Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века

И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века, страница 5

PDF-файл И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века, страница 5 История русской литературы (37902): Книга - 4 семестрИ.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века: История русской литературы - PDF, страница 5 (37902) - СтудИзба2019-05-09СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история русской литературы" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

– МосковскийХудожественный академический театр (МХАТ), с 1932  г. –МХАТ СССР им.М. Горького. В 1987 г. разделился на два театра, взявших себе официальныенаименования – Московский Художественный академический театр им.М. Горького, (МХАТ имени М. Горького) и Московский Художественный академический театр им. А. П. Чехова (МХАТ им. А. П. Чехова).

В 2004 г. МХАТим. А. П. Чехова убрал из своего названия слово «академический» и с техпор именуется Московский Художественный театр им. А.  П.  Чехова (МХТимени А. П. Чехова).24пережить провал пьесы было бы для Чехова слишком тяжело) драматург согласился. Успех «Чайки» превзошёл все ожидания. Коллектив театра сумел показать комизм и трагизмпьесы, проникнуть во внутренний мир каждого персонажа.Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с надписью:«Ты дал моей “Чайке” жизнь. Спасибо!» И с тех пор широкораскинутые крылья летящей чайки стали эмблемой МХТ, которую зрители видят и на занавесе, и на программах Художественного театра.Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889) врусской литературе второй половины XIX века занимает особое место сатирика.Роман «Господа Головлёвы» (1875–1880) – пример психологической сатиры Щедрина.

Это произведение, изображающее жизнь дворянства, отличается беспощадностью отрицания того социального зла, которое царило в тогдашнейРоссии. Распад семейно-родственных связей избран автором в качестве одного из самых убедительных свидетельствнравственного падения паразитического сословия.(Заметим в скобках, что проблеме распада семейнородственных связей в дворянском сословии посвященыи другие произведения русской литературы, написанныепрактически одновременно с «Господами Головлёвыми», вчастности «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, что свидетельствует об актуальности данной темы для конца XIX века.).Семья Головлёвых, взятая в целом, – это собирательныйхудожественный образ, обобщающий типические чертыбыта, нравов, психологии помещиков, весь деспотическийуклад их жизни накануне крестьянской реформы 1861 годаи после неё.

По жанру это семейная хроника, показывающаятри поколения Головлёвых и рассказывающая об их вырождении и вымирании. Психологизм является частью сатирического метода: ущербность персонажей показана «изнутри».Гротескная сатира Щедрина – это «История одного города», «Сказки». В этих произведениях писатель смело выходитза рамки жизненного правдоподобия и широко использует25приёмы художественной гиперболы, фантастики, гротеска,иносказания, сближение обличаемых социальных явлений сявлениями и персонажами животного мира.«История одного города» (1869–1870) – это сатира не напрошлое. Рассказывая о настоящем в форме прошедшего времени, Салтыков применил приём, генетически восходящий к«Истории села Горюхина» А. С. Пушкина.

Салтыков стилизовал события современной ему жизни под прошлое, придав имнекоторые внешние черты эпохи XVIII – начала ХIХ веков.«Сказки для детей изрядного возраста» включают всебя 32 произведения. Первые три сказки («Повесть о том, какодин мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть»,«Дикий помещик») были написаны в 1869  г. и опубликованы в журнале «Отечественные записки». Впервые Салтыковобратился к этому жанру ещё раньше, в 1860 году, в аллегорической сказочной новелле «Сон», включённой в очерк«Скрежет зубовный». Но большинство сказок было создано в1880–1886 годах. Они представляют собой лишь один из жанров многообразного сатирического творчества Щедрина.Сказочный цикл пронизан стихией смеха.

Однако смех сатирика – это, как у Н. В. Гоголя, «видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы» («Мёртвые души», гл. 7). Сквозьщедринский смех явно ощущается горечь сатирика за своюРодину, за народ, тёмный, забитый, бесправный.Николай Семёнович Лесков (1831–1895) – автор повестей, романови рассказов из крестьянской и купеческой жизни.Его произведения, чуждые узкой «направленской» (пособственному выражению писателя) тенденциозности, запечатлели жизнь России середины ХIХ века.

Как верно заметилМ. Горький: Лесков писал «не о мужике, не о нигилисте, не опомещике, а всегда о русском человеке»34.Для творчества Лескова характерен интерес к жизни людей простой, низовой, глубинной России, к особенностям ихпсихики, к их противоречивому сознанию.Для него русская провинция – это и есть прежде всего самая истинная Россия. Писатель полагал, что именно там, впровинции, накап­ливается духовный опыт и подлинная, не34Горький М. История русской литературы.

