Диссертация (Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)". PDF-файл из архива "Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
В этомплане нельзя не принять во внимание концепцию немецкого философаА.Шопенгауэра, который будучи моложе Гегеля (родился в 1788 г.), начиналработать в Белинском университете в 1819 г. и покинул его в 1831 г., то есть вгод смерти Гегеля. Главное понятие Шопенгауэра ― Мировая Воля ― поЧернышевский Н.Г. Собр. соч: В 15 т.
Т. 2. М., 1949. С. 28.Там же. С. 30.68Там же. С. 166.69Там же. С. 183.666725словам известного философа И. Нарского, чьи слова приводит современныйисследователь В.В. Заманская: «Шопенгауэр считал, что Мировой воле присуща«нелепость», она лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом<...> поток событий во времени ― это пестрая смена одних случайныхпроисшествий другими, вечное беспокойство и постоянная неуверенностьпронизывает все сущее.
Неудовлетворенность и тревога никогда не оставляютлюдей»70.Значит, суть его концепции, изложенная в книге «Мир как воля ипредставление», таит в себе его понимание человеческой жизни, какпребывания человека в окружении злого и беспощадного мира, а потому какпостоянного страдания, горести, скорби, т. е. в состоянии пессимизма.Оптимизм А.Шопенгауэр воспринимал как «гнусное воззрение», говорячто и «в Евангелии мир и зло выступают почти как синонимы»71. Поднее Ф.Ницше скажет: «Шопенгауэр был прав: сострадание отражает жизнь, оноделает ее более достойной отрицания; сострадание есть практика нигилизма»72.Настаивая на пессимистической оценке бытия вообще, философ призывалориентироваться в своих размышлениях на анализ и оценку жизни отдельногочеловека, его существования, экзистенции, тем самым став предшественникомэкзистенциализма как нового направления в философии и эстетике, котороеактивно заявит о себе в XX веке.
«Работы Шопенгауэра начинаютэкзистенциальную традицию XX века еще в XIX веке. Это традиция Ницше,Хайдеггера, Шестова, Сартра, Камю»73.Подобные умонастроения нашли продолжение в работах еще одногозападноевропейского философа, теолога середины XIX в. ― С. Кьеркегора,прожившего недолгую жизнь (1813-1855), но оставившего заметный след вфилософии. Русский ученый XX в.
Лев Шестов посвятил анализу егоЗаманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий. М.,2002. С. 65.71Цит по: Гулыга А. И. Шопенгауэр. М., 2003. С. 174.72Цит по: Колобаева Л.А. Философия и литература. М., 2013. С. 79.73Заманская В. В. Указ. соч. С. 65.7026деятельностисолиднуюмонографию«Киркегардиэкзистенциальнаяфилософия», выпущенную в Германии в 1939 году, где, как сказал позднееШестов, «все говорили о датском мыслителе».
Заметное место в работах С.Кьеркегора заняли мысли о трагическом. Они связаны с размышлениями очеловеке и его судьбе, в том числе о ценностях, на которые он ориентируется.По сведению исследователей, Кьеркегор считал, что знание есть бремя,пригибающее человека к земле <...> что состояние свободы от знания естьначало раскрепощения человека74, но это не исключает наличия веры, а вераозначает признание того, что «индивидуальное существование ― это и естьвысшее».
Данные слова Кьеркегора цитируют практически все исследователи.Индивидуальное существование, экзистенция и тем самым внутренняя,духовная жизнь индивида, ее эмоциональные и интеллектуальные аспекты ―это основная ценность, которая должна привлекать внимание философов ихудожников. При этом очень важно, что у Кьеркегора звучит мысль о том, что уиндивида есть и право, и необходимость личного выбора в той или инойситуации, значит, чувство ответственности.Наметившиеся тенденции в толковании человеческой жизни какподверженнойстраданию,страху,мучениямполучилиразвитиевмногочисленных трудах немецкого мыслителя Ф.Ницше, из которых особеннозначимы в данном случае три: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Поту сторону добра и зла» (1872), «Так говорил Заратустра» (1882-1885).
В нихеще более громко звучит мысль о том, что бытие нестабильно, дисгармонично,враждебночеловеку,неупорядочено,нелогичноисвидетельствуетоботсутствии у индивида ценностных представлений и ориентиров. Согласносуждению Л. А. Колобаевой, «Природа человека в понимании Ницше ―эгоистическая, «злая», иррациональная, вожделеющая «власть», но творческая:подавленная вековыми предрассудками христианской морали и условиями74Цит.
