Диссертация (Интерпретация Научной революции в работах Александра Койре)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интерпретация Научной революции в работах Александра Койре". PDF-файл из архива "Интерпретация Научной революции в работах Александра Койре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИНа правах рукописиДРОЗДОВА Дарья НиколаевнаИнтерпретация Научной революции в работах Александра КойреСпециальность: 09.00.03 – «История философии»ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорАлексей Михайлович РуткевичМосква, 20122СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 4ГЛАВА 1 Жизнь и истоки философии Александра Койре ................................... 25I.1.
Вехи жизни ....................................................................................................... 25I.1.1 Детство и юность ....................................................................................... 26I.1.2 Койре феноменолог ................................................................................... 30I.1.3 Приезд во Францию ................................................................................... 35I.1.4 Койре и Мейерсон ...................................................................................... 43I.1.5 Койре историк науки .................................................................................
52I.2 Историческая методология А. Койре ............................................................. 57I.2.1 Историография и реконструкция прошлого ........................................... 58I.2.2 Историческая реальность между реализмом и релятивизмом .............. 62I.2.3 «Ментальность» как центральная категория историографии Койре ... 66Заключение главы .................................................................................................. 73ГЛАВА 2 Научная революция в работах Александра Койре.
.............................. 75II.1 Научная революция: рождение термина и концепта................................... 78II.1.1 Возникновение и распространение термина «научная революция» ... 78II.1.2 Научная революция XVII века как переворот в мышлении ................ 87II.2 Космология и Научная революция у Эдвина Берта .................................... 93II.3 Понятие Научной революции в работах А.
Койре ...................................... 95II.3.1 Употребление термина «революция» в работах А. Койре ................... 99II.3.2 Различение «научной» и «интеллектуальной» революций ................ 104II.3.3 Текстуальные свидетельства ................................................................. 107Заключение главы ................................................................................................
112ГЛАВА 3 Основные этапы Научной Революции................................................. 113III.1 Возникновение кризиса и первые этапы революции. .............................. 117III.1.1 Онтология Ренессанса........................................................................... 117III.1.2 Николай Коперник. ............................................................................... 121III.1.3 Переходная эпоха: от Коперника до Кеплера.
................................... 130III.1.4 Иоганн Кеплер. ...................................................................................... 137III.2 Галилео Галилей. ......................................................................................... 145III.2.1 Преодоление аристотелевской физики ............................................... 146III.2.2 Закон свободного падения .................................................................... 152III.2.3 Принцип инерции ..................................................................................
1593III.3 Рене Декарт................................................................................................... 168III.4 Исаак Ньютон. .............................................................................................. 176III.4.1 Критика позитивистской интерпретации Ньютона ........................... 177III.4.2 Ньютоновский синтез ........................................................................... 183III.4.3 Физическая теология Ньютона ............................................................ 189Заключение главы ................................................................................................ 193ГЛАВА 4 Характеристики Научной революции .................................................
196IV.1 Основное содержание Научной революции ............................................. 197IV.1.1 Разрушение Космоса и геометризация пространства ....................... 197IV.1.2 Математизация природы и математизация науки ............................. 203IV.1.3 От мира приближенности к универсуму точности ............................ 206IV.1.4 От замкнутого мира к бесконечной Вселенной .................................
212IV.2 Причины Научной революции ................................................................... 216Заключение главы ................................................................................................ 223ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................... 224СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ...................................................... 2324ВВЕДЕНИЕПостановка проблемы. Нынешняя западно-европейская культура уже болееста лет пытается выявить и осознать те процессы и идеи, которые ее породили икоторые явно и неявно определяют ее современное состояние. Споры о сущностных границах современности велись весь двадцатый век, и было предложенонемало описаний и объяснений нынешней исторической эпохи.
Так, суть ее искали в переходе от античного объективизма к новоевропейскому субъективизму, в появлении новых форм политического устройства, основанных на идеаледемократии, в установлении приоритета научной рациональности. Естественно,вопрос об историческом генезисе современности не может быть поставлен вотрыве от вопроса о том, что составляет сущность Нового времени: основополагающие черты исторической эпохи, пусть и в зародыше, но должны присутствовать уже в момент ее зарождения.
Появление чего-то нового, ранее не присутствовавшего в культуре, – новых ценностных ориентиров, новых формпознания, новых моделей организации социума и т.д. – и позволяет распознатьпереходный этап, рождение новой исторической эпохи.Среди феноменов, характеризовавших переход от Средневековья и Возрождения к эпохе Нового времени, особую роль играет процесс, получивший имя«Научной Революции»; он является настолько центральным и определяющим,что дал имя и самому этому историческому периоду, длившемуся с серединыXVI до конца XVII веков.
Не случайно именно Научная Революция открываетэпоху Нового времени, то есть ту эпоху, которую мы называем «нашим временем» или «современностью» (Modernity). Следует отметить, что периодизация европейской истории и критерии этой периодизации сами по себе составляют особую проблему. Учебники с охотой рисуют историю широкимимазками монументальных «исторических эпох», но любой исследователь знает, что уже шкала в одно-два поколения позволяет обнаружить немало различий даже в пределах одной «исторической эпохи».5Проблема, однако, состоит не в том, существовал ли эпохальный скачокмежду поколением Микеланджело и поколением Декарта, а в том, можно лиутверждать, что Декарт, Галилей или Ньютон принадлежат нашей собственной эпохе? Современна ли для нас их «современность»? Мы склонны дать положительный ответ на этот вопрос: нас объединяет ситуация, в которой определенный тип рационального познания – наука – претендует на то, чтобы бытьособым культурным агентом или даже культурной доминантой эпохи.Именно тот факт, что наша культура была, есть и продолжает быть наукоцентричной, что научная рациональность, как бы она ни была понята, является моделью для всякого знания, претендующего на признание обществом игосударством, и позволяет историкам полагать истоки современности в Научной революции XVII века.
В ходе Научной революции был сформированновый идеал знания, который отождествляет познанное и истинное с доказанным и обоснованным, заложены основы практического современной техники, которая позволяет эффективно воздействовать и трансформировать окружающий мир, был выработан новый механистический образ Вселенной.Таким образом, Научная революция не сводится к отдельным достижениямнаучной мысли, будь то появление и распространение гелиоцентрическоймодели мира или создание новой механики, базирующейся на математическом аппарате дифференциального и интегрального исчисления.
Научная революция, как процесс глобальный и многоуровневый, затронула и само представление о познании, а также представления о физическом мире и о егоглубинной структуре, о роли и месте человека в нем. Так, М. Хайдеггер видит в сопутствующей Научной революции смене эпистемологической установки знак более глубокой исторической трансформации: «Традиционный иведущий вопрос метафизики: ‘что есть сущее?’ превращается в начале новоевропейской метафизики в вопрос о методе, о пути, на котором самим человеком и для человека отыскивается абсолютно достоверная и надежная опораи очерчивается существо истины… это превращение и есть начало нового6мышления, через которое эпоха становится новой, а последующее время –Новым временем»1.В этом свете история Научной революции, лежащей у истоков эпохи Новоговремени, приобретает особое значение.