– М., 1939. – C. 275-27626развращённая столицами культура, противостоящая распадуи тлению. И уровень духовной жизни и освоения культурного опыта в провин­ции более высок, чем в столицах, потомучто не связан никакой идеологией, а только чистыми устремлениями разума и искренним желанием понять мир, – такпредстав­ляет себе и изображает Лесков своих провинциальных героев. Мир этот дорог ему, и тем силь­нее он ненавидиттех, кто, как ему кажется, пришёл разрушить его, отрицая внём всё лучшее ради удовлетворения своих эгоистическихцелей.Лесков также известен как автор антинигилистическихроманов и как создатель образов праведников и правдолюбцев.Именно в искусстве сказа35 в наибольшей степени раскрылась народная основа редкого, самобытного творческогодара Лескова, который умел (подобно тому, как это удалосьНекрасову в его поэзии) как бы изнутри раскрыть многообразие характеров русских людей.В одной из бесед с А.  И.  Фаресовым, автором биографического очерка о писателе36, Лесков сказал: «Человек живётсловом, и надо знать, в какие моменты своей психологической жизни у кого из нас найдутся слова»37.Творчество Лескова, сумевшего столь глубоко осознатьпротиворечивые возможности русской жизни, все пороюнепримиримые контрасты русского национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты, уходящейкорнями в глубь веков, открыло новые перспективы в развитии русской литературы.

Оно оказало большое влияние нахудожественные искания писателей ХХ века – Е. И. Замятина,А.  М.  Ремизова, Б.  А.  Пильняка и др. И сам Лесков в ХХ векебыл во многом прочитан заново.35Сказ – особая форма авторской речи, проводимая на протяжении всего художественного произведения в духе языка и характера того лица, отимени которого ведётся повествование.36Фаресов А. И.

Против течений: Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нём: с редким портретом. – СПб: ТипографияМ. Меркушева, 1904. – 411 с.37Там же. – С. 273.27Всеволод  Михайлович  Гаршин (1855–1888) – одна изсамых трагических фигур эпохи безвременья, мастер социально-психологической новеллы. «Искусство Гаршина – этоискусство социального покаяния»38.Несмотря на отсутствие чёткости в его общественно-политической позиции, творчество Гаршина ценно прежде всегосвоим гуманистическим смыслом и содержанием, страстнымсостраданием к людям, к человеческой боли.

В. Г. Короленкоотмечал, что творчеству Гаршина свойственно «живое трепетание чуткой совести и мысли»39. Отвечая первому биографуГаршина, историку литературы и театра С. Н. Дурылину, Короленко писал:«Талант Гаршина я ставлю высоко. Как ни мало он написал в свою короткую жизнь, прерываемую периодами болезни, но в этом немногом дал много характерного для своеговремени и своего поколения»40.Гаршина отличала особая восприимчивость к чужой болии бедам людей, чужая боль воспринималась им как своя собственная. Поэтому очень характерно звучит следующее егопризнание: «Писатель страдает за всех, о ком он пишет»41.Произведения Гаршина можно разделить на несколькогрупп.Своеобразны его антивоенные рассказы («Четыре дня»,«Трус», «Денщик и офицер»).

Основной художественной особенностью этих произведений является то, что в них нет батальных сцен, а война показана сквозь призму переживанийи настроений героя-интеллигента. В этой группе рассказовчувствуется влияние антимилитаристских идей Льва Толстого.Столкновение с несправедливостью, жестокостью порождает у гаршинских героев тяжёлый нравственный кризис,разрешаемый либо добровольным уходом из жизни, либо психической болезнью.

В этом смысле характерен рассказ «Происшествие» – предшественник чеховских «рассказов открытия».38Дурылин С. Н. Вс. М. Гаршин. Из записок биографа // Альманах «Звенья». – 1936. – № 5. – С. 599.39Короленко В. Г. Собр. соч. В 10 т. – М.: ГИХЛ, 1953–1956. – Т. 8. – С. 223.40Там же. – Т. 10. – С. 443.41Памяти Гаршина: Сборник. – СПб, 1889. – С. 141.28Интересны гаршинские рассказы о художниках («Художники», «Надежда Николаевна»), о смысле и значении творчества, а также его сказочно-аллегорические произведения(«Attalea princeps», «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»).Рассказ «Красный цветок» во многом навеян реальнымивпечатлениями писателя от пребывания в больнице.В то же время следует особо отметить, что в конце XIX в.был заметен оживлённый интерес к физиологии, психологии и особенно к психиатрии как области медицины.

Бурноеразвитие естественных и философских наук, интерес к экстремальным состояниям человеческой психики – всё это нашло отражение в художественной литературе того времени.В конце 80-х гг., после «Красного цветка», было написано одноиз самых известных стихотворений А.  Н.  Апухтина – «Сумасшедший», в котором поразительно точно, психологическии художественно достоверно передан бред сумасшедшего.В 1894 г. был написан рассказ Чехова «Чёрный монах». Авторкак бы оставляет открытым вопрос, здоров ли его герой илипсихически болен.В английской литературе этого же времени появляетсярассказ Герберта Уэллса – «Дверь в стене».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее