Диссертация (Общий источник генезиса логики и теории зла в идеях ранней пифагорейской школы), страница 7

PDF-файл Диссертация (Общий источник генезиса логики и теории зла в идеях ранней пифагорейской школы), страница 7 Философия (41038): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Общий источник генезиса логики и теории зла в идеях ранней пифагорейской школы) - PDF, страница 7 (41038) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Общий источник генезиса логики и теории зла в идеях ранней пифагорейской школы". PDF-файл из архива "Общий источник генезиса логики и теории зла в идеях ранней пифагорейской школы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Крайне отрицательный ответ дает55Например, если вы, как и Жмудь, считаете, что высказывания Филолая о четном инечетном не имеют никакого отношения к математике [Жмудь 2012: 380, 381 сн. 132],тогда Филолай никак не сможет вписаться в описание Аристотеля. И все же оценказависит от вашего понимания математики, а также вашего понимания греческогопонимания числа, арифметики и др.56[Huffman 1993: 346].57[Huffman 2008: 107ff].58[Knorr 1975: 43f]. Вывод ошибочен: [Жмудь 2012: 353].59[Netz 2014: 179, 179 n.

36]. Имеется в виду история открытия несоизмеримостиНорра [Knorr 1975].60[Жмудь 2012: 12].31Хайдеггер, — эту цитату мы привели в эпиграфе к настоящей работе: ров«шире и глубже», чем просто два с половиной тысячелетия. Историкиматематики и науки в силу предмета своих исследований подразумевают, чтодосократический мир условно соизмерим (в силу своей «наивности» и«юности»);61 другие видят только совершенствование в рациональности илипростоопираютсяСкладываетсянанекоторуювпечатление,чтоподразумеваемуювторойподходсоизмеримость.получилмолчаливоеодобрение в академической литературе, а подход Хайдеггера всегда считалсянежелательным.62 И правда, — с исторической точки зрения, попыткиотделения досократического мира от классического (платоновского иаристотелевского) всегда вызывали бурное негодование академическогосообщества: наглядным примером является реакция Виламовица наРождение трагедии из духа музыки Ницше (Friedrich Nietzsche.

Die Geburtder Tragödie aus dem Geiste der Musik. 1872).63Сходным образе в своем труде поистории философии рассуждает Рорти:«Либо мы анахроничны в навязывании наших проблем и словаряпредшествующим философам с целью сделать их нашими партнерами поразговору, либо мы направляем нашу активность по интерпретации на то,61Ср. [Burkert 1972: 208–9].62Новые примеры того, как второй подход оказывается поставлен под вопрос, можнонайти в трудах Кингсли [Kingsley 1995] (который считает, что Аристотель не могпонимать досократиков, и для которого критика дихотомии науки и религии являетсяотправной точкой) и Ридвега [Riedweg 2005]. Ср. [Zhmud 1998: 256–7].63Наука времен молодого Ницше, воплощением которой был немецкий классическийфилолог Ульрих фон Виламовиц-Меллендорфе (Ulrich von Wilamowitz-Moellendorff),считала, что эта книга таит в себе много бóльшую опасность, чем просто нарушениепорядка греческой мысли. Виламовиц, считая себя последователем классическогоидеала рациональной мысли, так охарактеризовал книгу: «[…] Here I saw thedevelopment of thousands of years falsified; the revelations of philosophy and religionsnuffed out to let a wishy-washy pessimism make its sweet-and-sour faces in the wasteland; the images of the gods with which poetry and art peopled our heaven smashed topieces […].» Приведено из [Silk, Stern 1983: 107].

— Его слова ясно свидетельствуюто том, что идеи Ницше рассматривались не только как фальсификация греческойфилософии, но и как нападение на всю европейскую культуру и науку. ДляВиламовица «Рождение трагедии» Ницше было предательством схоластическогообразования, которое они оба получили [Silk, Stern 1983: 104].32чтобы ложные утверждения философов прошлого выглядели менее глупыми,помещая их в контекст тех невежественных времен, когда они былинаписаны».64Вновь вспоминая слова Хайдеггера, приведенные в эпиграфе, мы можемсказать, что все мнения, о которых говорит Жмудь, объединяет то, что ихавторы верят в предзаданное разделение, т. е. «твердо стоят на своем краю».Этот аспект проблемы современной академической литературы о раннемпифагореизме точно описывает Ридвег: «Современный период, для которогоmythosиlogos,представленные(суеверные)какверованиянепреодолимыеи(естественные)оппозицииещесонауки,временрационалистического позитивизма XIX в., часто имеет трудность всовмещении двух аспектов Пифагора, харизматичного гуру и философаприроды.

Lore and Science (Weisheit und Wissenschaft) — это названиевлиятельного труда Вальтера Буркерта, в котором акцент, очевидно, падает на“lore”. Буркерт видит Пифагора как “шамана” и не признает у него — вотличие от Филолая и особенно Архита — наличие какой бы то ни былонаучности.

Другую традицию, корни которой уходят еще в античность (вкоторой образ Пифагора надо очистить от элементов, которые считаютсяпримитивными), представляет Леонид Жмудь, согласно его несколькоаподиктически высказанному утверждению, табу из “символов” пифагорейцы“не воспринимали всерьез”.»65В качестве альтернативы Рорти предлагает нам в качестве собеседниковдревних философов вместо себя (что по умолчанию происходит в каждой«рациональной реконструкции») представляли их современников.

66 Влитературе о раннем пифагореизме, как нам кажется, одна из самых ранних64[Rorty 1984: 49]. Перевод из: Рорти Р. Историография философии: четыре жанра //Джохадзе И. Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.: УРСС, 2001.65[Riedweg 2005: 73ff]. Согласно Ридвегу, «обе крайности являютсямалооправданными». Еще Доддс отмечал склонность анахронично навязыватьсовременную дихотомию науки и религии миру, который «не чувствовал потребностьих различать» [Dodds 1951: 167–8].66[Rorty 1984: 50].33попыток практической реализации призыва Рорти содержится в трудахТаннери и Корнфорда нач.

XX в. Например, Корнфорд описывает сходствоидей раннепифагорейской и элейской школ (борьба Зенона против множествана самом деле соотносится с имманентно пифагорейской проблемоймножества, как он их называет, «числовых атомов»).67 Важно подчеркнуть,что интерпретация на основе «мыслительных отношений» — это не то жесамое, что доказательство аутентичности на их же основе.

68 Согласнопроницательной критике последнего у Буркерта, «не существует законаобратной интеракции (reciprocal interaction) в области мысли, который бы намдал возможность с помощью логического заключения адекватно восполнитьлакуну в традиции так, как закон гравитации дает возможность астрономамвычислить позицию и движение неизвестной звезды».69С другой стороны, если последовательно придерживаться критерияотрицаниявыводов,сделанныхнаоснове«обратноймыслительнойинтеракции», то, по нашему мнению, единственно правильным результатомстанет крайний скептицизм, отчетливо видный в последней работе Жмудя[Жмудь 2012]. Он, прежде всего, представлен в утверждении, чтовысказывания Аристотеля об анонимных пифагорейцах на самом делеговоряттолькооРаннейАкадемииичтофилософиянастоящихпифагорейцев, исторических личностей, не имеет ничего общего с «числовойонтологией».Одной из самых необычных попыток охватить раннепифагорейскую (ивообще досократическую) мысль без какой-либо отсылки к историческомуконтексту стал труд Барнса о досократической рациональности [Barnes 1982].Он говорит, что у досократиков помимо тех слоев мысли, которые являютсяпредметом изучения классической филологии и истории религии и науки,67[Cornford 1923: 7ff].

См. и [Burkert 1972: 41ff], [Schibli 1996: 128 n. 53].68О последнем предупреждает Буркерт [Burkert 1972: 277–98].69[Burkert 1972: 298]. Список неудачных попыток такого рода он приводит в [Burkert1972: 278 n. 4].34есть еще один слой: рациональное мышление, не предполагающее егонаучного оправдания («разум всеядный», как он говорит). 70 На первый взгляд,последующее заключение не выводится из этой позиции, — но Пифагору втакой системе было бы гарантировано место среди философов, 71 потому чтоего учение о метемпсихозе является рациональным (хотя, конечно, ненаучным). Хотя, согласно Барнсу, именно присутствие так понимаемойрациональности делает досократиков философами — он «твердо стоит нанашем краю» — его изыскания заслуживают большего внимания: после двухвеков представления о практике Пифагора как об «иррациональной» каждаяновая попытка считать ее рациональной является важным интеллектуальнымсобытием.72Подобная реабилитация Пифагора как философа приводит нас кинтересной книге Ридвега [Riedweg 2005], в которой автор демонстрирует,как можно распознать и оправдать то, что он называет «переплетениязначений» («interwovenness of meaning», т.

е. «Sinnverflochtenheit») во всемсовокупном наследии раннего пифагореизма, доставшемся из разныхисточников.73 Один из факторов успешности такого подхода, согласноРидвегу, заключается в отрицании «узко понятого концепта знания» 74, т. е.знание не сводится к математике и естественным наукам в современномсмысле. Согласно Ридвегу, «это будет неправильно по отношению кразмышлению и “исследованию природы” (περὶ φύσεως ἱστορία), котороепрактиковалифилософы,настольковажныедляевропейскойинтеллектуальной истории и настолько различные между собой».

Так Ридвег,70[Burkert 1972: 4].71[Barnes 1982: 79–80].72Окончательный приговор пифагорейским верованиям как «чистым суевериям» вынесБём в своей докторской диссертации еще в 1905 г. [Böhm 1905]. Единственную«спасенную» акусму, в которой Бем признавал некое интеллектуальное содержание(человеку нужно помогать только поднять мешок, но не спускать), вернул в разрядсуеверий Маркович [Marcovich 1964: 43–44].73[Riedweg 2005: 71, 73].74Там же.35образно выражаясь, «плетет сеть» концептов, в которой разные элементыорфических мистерий, короткие максимы, приписываемые Пифагору,система акусм и космология ранних пифагорейцев складываются в стройнуюсистему,75 которая по духу полностью соответствует досократической ἱστορία,известной нам из других досократических течений.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
423
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее