И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история русской литературы" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Не роман, как это было в предшествовавшие десятилетия, аименно рассказ становится ведущим жанром этого периода, чтобыло обусловлено, в частности, стремлением писателей говорить с читателем, стремление к максимальной доходчивости.21Гаршин Вс. М. Полн. собр. соч. – М.; Л.: Academia, 1931. – Т. 3. – С. 357.Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. В 30 т. – М.: Наука, 1974–1983. Письма.
– Т. 3. – С. 39.2219К преобладанию малых жанров в литературе 1980–1990-х гг. современники относились чаще всего отрицательно, считая это как бы деградацией, упадком литературы. Темболее что долгое время в русском читательском и критическом сознании господствовало мнение, будто настоящий писатель – это тот, кто пишет романы; что в малой форме неможет быть глубокого содержания – только толстый, многостраничный роман может разносторонне отразить процессыжизни и внутренний мир человека.Д. В. Григорович и Н. К. Михайловский, в частности, упрекали Чехова за то, что он пишет мелкие рассказы, размениваяна мелочи своё дарование.Писатели конца XIX в.
повысили потенциальную ёмкостьрассказа, сумели произведения малой формы наполнитьсерьёзным и глубоким содержанием и тем самым поднять наогромную высоту этот прежде считавшийся второсортнымлитературный жанр. В русской литературе этого времени появились рассказы с романным содержанием.Чехов, больше других сделавший для утверждения рассказа как ведущего жанра, имел все основания заявить: «В одномотношении вы все должны быть мне благодарны, – говорилон молодым писателям.
– Это я открыл путь для авторов мелких рассказов. Прежде, бывало, принесёшь в редакцию рукопись, так её даже читать не хотят. Только посмотрят с пренебрежением: «Что? Это называется – произведением? Даведь это короче воробьиного носа. Нет, нам таких штучек ненадо». А я вот добился и другим указал дорогу»23.В это время остро ощущалась потребность в новомискусстве, и классики реализма в конце века во многом перестраивают проблематику и поэтику своих произведений.Л. Н. Толстой в конце 1890–1900-х гг. создаёт в основном небольшие по объёму повести и рассказы («Отец Сергий», «После бала», «Хаджи Мурат», «Божеское и человеческое» и др.).И это не было случайным24.23Куприн А. И.
Памяти Чехова // А. П. Чехов в воспоминаниях современников / Вступ. статья А. Туркова. Сост., подгот. текста и коммент. Н. Гитович.– М.: Худ. лит., 1986. – С. 530.24О «новом качестве» критического реализма в позднем творчествеЛ. Н. Толстого см., например, ст.: Тагер Е. Б. 90-е годы XIX века – новый этап вразвитии русского реализма (Творчество позднего Толстого) // Тагер Е. Б.Избранные работы о литературе. – М.: Сов.
писатель, 1988. – С. 314–343.205. В 90-е годы наметились новые пути в искусстве и литературе, которые получили название модернизма, или декаданса (так поначалу многие определяли новое литературноенаправление, что не вполне верно, поскольку черты декадансане обязательно присутствуют в произведениях модернистов).На литературной арене выступили поэты Д. С. Мережковский,Н.М. Минский, Ф. К. Сологуб, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.,заявившие о своём принципиальном отказе от реалистического жизнеподобия в литературе.1880-е годы – начало периода экзистенциального реализма в литературе.
Основными его писателями являютсяА. П. Чехов, И. А. Бунин.«Начало выделяется чётко, конец периода неопределёнен, – отмечает профессор В. Я. Линков. – Главныйпредмет изображения у Чехова и Бунина, в отличие от ихпредшественников, – экзистенция, не сущность, а бытиечеловека.Разумеется, нетрудно указать на некоторые очевидныенарушения границ нашей периодизации. Л. Толстой печатаетсвой последний роман «Воскресение» в 1899 году, а по нашейтерминологии он, очевидно, относится к философско-религиозному периоду. Несомненно, в «Записках из подполья»(1864) Достоевского и в «Смерти Ивана Ильича» (1886) Толстого присутствуют экзистенциальные мотивы»25.Чехов и затем Бунин не имели прочной веры ни в социальный прогресс (как Чернышевский), ни в Бога (как Достоевский и поздний Толстой). Их интерес был сосредоточенна экзистенции, то есть на существовании человека с еговечными заботами, любовью, старостью, смертью, болезнями.Антон Павлович Чехов (1860–1904) занимает особоеместо в истории русской литературы.
С одной стороны, егосправедливо называют последним классиком XIX столетия.С другой стороны, Д. С. Мережковский противопоставилЧехова писателям критического реализма, считая, что он одним из первых порвал связь с традициями русского реалисти25Cм.: Линков В. Я. Ук. изд. – С. 27.21ческого романа, утвердив «благородный лаконизм, пленительную простоту и краткость» прозы26.Значительную часть раннего творчества Чехова составляют юмористические рассказы, подписанные псевдонимом«Антоша Чехонте». Но Чехов не столько смеялся, скольковысмеивал, в частности высмеивал невежество, пошлость,хамелеонство.
