Диссертация (Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания), страница 4

PDF-файл Диссертация (Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания), страница 4 Философия (41060): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания) - PDF, страница 4 (41060) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания". PDF-файл из архива "Философия и университет социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Этойпозиции придерживались Л. Флек и Т. Кун. Наиболее влиятельнойсовременной концепцией, исследующей культурно-социальные аспектынаучной коммуникации, является теория эпистемических культур К. КноррЦетиной, которая будет рассмотрена отдельно.В 6070-е гг. ХХ в. тезис о существовании обособленных научныхсообществ, обладающих собственными эпистемическими культурами,разделялся всеми ведущими философами науки – Куном, Поппером,Тулмином, Лакатосом, Хакингом 2 .

Однако первым ученым, предложившимтермины «стиль мышления» (Dankstil) и «мыслительный коллектив»(Denkkollektiv), был Людвик Флек. Судьба работы Флека «Возникновение иразвитие научного факта», впервые опубликованной на немецком языке в1935 г. и забытой на долгое время, подтверждает теорию Флека о1В этой связи вспоминается начальные фразы «Логико-философский трактата»Витгенштейна: «Мир есть совокупность фактов, а не вещей».2Единственным значимым философом науки, избегавшим этого тезиса, был ПолФейерабендт.21зависимости скорости распространения новых идей от общего Zietgeistэпохи 1 .Флек полагал, что познавательная деятельность, будучи по природеколлективным действием, социально детерминирована. Научные факты, всвою очередь, являются не открытием, совершенным ученым-одиночкой, арезультатом деятельности мыслительных коллективов и «историческойпоследовательностью идей» [Флек 1999: 63].

Свойства объективности идостоверности, которые обычно приписывают научным фактам и теориям,возникают как результат долгой циркуляции этих фактов в мыслительномколлективе 2 .Формированиефактовпроисходитпостепенно;первоначальные наблюдения, зафиксированные при непосредственномсовершенииоткрытия,эмпирическогоопытаиррациональныприводиткихаотичны.появлениюНакоплениеновогопонятия,сформулированного в соответствии с законами принятого стиля мышления[Флек 1999: 116].Культурный контекст, в рамках которого действуют мыслительныеколлективы, обозначался Флеком как «стиль мышления». Последнийприобретается учеными в процессе обучения и носит обязательныйхарактер, определяя применение тех или иных концептуальных иэмпирическихинструментов,специфицируянаучныепроблемыиметодологию их решения. Трансформации стиля мышления влекут за собойизменение самой реальности, которая всегда представлена в тех или иныхпонятиях 3 .

Для Флека непосредственное общение представителей разныхстилей мышления невозможно, так как невозможен непосредственныйперевод понятий одного стиля в понятия конкурирующего. Однако в рамках1Подробнее о культурном контексте, окружавшем Флека, см.: Hedfors E. Fleck in Context// Perspectives on Science.  2007.  № 1.  Р. 4986.2Флек не специфицирует понятие «мыслительного коллектива»: так, под ним можетпониматься как все множество специалистов в определенной дисциплине, так и группа,состоящая всего из двух человек.3При этом реальность «аффицирует» познание, оставаясь источником научного знания.22дискуссий формируется новый специфический стиль, который приобретаетсоциальную значимость [Флек 1999: 125127].Стиль мышления – лишь один из элементов познавательногопроцесса, другими элементами являются возникающий случайно материалнаблюдения, психологические характеристики ученого, определяющиенаправление исследование, и наконец, складывающееся сообществоученых.Флек проводил разделение между эзотерическим и экзотерическимизмерениями науки.

Под экзотерическим измерением Флек понималобщественное мнение относительно доминирующего стиля мышления.Лишенное сложных технических деталей популярное научное знаниедоступно для всех образованных людей и в то же время формируетбазисные организационные концепты для специализированной научнойработы [Флек 1999: 136-140].Эзотерическая наука, практикуемая экспертами, в свою очередь, взависимостиотисточниковраспространенияподразделяетсянажурнальную и учебную. Журнальная наука – это арена взаимодействиямыслительных коллективов; полное развитие журнальная наука получаетпри возрастающей специализации научного знания.

Научные концепции,излагаемые в учебниках, отличаются наличием системы, так как учебнаянаука ставит своей целью формирование специалиста [Флек 1999: 143].Предлагая понятия мыслительного коллектива и стиля мышления,Флек пытался решить проблему связи между социально-культурнымиусловиями существования науки и ее содержанием [Порус 2010: 574].Именно поэтому Флек отказывался от «абсолютистского» подхода к истине,определяющего последнюю как полное совпадение знания об объекте ссамим объектом.

