Диссертация (Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли". PDF-файл из архива "Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Требуется переосмыслениепредставлений о соотношении нравственности и права, которое отвечало бы объективно назревшим и объективно происходящим процессам возвышения права в жизни общества на основе ценностного единства нравственности и права. Сейчас Россия стоит перед важной задачей – так скорректировать правовую систему, чтобы содержащиеся вней ценности были востребованы обществом, где нравственность иправо взаимно дополняли бы, получали обоснование друг в друге.Изменения, происходящие в России сегодня, заставляют нас обратиться к опыту предшествующих поколений. Реформирование государства, попытка построить правовое государство требует усвоениявсего позитивного потенциала, наработанного человечеством.Вопрос о соотношении нравственности и права приобрел необычайную мировоззренческую остроту в конце XIX – начале XX вв.
Поиски ответа на данный вопрос были связаны с необходимостью осознания национально-культурной самобытности, места России в развитии мировой цивилизации, путей и перспектив дальнейшего развитиястраны. И на рубеже веков отечественная философия, общественнаямысль, юриспруденция раскрывают проблему соотношения нравственности и права во всей многогранности и многомерности, предлагаяразнообразные альтернативы ее решения.Наиболее влиятельными течениями политико-правовой мыслидореволюционной России, создавшими богатый арсенал разнообразных идей и концепций относительно традиционно значимой для отечественной мысли проблемы соотношения права и нравственности,48стали либеральное, консервативное и революционное направления1.
Видеях соотношения нравственности и права представителей данныхнаправлений проявилось несовпадение взглядов на прошлое и будущее России. Так, консерваторы предпочитали давать правовым институтам нравственную оценку, умаляя роль права в пользу морали. Радикалы исходили из исторической обусловленности государства, права и нравственности и призывали к революционному переустройствуобщества. Однако в конце XIX века в России заметно возрастало изначение традиции либерализма.Большой вклад в разработку проблем соотношения нравственности и права внесла именно либеральная политико-правовая мысль дореволюционной России второй половины XIX – начала XX вв. и особеннояркопроявиласьвгосударственно-правовыхвзглядахК.Д.
Кавелина, В.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева,Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого и др.Представители либерального направления политико-правовоймысли России второй половины XIX – начала XX вв. выступали против распространенного в России негативного отношения к праву,обосновывали проведение широких правовых реформ, которые способствовали бы постепенному формированию правового государства,основанного на торжестве права и нравственных принципах, юридическом закреплении прав личности.
Русские либералы стремились ксогласованию государственно-правовых и нравственных норм, к созданию некой синтетической модели движения к государственноправовому и нравственному идеалу, государственному и нравствен1Среди русских консервативных мыслителей второй половины XIX – начала XXвв. рассмотрением вопроса о соотношении нравственности и права занималисьК.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.Л. Ильин и др.Свое осмысление данная проблема получила и в радикально-революционных воззрениях Н.Г.
Чернышевского, Н.А. Добролюбова, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и др.49ному прогрессу общества. Осмысливая проблемы соотношения праваи нравственности, либеральные мыслители выступали против смешения этих, относительно самостоятельных областей человеческой жизни и научного знания, одновременно подчеркивая их непременнуювзаимосвязь, взаимодополнение на основе общих ценностных оснований.В политико-правовой философии Б.Н. Чичерина значительноевнимание уделено проблеме соотношения права и нравственности.Идеалом общежития для мыслителя является такая его форма, гдецарствует наибольшая степень свободы личности и где нравственныйзакон господствует над всеми отношениями.
Ученый отмечает, чтоприблизиться к этому идеалу можно лишь последовательной работоймногих поколений, причем необходимо всегда сообразоваться с местными и временными условиями, а главное – не забывать, что вестичеловечество к нравственному идеалу можно лишь путем свободы,так как «мысль о возможности осуществлении Царства Божия на земле действием внешней власти и путем принуждения представляет собой полное извращение нравственного закона»1.Б.Н.
Чичерин различает свободу внутреннюю, которая проявляется в нравственном самоопределении и регулируется нравственнымзаконом и совестью человека, и свободу внешнюю, которая реализуется в сфере гражданского общества и в государстве, и определяетсяправовым законом.В современной философско-правовой науке свобода личностикак статусное состояние независимости индивида включает два аспекта: свободу внешнюю (объективную) и свободу внутреннюю (субъективную). При этом внешняя свобода личности является содержанием1Чичерин Б.Н. Вступительная лекция по государству и праву, читанная в Московском университете 28 октября 1861 г.
// Философия права / Чичерин Б. Н. –С-Пб.: Наука, 1998. С. 177.50права, а внутренняя – условием существования права. Единствовнешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) аспектовсвободы личности обусловливает совпадение правоохраняемых интересов с объективными интересами каждой конкретной личности.Е.Н.
Трубецкой также говорит о внутренней свободе как способности воли человека сознательно выбирать между различными вариантами поведения, а о внешней свободе – как возможности действовать вовне, «осуществлять те или другие цели в мире внешнем» 1 .«Свобода внутренняя… предполагается правом как условие его существования: к ней предъявляются веления права, веления эти имеютсмысл лишь постольку, поскольку они обращаются к существу, способному сознательно избирать ту или иную цель, тот или другой образ действий»2.Индивиды, реализуя свою свободу, взаимодействуют друг с другом, и действия и интересы одних могут приходить в противоречие споступками и потребностями других, а также затрагивать интересыобщества в целом.
Перед демократическим государством стоит задачасогласовывать эти действия и интересы индивидов, достигать компромисса в случае их несовпадения. Поэтому законодатель определяет границы реализации индивидом своих субъективных прав в целяхнедопущения нарушения им прав и свобод других, вторжения в их законные интересы.Ч.
3 ст. 17 Конституции Российской Федерации 3 устанавливаетобщеправовой принцип, в соответствии с которым «осуществлениеправ и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и1Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. – М.: т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1908.С. 173.2Там же. С. 172.3Данная статья Конституции РФ имеет родственную норму и в Гражданском кодексе, закрепляющую принцип разумного и добросовестного осуществлениясубъективных гражданских прав (п. 3 ст. 10 ГК РФ).51свобод других лиц»1.
Данная норма основного закона устанавливаетзапрет на злоупотребление индивидом своей свободой. И согласновзглядам Б.Н. Чичерина, личность свободна в действиях до той поры,пока своею внешней свободой не нарушает свободы другой личности2,если же это происходит, в дело должен вступать закон правовой. Помысли ученого, свобода одного лица ограничивается свободой других,свобода всех ограничивается деятельностью власти. И без этого ограничения общежитие невозможно.Е.Н. Трубецкой отмечает, что свобода составляет основное содержание права: где нет свободы, там не может быть и права.
Однако«право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой. Или то же самое: право есть совокупность норм, с одной стороны,предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнююсвободу лиц в их взаимных отношениях»3.Б.Н. Чичерин подчеркивает, что поскольку каждая личность обладает свободой и стремится расширить ее границы, то необходимо,чтобы свобода одного не мешала свободе остальных, чтобы сильней1Конституция Российской Федерации. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2011.
С. 8.На философско-правовые взгляды Б.Н. Чичерина (особенно при рассмотрениипроблемы соотношения свободы, нравственности, права) заметное влияние оказали и идеи древнегреческих мыслителей: Платона, Аристотеля, содержащие метафизические представления о правовом законе и правовой государственности. Так,согласно взглядам Платона на идеальное государство, каждый гражданин должензаниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела. Также Платон различал«справедливость уравнивающую» и «справедливость распределяющую» – понятия, оказавшие существенное влияние на философию права Б.Н.