И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история русской литературы" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
собр. соч. В 30 т. – М.; Л., 1972-1990. – Т. 28. –Кн. 2. – С. 136.13второй половины XIX в. и в последующее время. М. Горькийписал: «<…> Лев Толстой был самым сложным человеком среди всех крупнейших людей XIX столетия»13.Повесть «Детство» (1852) – часть автобиографическойтрилогии Толстого, первое его произведение, получившеевысокую оценку читателей и критики, поставившее её автора в ряд выдающихся писателей того и последующего времени.
По жанру это типичный роман воспитания. Уже в первомпроизведении проявилось новаторство Толстого-художника, в частности его интерес к «диалектике души» (терминН. Г. Чернышевского).Роман-эпопея «Война и мир» (1863–1869) – вершинноесоздание Льва Толстого. Он задумывал написать роман о вернувшемся из ссылки декабристе, но в ходе работы изменилсвой первоначальный замысел.«Мысль народная» – основная в «Войне и мире». Раскрыть«характер русского народа и войска» – одна из главных художественных задач романа-эпопеи.
Исследовать характер целого народа – характер, с одинаковой силой проявляющийсяи в мирной, повседневной жизни, и в этапных историческихсобытиях, во время военных неудач и поражений и в моментынаивысшей славы, – такова важнейшая художественная задача «Войны и мира».Раскрывая «мысль народную», автор создаёт образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, показывает народ навойне чуждой и не чуждой его интересам (Аустерлиц и Бородино).
Очень характерен для Толстого интерес к рядовым,незаметным людям – солдатам, крестьянам, из которых ярковыделяются и высвечиваются отдельные личности (Тушин,Тимохин и др.).С «мыслью народной» связаны проблемы войны и мирав романе-эпопее, показана философия истории, как её понимал Толстой.Во всех исторических сочинениях (русских и французских), которые читал Толстой, Наполеону противопоставлялся Александр I.
Но в романе-эпопее императорАлександр не противопоставлен Наполеону, а сопоставленс ним (подобно тому, как в последней толстовской повести13Горький М. Собр. соч.: в 30 т. – М.: ГИХЛ, 1949–55. – Т. 14. – С. 307.14«Хаджи Мурат» сопоставлены Николай I и Шамиль как дваполюса деспотизма: европейского и азиатского). Толстойотказывает Александру в праве быть вершителем исторических событий, «освободителем Европы», как именовалиего верноподданные историографы.Как полный антипод Наполеона изображён Кутузов. Недва императора, а два полководца – Наполеон и Кутузов –противостоят друг другу.Множество образов «Войны и мира» – Ростовы, Болконские, Курагины и др.
– группируются по семейно-родственным признакам. Не случайно критик, современник Толстого Н. Н. Страхов назвал «Войну и мир» семейной хроникой.«Мысль семейная» – не главная в «Войне и мире», но играющая далеко не последнюю роль. Женские образы очень важны для раскрытия авторского замысла.«Анна Каренина» (1873–1879) – роман-трагедия. Главнаямысль здесь – «мысль семейная»14. Необходимость показывать именно семейную жизнь своих персонажей Толстой отмечал неоднократно. Например, как вспоминает сын писателя Сергей Львович, он говорил об английских беллетристах:«Эти романисты кончают роман тем, что он и она женятся.Но роман надо писать не столько о том, что произошло до ихженитьбы, сколько о том, что произошло после женитьбы»15.В дневниковой записи Л. Н. Толстого от 30 августа 1894 г.сказано:«Романы кончаются тем, что герой и героиня женились.Надо начинать с этого <…>. А то описывать жизнь людей так,чтобы обрывать описание на женитьбе, это всё равно, что,описывая путешествие человека, оборвать описание на томместе, где путешествен[ник] попал к разбойникам»16.В романе изображены четыре брака: Анны и Каренина,Анны и Вронского, Левина и Кити, Стивы и Долли; мимохо-14Толстая С. А.