Понятие истины имеет смысл только при условииуказания на тот стиль мышления, в рамках которого она существует.Известность Л. Флеку принесло упоминание его книги Т. Куном впредисловиик«Структуренаучныхреволюций».Понятия«стиль23мышления» и «мыслительный коллектив» весьма близки к куновскимтерминам «парадигма» и «научное сообщество». Однако в отличие от ФлекаКун отделяет понятие парадигмы от понятия научного сообщества.

Подпарадигмой одновременно понимается совокупность убеждений, ценностей,технических средств, которая характерна для членов научного сообщества 1 ,и работающие в качестве моделей решения конкретных головоломок [Кун2003: 225]. Второе определение парадигмы необходимо Куну дляобъяснения правил утверждения некоторого решения как истинного длявсех принимающих парадигму. Само по себе удачное решение головоломкине в состоянии регулировать действие всего сообщества, закреплениенеэксплицированных правил решения происходит благодаря действиюсоциальных механизмов 2 [Кун 2003: 243245]. Вопрос принятия научныхфактов как истинных – это вопрос о том, как специфическая система1Уточняя первое определение парадигмы, Кун вводит понятие дисциплинарнойматрицы, представляющей собой совокупность теорий, составленную из упорядоченныхэлементов различного рода и разделяемую учеными-исследователями определеннойдисциплины.

Одним из важным элементов дисциплинарной матрицы являютсясимволические обобщения – принимаемые всеми членами группы выражения, которыелегко могут быть сформулированы логическим образом [Кун 2003: 234235].2Кун полагал, что влиятельность научной теории измеряется по преимуществуколичественно, например при помощи индекса цитируемости. Впоследствии этоутверждение неоднократно критиковалось. Так, Г.

Коллинз указывал на неформальнуюкоммуникацию как на ключевой момент научной деятельности, а Д. Эдж полагал, чтоиспользование библиографических данных, специфицированных по научнымнаправлениям, искажает действительную картину научной деятельности, так какспециализация сама по себе является социальным конструктом и используется ученымидля самоориентации и придания временных значений экспериментальным данным.Малкей, Гилберт и Вульгар, критикуя понятие «научное сообщество», как основанное наформальном признаке получения одинакового образования, предлагали взамениспользовать термин «исследовательская сеть» (research network).

В «исследовательскуюсеть» ученые объединялись по признаку неформальной и носящей временный характеркоммуникации (например, в процессе преподавания или проведения досуга). См.подробнее: Collins H.M. The TEA Set: Tacit Knowledge and Scientific Networks // ScienceStudies.  1974.  Vol. 4.  P. 165186. Edge D. Quantitative Measures of Communication inScience: A Critical Review // History of Science. An Annual Review of Literature, Researchand Teaching.

 1979.  Vol. 17.  Р. 103134. Mulkay M.J., Gilbert G.N., Woolgar S.Problems Areas and Research Networks in Science // Sociology.  1975.  Vol. 9.  Р.187203.24общепринятых ценностей взаимодействует со специфическими опытнымиданнымисцельюобеспечитьпринятиеопределеннойсистемыаргументации [Кун 2003: 256].Таким образом, основное различие между позициями Куна и Флеказаключается в отказе последнего от окончательной социологизации науки[Пружинин 2011: 71].

Если Флек вопрос о соответствии научной теории иреальности решал в кантианском ключе, то для Куна соответствие междуонтологией теории и онтологией реальности иллюзорно [Кун 2003: 264].Два вышеописанных концептуальных направления предполагаютимплицитные онтологические иерархии: в первом случае физическоенаделяется большей реальностью, чем социальное, а социальное – большей,чем структуры знания 1 .

Второе направление придерживается обратнойиерархии: наиболее реальными считаются структуры знания, затем следуютсоциальные институты, и наконец, физическая реальность.Вышеописанныенаправлениязадаютрамкимножествасуществующих теорий социальной эпистемологии, что приводит ксвоеобразному концептуальному тупику 2 , постоянному варьированиюуказанной типологической оппозиции в обновляющихся понятийнотеоретических конструкциях, без существенного эпистемологическогообновленияисследовательскихстратегий.Наштезис,конкретномутеоретическому и историческому обоснованию которого посвященонастоящее диссертационное исследование, в самом общем виде можно1Существуют и исключения: так, для Дюркгейма общество является высшейдействительностью sui generis.2Симптомом этого концептуального тупика служат споры о «социологизме». См., напр.:Куш М.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее