Диссертация (Интерпретация Научной революции в работах Александра Койре), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интерпретация Научной революции в работах Александра Койре". PDF-файл из архива "Интерпретация Научной революции в работах Александра Койре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Так, на русский язык были переведены некоторые его работы, посвященные истории русской философии и немецкой духовной мысли, что позволяет понять широту интересов и охват эрудицииданного автора. Также переведен основополагающий труд Койре От замкнутого мира к бесконечной Вселенной, который позволяет увидеть те методы, которые использует Койре в своих исследованиях, а также понять его основныеидеи, касающиеся космологического переворота, сопровождавшего Научнуюреволюцию.
Основное содержание другого его фундаментального труда, Исследований о Галилее, изложено в общих чертах в его статье «Галилей и Платон», вошедшей в сборник Очерки истории философской мысли (М., 1985). Вэтот же сборник вошла его статья «От мира приблизительности и универсумупрецизионности», в которой излагаются его взгляды на философию техники иисторию инструментов измерения. Его работы, посвященные Ньютону, представлены статьями «Гипотеза и эксперимент у Ньютона», «Ньютон, Галилей иПлатон», «Ньютон и Декарт».
Однако, мы полагаем, что перевод некоторых работ Койре, посвященных истории первых этапов Научной революции и эпохиРенессанса, а также полное издание на русском языке Исследований о Галилеебудет существенным и необходимым дополнением к уже известным отечественному читателю текстам.Научная новизна исследования определяется тем, что историко-научныевоззрения Александра Койре слабо изучены как в мировой, так и в отечественной литературе. В диссертации не только впервые поставлен вопрос о сути и21содержании концепции Научной революции, разработанной А.
Койре, но ивпервые в отечественной науке проведено масштабное исследование творчества этого автора, которое опирается на все доступные изучению тексты, включаярецензии и архивные материалы.В ходе подготовки диссертации была проведена обширная исследовательскаяработа, направленная на воссоздание общего контекста жизни изучаемого автора. В частности, были обнаружены неизвестные свидетельства и архивные материалы, которые позволили прояснить некоторые аспекты ранней биографииА.Койре, связанные с его участием в революционной деятельности партии эсеров в 1907-1908 гг.Проведенное исследование позволило увидеть в новом свете истоки интересаА.
Койре к проблеме Научной революции. В диссертационном исследованиивпервые указывается на неоднозначность и противоречивость оценки, которуюА.Койре дает научному прогрессу. С одной стороны, Койре видит в науке высшеепроявление человеческого разума, с другой стороны, он признает, что развитиеновоевропейской науки привело к отрицанию ценности и значимости качественного мира человеческой жизни. Осознание трагического положения человека вобесчеловеченном мире науки объясняет то особое внимание, которое Койре уделяет космологическому аспекту Научной революции XVII века.Также в исследовании впервые проводится подробный анализ и описание техспособов, которыми А.
Койре характеризовал суть происходящих в XVII векепроцессов. Было выявлено более четырех взаимосвязанных характеристик, которые употреблял Койре, тогда как все предыдущие исследования ограничивались упоминанием лишь какой-либо одной из них, что с необходимостью делалоописаниеидейКойренеполнымиограниченным.Выявлениенередуцируемой множественности предлагаемых Койре способов описанияНаучной революции XVII века позволило более полно представить его историографическую концепцию.22Теоретическая и практическая значимость исследования. Данное диссертационное исследование обращено на изучение истоков современных представлений о Научной революции XVII века. В настоящее время исследованияНаучной революции проводятся в социологическом и культуроведческом ключе.
На первый план выходит социальный и национальный контекст, формирование научных институций, гендерные аспекты научного творчества. Все этоотражает современную проблемную ориентацию и ключевые аспекты актуального представления о социо-культурных процессах. Однако содержание научного знания и вопрос о специфике научного познания отходят в этих исследованиях на второй план. Данное диссертационное исследование призвановернуть значимость рассмотрению процессов научной эволюции с точки зренияконцептуального содержания.
Подробное исследование историографическихконцепций А. Койре позволяет выявить внутреннюю согласованность и убедительность его теоретических позиций, что способствует переосмыслению роликонцептуального и философского анализа в научной историографии. Результаты данного исследования являются особо значимыми для дальнейшего развития отечественной эпистемологии, поскольку позволяют заново поставить проблему о соотнесении научного знания и его истории.Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы приразработке лекционных материалов и пособий по курсу «История и философиянауки».
Также они могут использоваться для задания концептуального ориентира при анализе современной ситуации науки, прогнозирования путей ее развития, а также перспектив взаимодействия научного и вненаучного знания.Апробация темы. Основные результаты диссертационного исследованиябыли представлены на научных конференциях «Философия. Язык. Культура»(Москва, 2010) и «Философия. Культура. История» (Москва, 2011), а также намеждународном конгрессе Международного общества истории философии науки HOPOS (Будапешт, 2010). Центральные положения диссертации обсужда-23лись на научном семинаре «Доклассическая наука» (ИИЕТ им. С.
Вавилова, 14апреля 2011 г.).По теме исследования было подготовлено 6 статей и рецензий, из них 3 статьи в журналах, входящих в список ВАК:1) Языковые аспекты в модели научной революции Александра Койре // Философия. Язык. Культура. Материалы научной конференции аспирантов и молодых ученых. Москва, 2010.2) Школьники в музее научной революции: Гуссерль, Койре и Башляр в дискуссии об общественном восприятии науки // Новое литературное обозрение.2011. №1. С. 71–77.3) Book Review: Cristina Chimisso, Writing the History of the Mind: Philosophyand Science in France, 1900 to 1960s. Aldershot, 2008 // HOPOS: The Journal of theInternational Society for the History of Philosophy of Science.
2011. Vol. 1. №. 2. P.348–351.4) Представления об исторической реальности в историографии АлександраКойре // Философия, культура, история. Материалы межвузовской конференции. Москва, 2011.5) Средневековые предпосылки Научной революции XVII века: Пьер Дюэм иАлександр Койре о роли осуждения 1277 года в возникновении современного естествознания // Вопросы истории естествознания и техники. 2012. №1. C. 5–22.6) Александр Койре, ученик Эмиля Мейерсона: неизменность и историчностьчеловеческого разума // Эпистемология & философия науки. 2012. №1.
С. 192–206.Кроме того, результаты диссертационной работы включены в Отчет о научно-исследовательской работе по гранту РГНФ «Александр Койре, историк европейской мысли».Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав,Заключения и Библиографии.24Первая глава посвящена биографии и некоторым общим аспектам историографического подхода Койре.
В ней рассматривается интеллектуальное становление нашего автор и те влияния, которые определили его путь как философа иисторика. В ней также анализируется его видение исторического процесса и основные историографические категории, которые позволяют ему описывать эпохальные переходы и разломы, примером которых является Научная революцияXVII века.Вторая глава посвящена термину «Научная революция», его истории и егоупотреблению в работах Койре. Мы описываем, при каких обстоятельствахвозникает этот термин, как он начинает применяться для описания исторической ситуации XVII века. Дальнейший текстологический анализ работ Койрепозволяет описать особенности употребления этого термина и выявить его тесную связь с концепцией «духовной» или «интеллектуальной» революции.В третьей главе представлено описание этапов Научной революции согласноработам Койре.
Мы рассматриваем, какие элементы трансформации мыслиКойре связывал с каждым из творцов Научной революции, начиная с Коперника и заканчивая Ньютоном, в чем он видел особую заслугу каждого, а также какие концептуальные изменения при этом происходили.В четвертой, заключительной главе мы рассматриваем общие характеристикиНаучной революции XVII века, сформулированные Койре, и, на основе изученного материала, формулируем гипотезы о возможных причинах этого исторического события.В заключении мы пытаемся поставить и решить вопрос о возможности перехода от историографического концепта Научной революции, выработанногоКойре, к эпистемологической теории научных революций.25ГЛАВА 1Жизнь и истоки философии Александра КойреI.1.
Вехи жизниКогда речь заходит об Александре Койре, сложно точно и однозначно определить, следует ли говорить о нем как о «русском философе», или же о «французском историке науки, русского происхождения». Родился он 29 августа 1892года на территории Российской империи, в Таганроге, а скончался 28 апреля1964 года в Париже. Но между этими двумя географическими точками и моментами времени его жизненный путь проходил через Тифлис, Одессу, Геттинген, Монпелье, Каир, Нью Йорк – и еще десяток мест по разные стороны Атлантического океана. С Россией его связывало место рождения, язык,образование.
Франция стала его второй родиной, беспокойство о судьбе и свободе которой не покидало его все годы вынужденной эмиграции во время Второй мировой. Возможно, его следовало бы назвать «еврейским мыслителем».Но его собственное отношение к еврейству было неоднозначным. Сын сиониста, сблизившийся с синагогой в начале двадцатых, после войны он писал Ханне Арендт, что евреи – это «отрицательная категория, категория исключения»,поскольку «никто еще не обнаружил собственного содержания в иудаизме запределами религии, то есть культа»24, а всякое прочее выделение евреев, идетли речь о гонениях или ассимиляции, будет строиться на простом противопоставлении «свои/чужие». Пьетро Редонди так описывал Койре: «он был однимиз последних представителей светской еврейской интеллектуальной аристократии, полиглотом и космополитом. Русский по происхождению, получившийнемецкое философское образование, он был усыновлен Францией и избрал Соединенные Штаты как второе интеллектуальное прибежище.