Дневники. В 2 т. – Т. I. 1862-1900 гг. / сост. и коммент.Н. И. Азаровой и др. Вступ. статья С. А. Розановой. – М.: Худ. лит.,1978. –С. 502. (Запись от 3 марта 1877 г.).15Толстой С. Л. Об отражении жизни в «Анне Карениной»: Из воспоминаний // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.: Изд-воАН СССР, 1939. – Кн. II. – С.
567. – (Лит. наследство; Т. 37/38).16Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. В 90 т: Юб. изд. – М., 1928-1958. – Т. 52. –С. 136.15дом упомянуто об Иване Парменове и его молодой жене, осоюзе Николая Левина и Марии Николаевны.Образ главной героини сложен. Анна – человек трагической вины, то есть человек хороший, но совершивший ошибку, за которой неизбежно следует возмездие, наказание.В качестве эпиграфа Толстой взял слова из Библии: «Мнеотмщение, и аз воздам», что во многом помогает понятьсмысл романа и отношение автора к героине. Люди, которыеокружают Анну, не могут судить её, но её может осудить Бог,ибо, по мнению Толстого, есть непреложные законы не только в мире физическом, вроде закона тяготения, но и в миренравственном. Анна преступила божеский и человеческийзаконы и была наказана за это безысходными душевнымимуками и гибелью под колесами поезда.«Мысль семейная» – важнейшая, но не единственная идеяромана, где представлена широкая панорама русской жизнипореформенной России, когда, по словам Константина Левина, «всё переворотилось и только что укладывается»17.В 1878–1885 гг.
в мировоззрении Льва Толстого произошёл перелом: с дворянских позиций писатель переходит напозиции патриархального крестьянства. Об этом говорится втрактате «Исповедь» (1879–1881). Меняются его взгляды налитературу.В 1886 г. Толстой пишет повесть «Смерть Ивана Ильича». Тема жизни и смерти, смысла жизни – главная в повести.Описание смерти судьи Ивана Ильича Головина, составляющее сюжетную основу повести, Толстой определил как описание «простой смерти простого человека»18.О главном событии, в нарушение хронологии, сообщаетсясразу, а потом следует рассказ, как всё происходило.
Такая композиция будет использована и в романе «Воскресение», гдесначала судят Катюшу Маслову, а позднее становится известно, что же привело её в зал суда. Этот приём усиливает драматизм сюжета: всё повествование освещено знанием конца.17Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. В 90 т: Юб.
изд. – М., 1928-1958. – Т. 18. –С. 346.18Там же. – Т. 63. – С. 282.16Герой повести Иван Ильич – обыкновенный, заурядныйчеловек, каких много. Его жизнь Толстой называет её «самойпростой и обыкновенной» и потому «самой ужасной»19.«Смерть Ивана Ильича» – повесть одновременно и социальная, и психологическая, и философская.«Воскресение» (1899) – последнее крупное произведениеЛьва Толстого.
Сюжет был дан писателю известным юристоми общественным деятелем А. Ф. Кони в июне 1887 г. (в одномиз первоначальных вариантов роман имел заглавие «Коневская повесть»).«Воскресение» отличается от предыдущих романов Толстого откровенной публицистичностью и написано в реалистической манере, присущей позднему периоду творчестваТолстого. В романе представлена широкая панорама российской жизни конца XIX в. Одной из главных задач автора является обличение привилегированных классов общества.Однако главный смысл романа, как следует из его названия, – изображение духовного воскресения двух главных героев – Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова.Александр Николаевич Островский (1823–1886) – создатель репертуара русского театра, театральный писатель.Его пьесы – «пьесы жизни» (Н.
А. Добролюбов).Основные этапы развития драматургии Островского:«Свои люди – сочтёмся» (1849) – первая пьеса, принесшаяизвестность автору; «Гроза» (1859) и «Бесприданница»(1879) – две вершины творчества Островского.Пьеса «Гроза» вызвала разные, подчас полярные критические оценки, наиболее значимыми из которых былистатьи Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»(1860) и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864). Писарев категорически не соглашался с точкой зрения своегопредшественника, более того: «Мотивы русской драмы» полемически направлены против статьи Добролюбова.Интересны пьесы Островского о театре и актёрах («Лес»,«Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «КомикXVII столетия»).19Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.