Однако и в раннем творчестве Чехова встречаются глубоко трагические по тону и мироощущению рассказы («Ванька», «Тоска»).Важным пластом раннего чеховского творчества являются «рассказы открытия»27. Что такое «рассказы открытия»?Он имеет свои особенности построения. Вот как объясняетособенности этого жанра профессор В. Б. Катаев. «Его герой(«рассказа открытия» – И.Т.), обыкновенный человек, погруженный в будничную жизнь, однажды получает какой-тотолчок – это обычно какой-нибудь пустячный случай, “житейская мелочь”. Затем происходит главное событие рассказа – открытие.
В результате отвергается прежнее – наивное,или шаблонное, или привычное, или беспечное, или устоявшееся – представление о жизни. Жизнь предстаёт в новомсвете, открывается её “естественный” порядок: запутанный,сложный, враждебный»28. Развязка также однотипна во всехслучаях: герой, никогда раньше не задумывавшийся над жизнью, впервые задумывается над её неразрешимыми проблемами.В количественном отношении «рассказы открытия» занимают относительно небольшое место, но знать их необходимо, поскольку без них невозможно понять того Чехова,каким он станет в скором будущем.В творчестве зрелого Чехова преобладают рассказы с романным содержанием: в небольшом по объёму произведении рассказывается о наиболее значимой части жизни героя.Центр тяжести в таком рассказе переносится или на историю душевного очерствения героя («Ионыч») или, наоборот,историю пробуждения его души («Учитель словесности»).26Мережковский Д. С.
О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. – СПб, 1893. – С. 82.27Термин В. Б. Катаева.28Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979. – С.12.22«Скучная история» (1889). В повести говорится о роли«общей идеи» в жизни человека, о «рабском» и «королевском» самоощущении героев.Это произведение сопоставимо со «Смертью Ивана Ильича» Толстого.
Мы видим сходство в сюжете: перед смертьючеловек переоценивает свою жизнь. Но два писателя по-разному решают поставленную ими проблему смысла жизни.Если Толстой считал, что в жизни человека должен быть Бог,и в этом её смысл, то в «Скучной истории» принципиальноиное. Николай Степанович ищет «общую идею», котораяоправдала бы его прежнюю жизнь, способствовала бы егопримирению с неизбежной смертью, помогла бы стать умным наставником запутавшимся в жизни Кате и Лизе.Мы видим несколько этапов раздумий героя. Каждыйэтап наступает у него в борьбе с предыдущим. И такая борьбабудет продолжаться, пока человек живёт.«Дуэль» (1891) полемична по отношению к предшествующему русскому роману. Сюжетная основа повести – конфликт фон Корена с Лаевским, их «безрезультатная» дуэль.Лейтмотивом её являются слова о том, что «никто не знаетнастоящей правды»29.«Чёрный монах» (1894) – самый загадочный, «медицинский» рассказ Чехова.
Автор хотел, по собственномупризнанию,«изобразить манию величия»30. Других комментариев к рассказу он не дал, предоставив это право читателям.В рассказе противопоставлены два восприятия мира:видение прекрасной, разумной жизни и серая, будничнаядействительность, контраст прекрасной мечты, «блистающей радости», которую хочет видеть герой, и обычного, бесцветного существования31.Современник Чехова, В. П. Альбов очень хорошо и точносказал:«Только мечта и идеал даёт цель и смысл жизни, толькоона делает жизнь радостною и счастливою. Пусть это будет29Чехов А. П.
Ук. изд. – Соч. – Т. 7. – С. 453.Там же. – Письма. – Т. 5. – С. 265.31Подобная ситуация описана в рассказе Г. Уэллса «Дверь в стене». Герою постоянно приходится выбирать между той тяготящей его карьернойи внешне блестящей жизнью, которой он живёт, и видением другой, прекрасной жизни, к которой он постоянно, но безуспешно стремится.3023какая угодно мечта, хотя бы бред сумасшедшего, всё-такиона лучше, чем гнетущая душу действительность»32.Это было сказано совсем по другому поводу, но это оченьприменимо именно к смыслу рассказа «Чёрный монах».«Ионыч» (1898) – рассказ о духовной деградации главного героя, об отрицательном влиянии обывательской среды нахарактер человека, переставшего воспринимать прекрасноеи превратившегося в такого же бездуховного, жадного накопителя, как и те, которые его окружают.
Деградация главногогероя показана на фоне истории его несостоявшейся любви.Пьесы Чехова не менее значимы, чем его проза. Чеховдраматург выступил новатором, но его новаторство не былосразу понято и принято современниками. Лев Толстой, высоко ценивший прозу Чехова, резко отрицательно высказывался о его драматургии.Пьесы Чехова ругали за несценичность, отсутствие действия, недостаточную мотивированность поступков персонажей.В этом смысле очень характерен провал «Чайки» в Александринском театре Петербурга в 1896 году. РежиссёрЕ. П. Карпов, не сумев понять новаторства Чехова-драматурга, в итоге изуродовал пьесу, обломал «Чайке» крылья.
Актёры также испытывали большие затруднения при работе снепривычным для них драматическим материалом.Через два года (в 1898 г.) В. И. Немирович-Данченко,только что создавший вместе с К. С. Станиславским новыйдраматический театр33, уговорил Чехова разрешить новуюпостановку «Чайки». После долгих колебаний (второй раз32Альбов В. П. Два момента в развитии творчества Чехова //А. П. Чехов:pro et contra / Сост., предисл., общая редакция И. Н. Сухих; послесл., примеч.А. Д. Степанова. – СПб, 2002. – С. 389.33Первоначально он назывался Художественно-общедоступный театр.С 1901 г.– Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 г.