Диссертация (Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)". PDF-файл из архива "Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Гамбургская драматургия. М., 1936. С. 288.Там же. С. 288.49Там же. С. 289.50Там же. С. 138.474820очищение общества от тех пороков, которые губят высоко нравственногочеловека,являющегося,сточкизренияпросветителя,воплощениеместественного чувства добродетели51. «Я уже давно держусь того мнения, ―писал Лессинг, ― что двор вовсе не такое место, где поэт может изучатьприроду человека»52.
Критикуя придворные нравы, автор «Гамбургскойдраматургии» защищал естественность и здоровую человечность.Итак, заслуга Д. Дидро и И.Г. Лессинга состоит прежде всего в защитенового типа трагедии, в которойжизненнойобстановке,изображен рядовой человек в обычнойспособныйобладатьвысокиминравственнымикачествами. «Несчастья тех людей, положение которых очень близко к нашему,весьма естественно, всего сильнее действуют на нашу душу»53, ― писалЛессинг о бытовой трагедии. Все это имеет определенное значение дляпонимания трагического в литературе Просвещения и в последующейлитературе.***Если в эпоху Просвещения, в период XVIII века, приблизительноодинаковую и очень важную роль в решении вопроса о трагедии и трагическомиграли мыслители Франции (Дидро, Вольтер) и Германии (Лессинг), то нарубеже XVIII и XIX вв.
и в первой трети XIX века особое значение приобреланаука о литературе, формирующаяся в Германии и теснейшим образомсвязанная с философией. К числу выдающихся ученых, очень частосовмещавших в себе талант теоретиков и художников, относятся Гете, Шиллер,Шеллинг, Гегель, братья Шлегели.Как известно, И. К.
Ф. Шиллер был автором всемирно известныхсочинений драматического плана ― «Разбойники», «Коварство и любовь»,Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967, С. 365.Лессинг Г.Э. Указ. соч. С.288.53Таж же. С. 56.515221«Дон Карлос». Не менее значимы его философские эстетические труды, вкоторых обсуждается проблема трагического. Решение вопроса о трагическомсвязано для Шиллера с осмыслением понятия «нравственное».Высший смысл человеческой жизни, по Шиллеру, заключается в наличиинравственной свободы, в отказе от нормативного долга перед государством и вдуховном освобождении от царства «слепой необходимости»54.
При этом путь ксвободе, по Шиллеру, лежит не через подавление естественной природычеловека, а путем свободы выбора человеком, что сопряжено со страданиямилюдей.Задача трагического искусства, по Шиллеру, и состоит в том, чтобыпоказать процесс, в котором человек через страдания достигает победынравственного идеала над силами «слепой необходимости»55. «Для того, сталобыть, чтобы усилить действие нравственности, трагический художник долженрастянуть муки нравственности, но и этой последней он обязан отдать должное,чтобы победу первой сделать тем более трудной и достославной»56.
Особоезначение он придавал разуму, а задачу искусства видел в том, чтобы объединить«по разумному плану разрозненные явления природы»57. Что касаетсянепосредственно трагического, то он трактует его как эстетическую категорию,точнее, как разновидность конфликта, который рождается в реальной жизниобщества и может отразиться в искусстве. Трагедию как жанр Шиллер считаетформой, наиболее соответствующей задачам «трагического искусства внаиболее общем смысле»58. Свои мысли и соображения Шиллер превосходнореализует в художественном творчестве, показывая конфликт Карла Моора собществом, его превращение в разбойника, затем отказ от своих действий, атакже конфликт с братом Францем, морально совершенно другим человеком,тоже погибающим добровольно, но по другим мотивам («Разбойники» 1781).Шиллер Ф.
Собр. соч. в 7-ми т. М., 1957. т. 6. С. 61.Там же. С. 255.56Там же. С. 255.57Там же. С. 60.58Там же. С. 47.545522Другая его трагедия «Коварство и любовь» (1784) ― это и есть «мещанскаятрагедия», как ее представлял Д. Дидро. Среди героев ― дочь бедногомузыканта Миллера Луиза. Сама Луиза и ее возлюбленный дворянинФердинанд погибают, верные своей любви и высокой морали.Наиболее систематизированно и последовательно теория трагическогоразработана И.Ф.Гегелем и изложена в его «Лекциях по эстетике»59. Общееопределение трагического у Гегеля несет явный отпечаток его объективноидеалистическойфилософскойсистемысеёабсолютнойидеейкакзаключающей в себе всю сущность мира.
