Диссертация (Т.Л. Щепкина-Куперник – переводчик французской драматургии (театр Ростана)), страница 14

PDF-файл Диссертация (Т.Л. Щепкина-Куперник – переводчик французской драматургии (театр Ростана)), страница 14 Филология (32154): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Т.Л. Щепкина-Куперник – переводчик французской драматургии (театр Ростана)) - PDF, страница 14 (32154) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Т.Л. Щепкина-Куперник – переводчик французской драматургии (театр Ростана)". PDF-файл из архива "Т.Л. Щепкина-Куперник – переводчик французской драматургии (театр Ростана)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Стоит оговориться, что наформирование немецкого неоромантизма, в свою очередь, оказала влияниефилософия Ницше и его понятие о «сверхчеловеке», а также философскиеидеи Г. фон Гофмансталя140 и творчество Р. Вагнера141.Отрицая натуралистическое бытописательство, немецкие авторы неотрицали натурализма как такового. Вероятно, они мечтали о его«видоизменении»подвлияниемфранцузскихимпрессионистовисимволистов, так как видели в природе этих явлений нечто сходное:«Каждый натуралист в глубине своей является романтиком, даже если непринимает определения романтизм…»142, – утверждал венский писательФ. Фелс.Но уже к середине 90-х гг.

немецкие литературные критики, так и неопределившись с единым пониманием неоромантизма, остановились на том,чтобы использовать его лишь при анализе театральных пьес (например, дляхарактеристики «Потонувшего колокола» Г. Гауптмана).139Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ в.: Учебное пособие: В 2 томах / Под ред. В.М Толмачева.М.: Академия, 2008. Т. 1. С. 63.140Принципиальное значение имела, в частности, работа Г.

фон Гофмансталя «Поэт и наше время» (1907).Подробнее см.: Луков Вл.А. Французский неоромантизм: Монография. М., 2009. 102 с.141Подробнее см.: Луков Вл.А. Неоромантизм // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 309-310.142Цит. по: Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ в.: Учебное пособие: В 2 томах / Под ред.В.М Толмачева. Т. 1. С. 64.64В Англии «неоромантизм» понимался иначе – как «модификациятрадиции английского “авантюрного романа”»143 в творчестве У. Коллинза,А. Конан-Дойла и др. Сам термин «неоромантизм» (new romanticism)употреблялся достаточно редко, чаще заменяясь понятием «романтическоевозрождение» (romantic revival). Неоромантизм стал атрибутом и дажеаналогом «массовости» с присущими ему в английской литературеэкзотизмом и приключенческим сюжетом.ПервоеупоминаниеонеоромантизмевРоссииприписываютД.С.

Мережковскому (статьи «Неоромантизм в драме», «Новейшая лирика»,1894) в связи с разговором о мистериях Метерлинка и фольклорных пьесахГауптмана. Новых романтиков Мережковский называет «нарушителямиклассических преданий»144 и «новыми идеалистами»145, выказывающимитаким образом свой протест против позитивизма и натурализма. Однако всвоем основополагающем труде «О причинах упадка и о новых теченияхсовременной русской литературы» он избегал употребления этого термина.А. Белый в статьях из сборника «Арабески» (1911), наоборот, непризнает особой роли неоромантизма, считая его лишь закономернымследствием развития символизма. Позже этого вопроса коснется А.

Блок встатье «Крушение гуманизма» (1919) и в речи «О романтизме» того же года,в которых символизм (неоромантизм) рассматривается как более конкретныйвариант широкого типологического понятия «романтизм». Взаимное влияниедруг на друга в это время оказывали концепции поэта-младосимволиста иВ. Жирмунского (наиболее полно его концепция представлена в работе«Немецкий романтизм и современная мистика», 1914). Сложившиесялитературныешколы«романтизма»и«символизма»Жирмунскийрассматривает как частное проявление романтического мироощущения,имеющеговсвоейосновемистическоечувствосуществованиянепреодолимой пропасти между Богом и человеком.143Там же. С. 65.Цит.

по: Там же. С. 65.145Там же.14465Важнойвехойвлитературоведческомосмысленииприродынеоромантизма стал двухтомный труд под названием «Русская литератураХХ века: 1890-1910», вышедший в 1914 г. под редакцией историкалитературы С.А. Венгерова (1855-1920). Стоит обратить особое внимание нато, что вышеперечисленные авторы являлись современниками Ростана иЩепкиной-Куперник, поэтому их видение данного явления представляетсяособенно важным.Значение этого труда для своего времени невозможно переоценить,поскольку данное издание явилось первым систематизированным сводомосновных направлений и течений русской литературы конца XIX – началаXX в. В данной работе впервые было заявлено о необходимостииспользованиятермина«неоромантизм»дляописанияпроцессов,всколыхнувших русскую литературу на рубеже веков.Назвав время расцвета неоромантизма эпохой «переоценки всехценностей»146, Венгеров выделяет этапы неоромантического движения.

Еслипроследить эти этапы и связать их с соответствующими именами, то можносделать вывод о том, что редактор включает в неоромантизм и символизм, исинтетический модернизм, и богоискательство, тем самым растворяя этипонятия в более широком определении как не соответствующие всемумногообразию современных художественных явлений. Объясняя выбор впользу неоромантизма как выражающего характер эпохи понятия, Венгеровпишет, что «если мы его применим к характеристике русского литературногодвижения 1890-1910 годов, то получим термин, вполне подходящий под туобщность психологии, которая всегда наблюдается у людей одной эпохи,какими бы различными они нам ни казались по целому ряду другихособенностей своего миропонимания»147, поскольку эти люди имеют общее146Русская литература XX века.

