследования дореволюционныхавторов,средикоторыхприсутствуютразработчикироссийскогозаконодательства о преступлениях против религии, очевидцы и непосредственныеучастники его реформирования в конце XIX – начале XX вв.В дореволюционной литературе проблема религиозных преступленийзатрагивалась в отдельных научных исследованиях по истории отечественногоправа1, церкви и церковного права, а также была фрагментарно представлена в1Владимирский-Буданов М.Ф.
Обзор истории русского права. Киев, 1905; Малиновский И.А.Лекции по истории русского права. Ростов н/Д., 1918; Северский Я.Г. Особенная часть русскогоуголовного права: Краткий обзор начал от Уложения царя Алексея Михайловича до Уложенияо наказаниях 1885 г. включительно. СПб., 1892; Сергеевич В.И.
Лекции и исследования поистории русского права. СПб., 1883.6монографиях по истории общественно-религиозных движений, преступленийпротив религии и эффективности наказаний за них1.Отдельные аспекты и особенности религиозных преступлений в Россииконца XIX − начала XX в. (зависимость числа уголовно-правовых составов взаконодательстве от отношения государства к проблеме свободы совести;постепенное изменение взглядов законодателя на объект посягательств и др.)рассматривались в работах известных учёных-правоведов Л.С.
БелогрицКотляревского,А.В. Лохвицкого,А.К. Вульферта,П.Д.П.П. Пусторослева,Калмыкова,В.Д.Спасовича,Г.Е.Н.С.Колоколова,Таганцева,В.П. Ширкова2.В монографическом исследовании доктора права Н.С. Тимашева был изучентрёхсотлетний опыт противодействия преступлениям против религии, данырекомендации о дальнейшем развитии российской уголовно-правовой политики сучётом социально-политических изменений в российском обществе на рубежеXIX–XX1столетий.ВекторэтогопроцессаТимашеввиделвотменеБердников И.С.
Краткий курс церковного права. Казань, 1888; Красножён М.Е. Краткий очеркцерковного права. Юрьев, 1900; Мельгунов С.П. Церковь и государство в России (К вопросу освободе совести): сборник статей. Вып. I. М., 1907; Его же. Из истории религиознообщественных движений в России XIX в. М., 1919; Мышцин В.Н.