В 90 т: Юб. изд. – М., 1928-1958. – Т. 26. –С. 68.17Драматургия Островского очень разнообразна и самобытна.«У Островского, – справедливо заметил В. Я. Лакшин, –были пьесы, написанные на готовую мысль, пьесы с заранее внятным результатом, поучением. Таковы «Бедность непорок», «Пучина» или «Трудовой хлеб». Но были и пьесыискания, пьесы с внутренней неразрешённой проблемой.
Непьесы-ответы, а пьесы-вопросы: художник и для себя хочетразрешить вставшую перед ним загадку характера, положения или судьбы. И это как раз самые яркие его взлёты, самыекрупные вершины: в полдень жизни – «Гроза», ближе к закату – «Бесприданница»20.Некоторые исследователи театра называют театр Гоголятеатром комических характеров и осмеяния пороков, а театрОстровского – театром бытовой речи. Всякое определение односторонне.
И нельзя театр Островского сводить к бытовой речи. Но верно то, что бытовая речь в его пьесах играетбольшую роль.1880-е годы – одна из самых мрачных страниц российскойистории, время глубочайшей общественно-политическойреакции, начавшейся после убийства народовольцами царяАлександра II 1 марта 1881 года. Интеллигенция оказалась в идейном тупике. На вопрос «что делать?» ответа небыло.В 80-е годы были закрыты революционно-демократические журналы «Отечественные записки» и «Дело». Вместоних наиболее влиятельными стали газета «Неделя» и умеренно-либеральный журнал «Вестник Европы», позднее –журнал позднего народничества «Русское богатство», гдеглавными фигурами были Николай Константинович Михайловский и Владимир Галактионович Короленко. С 1880 годав Москве стал ежемесячно выходить литературно-политический журнал «Русская мысль», придерживавшийся умеренноконституционных взглядов – один из самых распространённых в то время в России.
Однако в 80-е годы больше задавали тон развлекательно-обывательские журнальчики типа20Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. – 2-е изд., испр. идоп. – М., 1982. – С. 477.18«Стрекозы», «Будильника» и др. В таких журналах начиналпечататься молодой А. П. Чехов.Однако и в этой эпохе были положительные моменты.В 80-е годы продолжали с неослабной энергией работать такиегиганты русской науки, как К. А. Тимирязев и Д. И. Менделеев.Уже обдумывал и писал свои лекции русский физиолог И. П. Павлов, творил Н. А. Римский-Корсаков, до ноября 1893 г.
– Чайковский. На 80-е годы пришёлся расцвет творчества Репина, в этиже годы были созданы лучшие картины В. И. Сурикова.Развитие литературы конца XIX века имело свои особенности.1. Дальнейшее развитие реализма. Продолжали писатькорифеи этого направления (Л. Н. Толстой, М. Е. СалтыковЩедрин). Появились новые имена (А. П. Чехов, В. Г. Короленко, М. Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, В. В. Вересаев,А. И. Куприн и др.).2. Появление новых тем в литературе, например, обличение капитализма (Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. Д. Боборыкин, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин).3. Зарождение и развитие новых литературныхформ. В частности Вс. М. Гаршин, признавая себя ученикоми продолжателем Тургенева, Толстого и Достоевского, всё жене стремился абсолютно следовать по их пути: «Я ни в коемслучае не хочу дожёвывать жвачку последних пятидесяти –сорока лет, и пусть лучше разобью себе лоб в попытках создать что-нибудь новое, чем идти в хвосте»21.То же самое ощущал и Чехов, понимая, что молодые писатели должны проложить новые пути в искусстве: «Всё мноюнаписанное забудется через 5–10 лет; но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственнаязаслуга»22, – утверждал он в 1888 году.4. Преобладание малых жанров, и прежде всего рассказа.