1890-1910 / Под ред. С.А. Венгерова; Послесл., подгот. текстаА.Н. Николюкина. М.: Республика, 2004. (Общее обозначение для рассматриваемого С.А. Венгеровым вТоме 1 периода 1890-х гг.). С. 7.147Венгеров С.А. Этапы неоромантического движения: Статья первая // Русская литература XX века. 18901910 / Под ред. С.А. Венгерова; Послесл., подгот. текста А.Н. Николюкина.

С. 17.66устремление «прочь от постылой плоскости серого прозябания»148. Главнымипризнаками этой, так называемой, «общности психологии» являются«влечение к чрезвычайности», «богоискательство» и «чувственность»149.Различныеписателинарубеже1890-1910 гг.стремилиськэтойчрезвычайности по-своему: «<…> одни в форме стремления к утонченному иизысканному, другие в форме влечения к яркому и колоритному, но все вформе отвлечения от ежедневного и обыденного. Бальмонт уносился в“бесконечности”, Брюсов в экзотику, Гиппиус жаждала того, чего не бываетна свете, Блок отдался уже форменно романтическому культу “ПрекраснойДамы”, Сологуб жил в им самим созданном призрачном мире и создалцелую, чрезвычайно характерную теорию “творимой легенды”»150.По мнению Венгерова, используя для характеристики культуры рубежавеков термин «символизм», мы оставляем за ее пределами произведениятакихавторов,какЛ.

АндреевиМ. Горький.Длялитературоведа«символизм» не определяет творческую манеру и содержание произведения,но является вообще сущностью искусства. Удачнее оказывается термин«модернизм», поскольку он представляет собою более общее понятие,проливающее свет на особенности стиля и дающее даже некотороеобъяснениесюжетовдвухназванныхписателей.Затотермин«неоромантизм», хотя и не определяет особенностей поэтики, но болееадекватно выражает заявленную в искусстве порубежной эпохи идею синтезаи умонастроения.Однако венгеровское понимание русской культуры конца XIX – началаXX в. исключительно как «неоромантической» встретило и критическиеотклики.

По мнению оппонентов, опасность в заявленном исследователемрасширенном контексте заключалась в том, что объединение таких полярныхимен, как Горький, Андреев и даже Арцыбашев, совершенно размывало148Там же.Не прибегая к термину «неоромантизм» В.Я. Брюсов называет схожие с концепцией Венгерова черты«неоромантического» искусства, говоря о символизме: мистическое созерцание и повышеннуючувственность.150Там же.

С. 18.14967границы обозначенной сферы. Не соглашались многие и с попыткой вывестиопределение «неоромантизма» из общих свойств человеческой психики.Литературовед П.Н. Сакулин писал по этому поводу: «<…> те же самыесвойства души, на которых зиждется романтика, служат почвой и для другихиррациональных проявлений жизни и творчества: аскетизма, масонства,мистики, философского идеализма»151. Другие же ученые были уверены втом, что при осмыслении современного литературного процесса вполнедостаточно термина «символизм», ибо в нем уже содержится указание наглавную особенность стиля художественных произведений.Однако осознание русского символизма именно как продолжателя деларомантизмаоказалосьблизкимнетолькоС.А.

Венгерову,ноиисследователям, не разделявшим эстетических принципов символизма.Относящий себя к реалистическому лагерю Иванов-Разумник (Р.В. Иванов)писал: «<…> в преддверии XX века на русской почве действительнопоявляется тот истинный романтизм, к которому тщетно стремились впервой половине XIX в. представители русской интеллигенции, в то времяеще типичные реалисты по типу сознания»152.Спустя десятилетие после выхода труда С. Венгерова В. ЧешихинВетринский в «Литературной энциклопедии», выпущенной в 1925 г.издательством Л.Д. Френкеля, характеризует это понятие следующимобразом: «Неоромантизм в общем смысле слова может быть определен каквозрождение в конце XIX и начале XX века литературных настроений первойчетверти и половины XIX века в Европе»153.

Он возникает как «реакцияреализму и выродившемуся из него плоскому натурализму, связывающемутворчество со всем данным в действительности, случайным, мелочным ивнешним»154. Представители неоромантического «движения», по его словам,«хотят дать простор мистическим и запредельным стремлениям души,151Цит. по: Кармалова Е.Ю. Неоромантизм в культуре серебряного века.

С. 5.Там же. С. 6.153Чешихин-Ветринский В. Неоромантизм // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов:В 2 томах. М.-Л.: Изд-во Л.Д. Френкеля, 1925. Т. 1. С. 514-515. / Электронный ресурс. Режим доступа:http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-5141.htm (Дата обращения: 02.09.2014).154Там же.15268тяготению ее и к неясному музыкальному началу, и к тайным силам, еевзрывающимипотрясающим(дионисианство),икбезграничномуреволюционному индивидуализму»155. И относит автор к представителямнеоромантизма (который видит не только в литературе) следующие имена: вмузыке – Вагнера, в философии – Ницше, в драме – Ибсена, Метерлинка,Д’Аннунцио, в поэзии – Бодлера, Верлена, Метерлинка, в прозе – Эдгара По,Кнута Гамсуна, Пшибышевского и др.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее