И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "И.В. Толоконникова - Русская литература второй половины XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история русской литературы" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Новый перевод устранил недостатки предыдущего и положил начало широкому распространению «Манифеста» в России.7Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883)стало своеобразной художественной летописью, запечатлевшей жизнь России в течение длительного периода времени,начиная со студенческих кружков Московского университета1830-х годов и кончая движением революционеров-народников в 1870-е годы. Произведения Тургенева всегда были теснейшим образом связаны с современностью, с насущнымивопросами российской действительности.Художественные особенности повестей и романов Тургенева:1. В них, как правило, указано место и точная дата началадействия (например, роман «Отцы и дети» начинается 20 мая1859 года).2. Герой – человек с высокоразвитым интеллектом.3. Герои тургеневских повестей не могут преодолеть противоречия между стремлением к счастью, заложенным вчеловеке самой природой, и невозможностью его осуществления. Им хотелось бы остановить прекрасное мгновение,сделать его вечным, но это невозможно.
Так возникает противоречие между вечным и конечным, духовным и материальным. Итог всегда трагичен, что бы человек ни выбрал(счастье или долг). Даже если кажется, что счастье достигнуто (как в повести в стихах «Параша»), то оно оказываетсяпошлостью, обманом. И поиски счастья для тургеневских героев часто оказываются погоней за призраком.4.
Тургеневский герой – не творец собственного счастья,не устроитель своей судьбы. Правда, он не сразу понимаетэто. Человек должен пройти длинную цепь поисков, паденийи разочарований, чтобы понять, что оно недостижимо, поэтому нужно отказаться от него ради того, что считается нравственным или гражданским долгом.
Только на этом путиможно найти хотя бы удовлетворение, пусть даже и горькое,от сознания выполненного долга и завершённого труда.Особенно ясно мысли о невозможности соединения счастья и долга выражены в повести «Фауст» (1856).«У счастья нет завтрашнего дня»5, а любовь – не подвластная человеку стихия. Этому посвящена повесть «Ася» (1858).5Тургенев И. С. Ук. изд. – Т. 6. – С.
269.8Ведущим жанром в творчестве Тургенева был роман. Первые два его романа – «Рудин» (1856) и «Дворянское гнездо» (1858) – посвящены так называемым «лишним людям».Кстати говоря, словосочетание «лишний человек» вошло вовсеобщее употребление после опубликования тургеневскойповести «Дневник лишнего человека» (1850), хотя такой типгероя сложился раньше.В 1862 г.
был написан роман «Отцы и дети», с которым врусскую литературу и русское общественное сознание вошлопонятие «нигилист».«Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружёнэтот принцип»6, – так объясняет значение этого слова Аркадий.Роман вызвал оживлённую полемику. Автора неоднократно обвиняли в том, что он, создав образ Базарова, нарисовалкарикатуру на молодое поколение. Тургенев был решительно не согласен с таким обвинением.«Базаров – это моё любимое детище, –писал он.
– <…> Базаров – этот умница, этот герой – карикатура?.. Мне навязывают желание уязвить молодёжь карикатурой. Я давно уже спрезрением отношусь к этой клевете»7.И в другом месте:«Личные мои наклонности тут ничего не значат; но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им,что, за исключением воззрений Базарова на художества, яразделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я настороне “отцов”»8.Однако это не совсем так.
Тургенев двойственно относился и к «отцам», и к «детям», его до конца не устраивали ните, ни другие. И всё же автор исходил из того, что «точно исильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями»9.6Тургенев И. С. Ук. изд. – Т.
3. – С. 186.Тургенев И. С. Ук. изд. – Т. 3. – С. 462.8Тургенев И. С. Ук. изд. – Т. 3. – С. 349.9Там же.79Если говорить о «собственных симпатиях» Тургенева, томаксимально приближенный к автору образ, во многом автобиографический – это Николай Петрович. Сам Тургенев признавал:«Н.П.
– это я, Огарёв и тысячи других»10.В 1867 г. Тургенев пишет роман «Дым». Произведениебыло тесно связано с насущными вопросами русской жизнипореформенного периода. У многих изображённых в «Дыме»персонажей были прототипы – реальные люди, которые угадывались современниками. В романе показаны два кружка:1) кружок Губарёва, представляющий собой пародию наосвободительное движение в России;2) кружок реакционных генералов во главе с Ратмировым.Автор весьма скептически оценивал деятельность обоих,не пожалев для них сатирических красок.«Дым» встретил единодушное осуждение критики.
«Меняругают все, – писал Тургенев, – и красные, и белые, и сверху, иснизу, и сбоку»11. Отрицательно отнеслись к роману И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.Романы Тургенева носят в определённом смысле исторический характер. В отличие от собственно исторических романов, это не произведения о прошлом.
В них нет прямогоизображения исторических событий и лиц, но эти событияи лица являются общим фоном, на котором происходит действие. Тургенев также не выводит известных реальных исторических деятелей, таких как Чернышевский, Добролюбов,Огарёв и др., но показывает людей их склада, их психологии,рядовых деятелей движения, а не вождей. Поэтому современность или же совсем недавнее прошлое для Тургенева– тожев определённом смысле история.Николай ГавриловичЧернышевский (1828–1889) – наиболее яркий представитель социального реализма.В области эстетики Чернышевский выступил прямымпродолжателем В. Г. Белинского. Но при этом он существеннообогатил материалистическую эстетику согласно требова1011Тургенев И. С. Ук. изд.
