Диссертация (Статус и функции епископа в вестготской Испании первой трети VII в. по данным сочинений Исидора Севильского), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус и функции епископа в вестготской Испании первой трети VII в. по данным сочинений Исидора Севильского". PDF-файл из архива "Статус и функции епископа в вестготской Испании первой трети VII в. по данным сочинений Исидора Севильского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Turnholti, 1998. P. XIV–XIX; Idem. Les Sentences d´Isidore de Séville et le IVeConcile de Tolède // Los visigodos. Madrid, 1986. Р. 373–386.23Сохранилось около 100 рукописей разной степени полноты, см.: Sententiarum libri III //MIRABILE. Archivo digitale della cultura medievale, http://www.mirabileweb.it/title/sententiarumlibri-iii-title/3260 (27.06.18).24Madoz J. Op. cit. P. 43.25Sententia // Pauly-Wissowa RE. Bd. XX, 4. Stuttgart, 1923. Sp. 1496–1507.2011Впоследствии такие мнения, оказывавшие все большее влияние на практику, сталисобирать в сборники, представлявшие собой своеобразные руководства дляюристов26. Наиболее известным примером такого рода служат «Сентенции»(Sententiarum ad filium libri V), приписываемые Юлию Павлу (рубеж II–III вв.),содержание которых скомпилировано в конце III в.
на основе разных сочиненийэтого и других авторов27. При Константине Великом они приобрели нормативнуюсилу, что было подтверждено так называемым законом о цитировании 426 г.28Существует также собственно литературная и риторическая традиция, ккоторой благодаря своей краткости и емкости формулировок относятся и«Сентенции» Павла. Хотя точно определить понятие sententia затруднительно29,можносказать,чтоэтообразноебезличноеизречение,выражающееобщеизвестную нравственную истину применительно к какому-либо аспектужизни и не ограниченное каким-либо конкретным случаем30.
Сентенция состоит изодного, простого или сложного, предложения31, но в тексте может встречатьсянесколько максим подряд32. Она часто может быть украшена параллелизмом,антитезой, парадоксом, анафорой и проч.33 Они считались средством аргументацииПокровский И. А. История римского права. СПб.: Летний сад, 1998. С. 197–199; Бартошек М.Римское право: понятия, термины, определения.
М.: Юрид. лит., 1989. С. 291.27Berger. P. 700–701; Restauration und Erneuerung. Die lateinische Literatur von 284 bis 374 n.Chr.[Handbuch der lateinischen Literatur der Antike Bd. 5] / hrsg. v. R. Herzog. München: C.H. Beck. S.65–67.28Дождев Д. В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 1996. С. 65. «Сентенции» Павлабыли известны Исидору, см.: Марей Е. С.
Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильскийи его представление о праве и правосудии. М., 2014. С. 71.29Kos M. S. Sententia in the Agricola of Tacitus // Živa antika. 1990. №40. P. 89.30Lausberg H. Handbook of Literary Rhetoric: A Foundation for Literary Study / trans.
by M.T. Bliss,A. Jansen, D. E. Orton. Leiden–Boston–Köln: Brill, 1998. P. 388–389; Clarke M. L. Rhetoric at Rome:A Historical Survey / 3rd ed., rev. and with a new introduction by D.H. Berry. London and New York:Routledge. 1996. P. 95; Bonner S. F. Roman declamation in the late Republic and early Empire.Liverpool: University Press of Liverpool, 1949. P. 54.31Lausberg H. Op. cit. P. 390; Fairweather J.
Seneca the Elder. Cambridge: Cambridge UniversityPress, 1981. P. 31.32Holloway P.A. Paul's Pointed Prose: The "Sententia" in Roman Rhetoric and Paul // NovumTestamentum. 1998. Vol. 40:1. P. 45.33Гаспаров М. Л. Сентенция // Краткая литературная энциклопедия. В 9 тт. М.: Советскаяэнциклопедия, 1962–1978. Т. 9. Ст. 691; Bonner S. F. Op. cit. P. 166.2612или простым украшением речи34.
Эти афористические высказывания представляютсобой обобщение описанной ситуации35, и многие авторы, особенно историки,давая оценку событию или людям и даже объясняя исторический процесс,выражали свое мнение именно в такой форме36.При этом сентенции всегда говорят об этико-социальной сфере, подвергаясуществующие в ней явления категоризации. В итоге сентенции, по сути, являютсяпредписаниями правильного общественного поведения37, сопоставимыми посвоему авторитету с судебными постановлениями или законами38.