По: Заманская В. В. Указ. соч. С. 46.27мещанской современности»75. Отсюда вытекает идея потери Бога и отрицаниехристианской морали. С этим связана и мысль о трагизме, которыйпропитывает все существование людей и питает и философию, и литературу, втом числе русскую. «Нельзя понимать современной литературы вообще ирусской, как наиболее чуткой, без Ницше <...> Ницше создал ту атмосферу, вкоторой живет современная литературная мысль», ― это мнение выдающегосяпоэта XX в. И. Анненского76, которое приводит Л.А.
Колобаева. О Ницшедостаточно много писали в России в начале XX века. «Огромная заслуга вистолковании и критике философии Ницше принадлежит русским мыслителямконца XIX — начала XX века»77. Философия данного ученого сложна имногообразна. В данном контексте его имя возникает связи с разговором оценностях и ориентирах, которыми живет человек, и которые являются для негоопорой.
В осмыслении современных ценностей Ницше отрицает главное, чтобыло ориениром для людей, — идею Бога и вытекающую отсюда мораль. Изэтогоследуетцитируемый:тезис,«всезаимствованныйпозволено».ЭтоуДостоевскогопорождаетуимногократночеловекачувствонезащищенности, отчужденности от мира и добра, чувство ожиданиякатастрофы, в первую очередь, смерти, словом всего того, что Ницше связывалс традициями “дионисийства”, зародившимися в Древней Греции.***Указанные тенденции легко уловить в литературных, философских,культурологических сочинениях самых разных мыслителей конца XIX ―начала XX вв.
На эту тему существует огромная литература. Причиныспособствовавшие укоренению таких настроений, многообразны. В их числеКолобаева Л.А. Указ. соч. С. 79.Там же. С. 19.77Там же. С. 79.757628как объективные обстоятельства, так и субъективное осознание себя иокружающей жизни рядом мыслителей и художников. Об объективныхфакторах писали и продолжают писать историки, социологи, философы. Ктаким факторам несомненно относятся войны разного масштаба, особенновойны мирового характера (Первая мировая 1914-1918 гг., Вторая мировая1939-1945 гг.) и прочие столкновения социального и политического порядка,имевшее место в самых разных странах мира.Субъективные причины рождались в сознании разных мыслителей, в томчисле названных выше и более поздних, т.
е. живших в середине XX века. К ихчислу относится французский философ, публицист, писатель Жан-Поль Сартр(1905-1980). Его идеи рождались в результате знакомства с мыслямипредшественников, однако, корректировались и уточнялись в ходе ВторойМировой войны, которая началась для французов в 1940 году. «Мы ― детивойны 1940 года», ― говорил потом Сартр.С самого начала Сартру была близка мысль о человеке как индивиде и егосвободе.
«Только индивидуальное существует», ― таково исходное убеждениеСартра, которое сформировалось вследствие распространения идеи о «смертиБога » и компрометации всего, что находится «вне человека, вне индивида» 78.Очень часто в его работах звучат слова: одиночество, отчуждение, абсурд,«абсурдность человеческого существования», а также мысль о необходимостисвободы, свободы вообще, «свободы как признака человека» 79.
Несколькопозднее мысль о свободе будет связываться с социальными обстоятельствами,особенно порожденными войной. «Потом дала о себе знать история ― фашизм,война, плен, сопротивление»80. Поведение того или иного индивида сталообъясняться нахождением его в той или иной ситуации и необходимостьювыбора. «Свободный человек в границах его ситуации, человек выбирающий».Эти слова Сартра, приводит Л. Г. Андреев. К ним стоит добавить его жеАндреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век.
М., 1994. С. 17.Там же. С. 160.80Там же. С. 160.787929высказывание: «Никогда мы не были так свободны, как под немецкойоккупацией».Значит, в 40-е годы судьба человека, в том числе его позиция, егопредставленияоценностяхсталивосприниматьсякакзависимыеотобстоятельств, от реальной борьбы за свободу во время войны и в послевоенноевремя (вторая половина 40-х-50-е годы). Известно, что после войны Сартр напрактике реализовал свои идеи, включившись в общественную, политическуюжизнь Франции.