– Т. 3. – С. 340.Тургенев И. С. Ук. изд. – Т. 3. – С. 384.10ниям, которые диктовались конкретными условиями литературно-общественной ситуации 1850-х – 60-х годов. Крометого, многие важные проблемы эстетики были решены Чернышевским в конкретном применении к явлениям русскойлитературы.Ocновными теоретическими работами Чернышевского вэтой области являются его магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855),а также статьи «Критический взгляд на современные эстетические понятия», «Возвышенное и комическое», «О поэзии. Сочинения Аристотеля», «Лессинг.
Его жизнь, время идеятельность» и др.«Что делать?» (1863) – это, с одной стороны, продолжение традиции интеллектуального романа А. И. Герцена «Ктовиноват?». С другой стороны, «Что делать?» – это полемический ответ Чернышевского на роман «Отцы и дети» (1862),отклик на тургеневскую трактовку образа «нового человека», спор с Тургеневым.Чернышевский представил в романе теорию «разумногоэгоизма». Не менее интересными для своего времени быливыведенные им «новые люди» и «особенный человек» Рахметов. В романе герои пространно излагают свои идеи.
Значительное место занимают беседы автора с читателем.Своеобразна композиция произведения: повествованиеначинается с вырванной из середины сцены-кульминации.Это создаёт таинственность, загадочность, сразу заинтриговывает читателя. Хотя Чернышевский нетерпимо относилсяк произведениям, построенным на внешних эффектах и далёких от насущных задач современности, в данном случаеэто было необходимо: именно так легче было провести роман через цензуру.Роман вызвал разные, зачастую противоположные критические отзывы, но никого не оставил равнодушным.Романы «Отцы и дети» и «Что делать?» вызвали к жизнитак называемые антинигилистические произведения, авторы которые поставили себе целью дискредитировать нигилизм. К этой группе относятся следующие авторы и произведения:11И. А. Гончаров («Обрыв», 1869);В. П. Клюшников («Марево», 1864);Н. С. Лесков («Некуда», 1864 и «На ножах», 1870–1871);А. Ф. Писемский («Взбаламученное море»,1863 и «В водовороте», 1870–1871);В. В. Крестовский (дилогия «Кровавый пуф», 1869–1874,состоящая из произведений «Панургово стадо» и «Две силы») и др.Антинигилистический роман – это условное названиераспространённых в России в период 1860–1870-х годов общественно-политических романов, в которых негативноизображались так называемые «нигилисты» – идеологи ипрактики «отрицательного направления», разночинные интеллигенты, жаждущие радикально изменить русское жизнеустройство, общественный быт и нравственные устои (семью, брак).Антинигилистический роман имеет свои определённыежанрово-тематические признаки: памфлетность или карикатурность изображения «новых людей», символические заглавия, острополемическую ориентацию, нередко пародийную,главным образом направленную на романы «Отцы и дети»И. С. Тургенева и «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.Однако этот «крестовый поход» против нигилизма не принёс признания ни одному из вышеперечисленных писателейвследствие полемической заданности, а в ряде случаев и личной предубеждённости, выразившихся в их произведениях.Фёдор МихайловичДостоевский (1821–1881) – один изнаиболее загадочных писателей в русской и в мировой литературе.
Его творческий путь сложен. Ранний Достоевский (докаторги) – типичный представитель социального реализма.Начало его литературной деятельности – повесть «Бедныелюди», вошедшая в состав «Петербургского сборника», изданного Некрасовым в январе 1846 г.Зрелый Достоевский (после каторги) – писатель философско-религиозного реализма.«Записки из подполья» (1864) – полемический «ответ»Достоевского на роман Чернышевского «Что делать?» и наидеи социализма.
Своеобразие безымянного «подпольного»12героя «Записок» заключается в том, что он противопоставлен не только «новым людям» Чернышевского, но и традиционному представлению русских писателей и читателей о«герое». Подпольный герой – это совсем не «совершенстваобразец» (А. С. Пушкин), а скорее антигерой. Позиции автораи героя далеко не всегда совпадают.«Записках из подполья» занимают важное место в творчестве Достоевского, являясь прологом к его будущим романам.«Преступление и наказание» (1866) – самое известноепроизведение Достоевского, «психологический отчёт одногопреступления»12.
Главное внимание в романе уделено разоблачению антигуманной теории Раскольникова. Местом действия является Петербург, который показан как город контрастов. Автора прежде всего волнует жизнь «униженныхи оскорблённых», которая широко представлена в романе.Вместе с тем – и это так же важно – «Преступление и наказание» с полным правом можно назвать философским произведением, а кроме того, принципиально новым шагом в изображении «маленького человека».«Братья Карамазовы» (1880) – синтез всего творчестваписателя, вобравший в себя опыт всей его предшествующейжизни.
Ключевую роль играет эпиграф, помогающий понятьсмысл романа. Проблема свободы – основная в произведении, поэтому автор вполне закономерно противопоставляетХриста и инквизитора («Поэма о великом инквизиторе»). Роман наполнен христианскими мотивами и образами.Не менее важна нравственная проблематика романа. Неслучайно местом действия избран небольшой уездный городок Скотопригоньевск. Достоевский ведёт читателя изПетербурга в провинцию с тем, чтобы показать, что болезненные социально-психологические процессы 1860-х – 70-хгодов, изображённые им в предыдущих романах, происходятне только в Петербурге – они охватили всю Россию.Лев Николаевич Толстой (1828–1910) сыграл исключительную, ни с кем не сравнимую роль в русской литературе12Достоевский Ф. М. Полн.