Неслучайно ихв обилии можно встретить, например, в «Нравственных письмах» Сенеки или рядепосланий апостола Павла39. Более того, сентенции, выражая принятое мнение,служат установлению общности с аудиторией и ее организации40. В ихиспользовании ораторы и драматурги нередко ориентировались на широкуюпублику41. К тому же начиная с эпохи принципата само использование в речисентенций становится важным признаком urbanitas42, обладание которой относилочеловека к определенной социальной группе43.
В это время сентенции, важныйэлемент римской риторической техники, стали одной из характерных чертLausberg H. Op. cit. P. 388; Holloway P. A. Op. cit. P. 34. О разных трактовках понятия sententiaв античных риториках см.: Holloway P.A. Op. cit. P. 34–39; Breij B. M. C. Post exitum unici revertorin patrem: Sententiae in Roman declamation // Land of Dreams: Greek And Latin Studies in Honour ofA.H.M.
Kessels / Ed. by A. P. M. H. Lardinois, Marc van der Poel, Vincent Hunink. Leiden–Boston:Brill, 2006. P. 311–326.35Lausberg H. Op. cit. P. 389. Впрочем, в вопросе, может ли сентенция быть высказыванием очастном, согласия нет ни древних, ни у современных теоретиков красноречия, см.: Oakley S. P.Style and language // The Cambridge Companion to Tacitus / Ed.
by A. J. Woodman. Cambridge:Cambridge University Press, 2009. P. 202.36Kos M. S. Op. cit. P. 89; Kirchner R. Sentenzen im Werk des Tacitus. Stuttgart: Franz Steiner Verlag,2001. S. 152 et passim.37Sinclair P. The Sententia in Rhetorica ad Herennium: A Study in the Sociology of Rhetoric //American Journal of Philology.
1993. №114 (4). P. 570–571ff.38Lausberg H. Op. cit. P. 388.39См.: Holloway P.A. Paul's Pointed Prose…40См.: Sinclair P. Tacitus the Sententious Historian: A Sociology of Rhetoric in Annales 1-6. UniversityPark, PA: Pennsylvania State University Press, 1995. P. 33–78.41Штаерман Е. М. «Сентенции» Публилия Сира и «Моральные дистихи» Дионисия Катона //ВДИ. 1981. № 4. С.
220–221.42Ramage E. S. The de Urbanitate of Domitius Marsus // Classical Philology. 1959. №54 (4). P. 251.43Idem. Urbanitas: Cicero and Quintilian, a Contrast in Attitudes // American Journal of Philology. 1963.№84 (4). P. 410–411, 414.3413декламационного стиля ораторского искусства44 и в изобилии проникли в прозу ипоэзию. Подобные изречения заучивали наизусть45, а грамоту изучали на ихпримере, преследуя не только образовательные, но и воспитательные цели46.Составление сентенций было одним из основных упражнений в риторских илиграмматических школах (в составе так называемых прогимнасм)47.Впоследствии появлялись христианские сборники сентенций отцов церкви(нередко из сочинений одного автора, например, «Сборник изречений,извлеченныхизсочиненийсв.Августина»,составленныйПросперомАквитанским) или изречений отцов-пустынников48.
В целом «Сентенции» Исидоравыписываются в описанную традицию, но одновременно закладывает основынового жанра, поскольку его сочинение, несмотря на обилие цитат, не являетсяпростым компендиумом, а выстраивает сложную, структурированную картину(социального) бытия, начиная с Бога и заканчивая определенными группамиверующих. С одной стороны, восходя к античной сентенции, этот текст Исидорапредставляют собой набор правил и сведений о правильном поведении вхристианском социуме, но с другой – он рисуют модель этого общества. И поэтомуфункции сентенции как отдельного высказывания, состоящие в категоризации иописания бытия, этической оценке какого-либо явления и определеннойкоммуникативной стратегии, которая предполагает организацию аудитории,выполняет рассматриваемое сочинение в целом.
Более того, можно сказать, что«Сентенции» Исидора – это конвенциональный текст, который, оперируяобщезначимыми концептами, сам фиксирует и предлагает новые параметры«общественного договора».Дератини Н. Ф., Нахов И. М., Полонская К. П., Чернявская М. Н. История римской литературы/ Под общ. ред. Н. Ф. Дератини. М.: Издательство МГУ, 1954. С. 335–336; Walker J.
Rhetoric andPoetics in Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 89.45Clarke M. L. Op. cit. P. 97.46Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. Москва: Учпедгиз, 1940. С. 313.47Webb R. The Progymnasmata as Practice // Education in Greek and Roman antiquity / Ed. by Y. L.Too. Leiden–Boston–Köln: Brill, 2001. P. 296.48Fontaine J. Isidoro de Sevilla. Génesis y originalidad de la cultura hispánica en tiempos de losvisigodos. Madrid, 2002.