Но при конкретном анализе Гегель,как и во многих других случаях, придерживается исторического подхода иблагодаря этому достигает глубокого понимания трагического. Основнымматериалом для обобщений служит ему древнегреческая трагедия. Опираясь назнание общественно-политического состояния древних государств, Гегельпоказал, почему именно в Древней Греции, а не на Востоке, появилась трагедияи почему именно здесь сложились ее высочайшие образцы: «Для подлиннотрагического действия необходимо, чтобы уже пробудился к жизни принципиндивидуальнойсвободыисамостоятельности»60.Дляопределениятрагического настроения Гегель использует понятие «пафоса».Первоисточник пафоса Гегель видел в «общем состоянии мира», то есть всущественных особенных общественной жизни, которые становятся предметомизображения художника.
Какие именно моменты действительности рождаюттрагический пафос, ученый демонстрирует при анализе художественныхпроизведений. Лучшей трагедией того времени он считал «Антигону» Софокла.Рассматривая ситуацию, представленную Софоклом, Гегель писал: «Основноепротиворечие, которое прекрасным образом разрабатывал после ЭсхилаСофокл, есть противоречие между государством, нравственной жизнью в еёдуховной всеобщности и семьей как природной нравственностью <...>5960Гегель Г.В.Ф.
Эстетика в 4-х т. М., 1971, т. 3. С. 579.Там же. С. 578.23Антигона живет в государстве, где правит Креон; она сама дочь царя и невестаГемона, так что она должна бы подчиняться приказам властителя. Креон самотец и супруг, должен был бы уважать святость крови и не приказывать того,что противоречит такому почитанию, Таким образом, оба заключают в самихсебе все то, против чего восстают»61. И далее «Изначальный трагизм, состоитименно в том, что в такой коллизии обе стороны противоположности, взятые вотдельности, оправданы, однако достигнуть истинного положительного смысласвоих целей и характеров они могут, лишь отрицая другую, столь жеправомерную силу и нарушая её целостность»62.Разные вариации подобной коллизии легко обнаружить и в другихтрагедиях Софокла и Эврипида, но естественно с другими героями.Указанные мысли немецких эстетиков разными путями попадали вРоссию в 20-30-е.
годы XIX в., находили отлик в работах русских ученых икритиков, в том числе В.Г.Белинского, изложившего свои мысли в статье«Разделение поэзии на роды и виды». Сущность трагической поэзии, по егословам,«заключаетсяв коллизии,тоесть,в столкновении,сшибкеестественного влечения сердца с нравственным долгом или с непреодолимымпрепятствием»63. В своих обобщениях Белинский опирался на знание трагедииэпохи Возрождения и Просвещения, подчеркивая, что в них отражается«несообразность действительности с идеалом жизни»64.Заслуживают внимания суждения Н.Г. Чернышевского, по мнениюкоторого, «трагическое есть страдание или погибель человека, которыевозникают из-за борьбы человека с чуждыми ему обстоятельствами жизни»65.Причинойтрагического,поЧернышевскому,являетсястечениеобстоятельств.
«Трагична или не трагична судьба великого человека, зависит отГегель Г.В.Ф. Указ. соч. С. 596.Там же. С. 575-576.63Белинский В.Г. Собр. соч. М., 1953, Т. 5, С. 53.64Там же. С. 293.65Чернышевский Н.Г. Собр. соч: В 15 т. Т. 2. М., 1949. С. 28-30.616224обстоятельств»66. «Трагическое, ― пишет Чернышевский, ― есть страданиеили погибель человека»67. Как уже сказано, источник трагического он видел вборьбе человека с чуждыми ему обстоятельствами жизни. «Этот закон тяжелойборьбы человека с внешним законом необходимости, господствующим вприроде и в деятельности других людей, есть трагическое»68.
Но он не считал,что эта борьба обязательно ведет к трагическому исходу. Такой исход можетбыть необходимым, но может быть и случайным и чаще всего бываетслучайным, особенно в реальной действительности: «... в страдании и погибеливеликих людей нет ничего необходимого»69. Важный вывод для Чернышевскогозаключается в том, что трагическое не есть «закон вселенной». А причины ипредпосылки трагического надо искать в самойжизни и реалистическойлитературе.Подобные мысли Чернышевского, рассыпанные в разных его работах,объективно перекликаются с некоторыми суждениями ученых-материалистовXIX в. ― К.Маркса и Ф.Энгельса, которые оценивали литературу, в том числеизвестные им трагедии их современника Лассаля («Франц Фон Зиккинген»),исходя из конкретно-исторических обстоятельств того времени, котороеизображено в произведении.Однако материалистические тенденции в подходе к жизни и к искусствуне нашли реального продолжения в западно-европейской науке XIX в., гдепреобладалидеалистическийподход,которыйприобреталновыеразновидности, что сказалось и на понимании сущности трагического.