Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века

И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века, страница 6

PDF-файл И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века, страница 6 История русской литературы (37902): Книга - 4 семестрИ.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века: История русской литературы - PDF, страница 6 (37902) - СтудИзба2019-05-09СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история русской литературы" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

У классика американской литературы – Джека Лондона – тоже есть произведение с подобным мотивом – роман «Межзвёздный скиталец».Критики по-разному высказывались о творчестве Гаршина. Но без знания биографии и творчества этого писателя невозможно представить русскую литературу 1880-х годов, ибоГаршин – типичная фигура этого времени, наиболее яркийего выразитель в прозе.Владимир Галактионович Короленко (1853–1921) –эталон писателя-гражданина, образец честности, порядочности, высокого и самоотверженного служения людям, «идеальный образ русского писателя»42.Его творчество – своеобразная летопись целой эпохи русской жизни, и в этом смысле оно близко к творчеству И. С. Тургенева, который также стремился показать жизнь России в42Горький М.

Собр. соч. в 30 т. Ук. изд. – Т. 15. – С. 31.29течение длительного периода времени. Повести, рассказы иочерки Короленко глубоко реалистически изображают русскую деревню в период быстрого развития капитализма вРоссии на рубеже двух веков и раскрывают многие сторонынародной жизни, представляя очень своеобразные и цельные характеры из народной среды, прежде мало отмеченныев литературе.Поиски человека в человеке и тема будней жизни – основные в творчестве писателя. «Детские» рассказы Короленко(«В дурном обществе», «Слепой музыкант») – это произведения с совсем не детской проблематикой. «Без языка» – произведение о судьбах русских людей в Америке.Поэзия второй половины XIX века характеризуется развитием двух направлений.

С одной стороны, это революционно-демократическая поэзия, где главное место занимает гражданская лирика Николая Алексеевича Некрасова(1821–1877), которая в своё время была очень популярна вопределённых кругах. Её даже ставили выше поэзии Пушкина и Лермонтова, потому что для своего времени она быланужнее, актуальнее. Она больше соответствовала бурнойэпохе 60-х годов. У Некрасова были последователи – позднееих стали называть поэтами некрасовской школы: Д. Д. Минаев, В. С. Курочкин, И. С. Никитин.Крупнейшим и талантливейшим представителем некрасовской школы был Иван Саввич Никитин (1824–1861).Молодой Никитин учился у А.  С.  Пушкина, А.  В.  Кольцова,М.  Ю.  Лермонтова.

Обращение к Некрасову является конечным на этом пути. Только в середине 1850-х гг. Никитин обращается к стихам Некрасова десятилетней давности и представляет свои разработки некрасовских тем.Имя Некрасова так же неразрывно связано с революционным движением 1860–1870-х гг., как имена Чернышевского и Добролюбова. Его творчество было ярким поэтическимвыражением идеологии крестьянской демократии. Огромную роль он также сыграл как журналист, редактор «Современника» и «Отечественных записок», сумевший объединить в них лучшие силы демократического лагеря, привлёкк сотрудничеству Л.  Н.  Толстого (в 1852 году в «Современ30нике» была опубликована его первая повесть – «Детство»),И. С. Тургенева.Крестьянская тема – основная в творчестве Некрасова.Однако хотя поэт всю жизнь писал о народе и для народа, затрагивал актуальные проблемы своего времени (например,проблему крепостного права), его стихи не доходили до тёмных народных масс. В этом заключалась его глубокая внутренняя драма.

Он это понимал:Я дворянскому нашему родуБлеска лирой моей не стяжал;Я настолько же чуждым народуУмираю, как жить начинал.(«Скоро стану добычею тленья», 1876).Об этом же говорится в «Элегии» (1874):Я лиру посвятил народу своему.Быть может, я умру неведомый ему,Но я ему служил – и сердцем я спокоен…Пускай наносит вред врагу не каждый воин,Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…Взгляды Некрасова на роль художника и на значениеискусства наиболее чётко выражены в его стихотворении«Поэт и гражданин» (1856).

Но и оно исполнено трагизма.Невозможно свести его к «школьной» формуле: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Вначале герои предстают как антиподы. Но затем каждый исповедуется другому, и обнажается жизненная драма и Гражданина, иПоэта. Венчает стихотворение образ музы в терновом венке,её красота названа «угрюмой». Муза страдает, как страдает иПоэт, которого она покинула.Некрасов – создатель психологического анализа сложныхпереживаний в поэзии («Панаевский цикл» и др.), подобнотому, как Лермонтов – создатель психологического анализасложных переживаний в прозе («Герой нашего времени»).В этом заключается своеобразие любовной лирики Некрасова. Любовь и повседневная жизнь людей, любовь как мораль31ная поддержка в трудной житейской борьбе – очень характерные мотивы лирики Некрасова.Некрасов был новатором и в области поэтического языка.Он приблизил его к прозе (как и Пушкин, он продолжал линию синтеза народно-разговорного языка с его выразительностью и книжного с его изяществом).

Часто он даёт словочеловеку из народа – крестьянину или простому жителюгорода. Объединяя несколько стихотворений в циклы («Наулице», «О погоде», «Песни»), Некрасов предвосхитил художественные искания поэтов начала ХХ века (прежде всегоВ. Я. Брюсова, А. А. Блока).Гражданской поэзии некрасовской школы противостоялипоэты «чистого искусства» – А. А. Фет, А. К. Толстой, Я. П. Полонский, А. Н. Майков.

Они следовали принципу самоценности искусства. В их творчестве преобладали идеи «искусствадля искусства», отрицательное отношение к идеям революционной демо­кратии, симпатии к помещичьей усадьбе,любование природой и без­мятежным бытом, освящённымвеками, воспевание красоты и любви. Они не затрагивалиобщественно-политических проблем, сто­явших в центревнимания писателей социального реализма и некрасовскойгражданской поэзии.В их творчестве выступают на первый план так называемые «вечные», «космические» темы: природы, любви, философские раздумья о смысле жизни, иногда – житейскиеколлизии и случаи.

Эти темы и мотивы ничуть не менеезначимы, чем гражданская поэзия Некрасова и его последователей, поскольку они близки к важнейшим прозаическимпроизведениям корифеев русской литературы ХIХ века – романам И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, с ихтонким психологизмом, показом жизни человека и человеческой души во всех её едва уловимых проявлениях.В 1860-е годы, когда на первый план выдвигались социальные вопросы, позиция поэтов «чистого искусства» воспринималась современниками как реакционная. Такие идеив 1860-е годы были несвоевременны. Их поэзия подвергалась критике. Об этом хорошо сказал Достоевский («Г-н – бови вопрос об искусстве»).32Самым крупным поэтом «чистого искусства» был Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892).

Полные намёков, догадок и умолчаний, его стихи предназначались не для того,чтобы посвя­щать читателя в дела бренного мира, а чтобыпередать ему «лету­чее» настроение поэта. Утверждая, чтоистинная поэзия доступна только избранным, считая неудачным всякое произведение, имеющее какую-либо тенденцию, Фет полемизировал с Некрасовым, которого называл«псевдопоэтом» («Псевдопоэту»).

Он противопоставлял некрасовской музе «мести и печали» свою «нетленную богинюпоэзии» «в венце из роз».Фет прославлял любовь. Иногда в его лю­бовной лирикезвучат грусть и скорбь, которые, по его мнению, неразлучныс любовью.Не менее важно для него изображение природы, и его лири­ческие пейзажи относятся к лучшим образцам русской поэзии.Правдиво и конкретно описывая природу, Фет, в отличие отпоэтов-демократов, у которых природа тесно связана с трудомчеловека, делает её средством выражения различных чувств.Он находил запоминающиеся краски, замечательный музыкальный и певучий стих для её описания.

Эмоцио­нальностьпоэзии Фета, новые средства изображения душевного мира,вдохновен­ные описания природы, ритмика и музыкальность,отмеченная ком­позиторами, обогатили русскую литературу.Особое место в поэзии занимает Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873), которого нельзя в полной мере отнести кпоэтам «чистого искусства». Его литературное наследие невелико по объёму, но не менее значимо, чем поэзия Фета.Тютчев был поэтом-философом. Центр его фи­лософиисоставляет отношение поэта к природе, его понимание мираи человека.

Своё знаменитое, мож­но даже сказать, программное стихотворение он начинает с полемиче­ского обращения:Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык. (1836)33Как писал В. Соловьёв, «по убеждению Тютчева, выс­шуюистину о природе открывает нам поэзия, а не наука, котораяизучает свой предмет по частям и ничего не может сказать оцелом»43.«Современные люди воспринимают природу в основномв ас­пекте её использования для обеспечения материальногосущество­вания, – считает профессор В. Я. Линков, – тогда какона сообщает («в ней есть язык») нам нечто важное для осознания жизни, нас самих.

Не слыша её голоса, не понимая еёязыка, мы живём неполноценной, ущербной жизнью»44.Как и у других поэтов, природа у Тютчева действует начеловека возвышающе, но при этом она постоянно вызываетмысль о разладе че­ловека с миром, и этот разлад стано­витсяисточником страданий.Через всё творчество поэта постоянно проходят основныетемы, настойчиво повторяются центральные для его лирикиобразы, из стихотворения в стихотворение переходят излюбленные выражения, превращаясь в своего рода поэтическиеформулы («дальний гул», «пенье волн», «всемирное молчанье», «безлюдный край» и многие другие).Среди стихотворений Тютчева есть и политические стихотворения («14-е декабря 1825», эпиграмма на Николая  I«Не богу ты служил и не России»).Тютчеву повезло: у него были прекрасные критики, тонко чувствовавшие его стихи.

Повезло ему и в другом: его поэзию высоко ценил В. И. Ленин, поэтому в советскую эпоху егостихи не только не были преданы забвенью, но и многократно издавались и стали предметом серьёзных исследований.Поэзия чеховской поры.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее