Диссертация (Системно-синтаксическое описание отадъективных модусных транспозитивов на -о), страница 33

PDF-файл Диссертация (Системно-синтаксическое описание отадъективных модусных транспозитивов на -о), страница 33 Филология (32004): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Системно-синтаксическое описание отадъективных модусных транспозитивов на -о) - PDF, страница 33 (32004) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Системно-синтаксическое описание отадъективных модусных транспозитивов на -о". PDF-файл из архива "Системно-синтаксическое описание отадъективных модусных транспозитивов на -о", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 33 страницы из PDF

Поэтому в данном разделе мы проанализируем примерыупотребления в лирике более широкого круга модусных транспозитивов на –о.Анализ данных поэтического корпуса НКРЯ [88] показал, что модусныетранспозитивы на –о употреблялись в поэтических текстах философскойнаправленности уже в начале XVIII века (см. график в Приложении). Например,у А.Д.

Кантемира (1), М.В. Ломоносова (2), В.К. Тредиаковского (3):(1) Богатому спесцою можно быть бесспорно,А бедному нужно жить низко и проворно.33Так при поиске в поэтическом корпусе НКРЯ [88] (объем корпуса – 78868 текстов) было обнаружено всего 39контекстов употребления модусного транспозитива безусловно, 62 контекста употребления бесспорно, 81контекст употребления несомненно. Большинство контекстов датированы XX веком и взяты из стихотворныхтекстов философской направленности.190(А. Д. Кантемир. Из Буало.

Сатира первая (1727-1729))(2) Надежду крепку несомненноВ тебе едином положуИ, прославляя беспременно,В псалмах и песнях возглашу.(М. В. Ломоносов. Преложение псалма 70 (1743-1751))(3) Однак, бесспорно, он зависит впрямь от тела,Не мыслит ни о чем движений в том без делаИ отлучиться сам не может от того,Пока не разлучит телесна смерть его. (В. К. Тредиаковский. Феоптия.Эпистола III (1750-1754))Все три примера являются отрывками из стихотворных рассуждений наопределенную тему, модусные транспозитивы на –о здесь выражают точкузрения лирического героя, служат для убеждения адресата (читателя).На протяжении XVIII-XIX веков модусные транспозитивы на –оиспользуются в поэтических текстах разных авторов, однако нельзя сказать, чтовтворчествекакого-топоэтаколичествоупотреблениймодусныхтранспозитивов на –о высоко: скорее, мы видим единичные случаииспользования данных единиц языка в философской лирике (реже – встихотворениях другой тематики).

Так, у А.С. Пушкина в корпусе объемом108 769 слов всего 70 употреблений модусных транспозитивов на –о; уМ.Ю. Лермонтова в корпусе объемом 47 643 слова 51 употребление модусныхтранспозитивов на –о;у Ф.И. Тютчева в корпусе объемом 34010 слов 14употреблений модусных транспозитивов на –о и т.д. [88].

В творчествеперечисленных поэтов среди модусных транспозитивов на –о наиболееупотребительными будут конечно, видно и возможно в парентетическойпозиции, а также верно в припредикатной и парентетической позициях.191Примерно с конца 50-х годов XX века количество включений влирический текст интересующих нас единиц языка начинает возрастать идостигает своего максимума в XXI веке (см. график в Приложении), при этоммодусные транспозитивы на –о функционируют в разных позициях, чаще всегов парентетической. Очевидно, с середины прошлого столетия меняетсяхарактер лирического текста: из исповеди он превращается в проповедь. Всечаще стихотворное произведение являет нам не интимные переживаниялирического героя, а мысли последнего на злобу дня.

Лирический геройстановится политически ангажированным оратором, склонным к рефлексии ифилософствованию.Анализ данных поэтического корпуса НКРЯ позволил нам составить«список» поэтов, в творчестве которых количество употреблений модусныхтранспозитивов на –о в несколько раз превышает «норму». В этом «списке»первое место делят два автора – И. Бродский и Б.А. Слуцкий. Интересно, чтоэти имена соединяются не только в статистической таблице НКРЯ, но и вистории литературы.И. Бродский считал Б.

Слуцкого одним из своих учителей: «Вообще, ядумаю, что я начал писать стихи, потому что прочитал стихи советского поэта,довольно замечательного, Бориса Слуцкого». Выступая в 1975 году насимпозиуме «Литература и война» Бродский сказал: «Именно Слуцкий едва лине в одиночку изменил звучание послевоенной русской поэзии. Его стих былсгустком бюрократизмов, военного жаргона, просторечия и лозунгов. Он сравной легкостью использовал ассонансные, дактилические и визуальныерифмы, расшатанный ритм и народные каденции. Ощущение трагедии в егостихотворениях часто перемещалось, помимо его воли, с конкретного иисторического на экзистенциальное — конечный источник всех трагедий.

Этотпоэт действительно говорит языком ХХ века».Приведем количественные данные – число употреблений модусныхтранспозитивов в произведениях И. Бродского и Б.А. Слуцкого в сравнении с192числомподобныхМ.Ю. Лермонтова.употребленийвтворчествеА.С.ПушкинаиПри определении частотности употребления модусныхтранспозитивов на –о нами были использованы следующие источники: длятворчества А.С. Пушкина – соответствующий подкорпус поэтического корпусаНКРЯ(подкорпусвключаеттекстыизПолного собранияА.С.

Пушкина в 16 тт., М.: Изд-во АН СССР,сочинений1948-1949); для творчестваМ.Ю. Лермонтова – соответствующий подкорпус поэтического корпуса НКРЯ(подкорпусвключаеттекстыизПолногоМ.Ю. Лермонтова в 5 тт., М, Л: Academia,собраниясочинений1935-1937); для творчестваБ.А. Слуцкого – соответствующий подкорпус поэтического корпуса НКРЯ(подкорпус включает тексты из Собрания сочинений Б.А. Слуцкого в 3 тт., М:Художественная литература, 1991); для творчества И. Бродского – электронноесобрание сочинений И.

Бродского Библиотеки М. Мошкова, содержащееосновной корпус стихотворений поэта (сюда не вошли стихотворные переводыБродского из разных авторов на русский язык;стихотворения, изначальнонаписанные Бродским на английском языке, и их переводы на русский язык, атакже неоконченные стихи, наброски, варианты и другие малоизвестныепроизведения).Приопределениичастотностиупотреблениямодусныхтранспозитивов на –о рассматривались только лирические тексты: поэмы,баллады и прочие произведения, относящиеся к лиро-эпическим жанрам, неучитывались.Таблица 9Модусныйтранспозитивна –о1.

БезусловноТворчествоА.С.Пушкина(объемкорпуса108 769слов)ТворчествоМ.Ю.Лермонтова(объем корпуса47 643 слова)00Творчество Б.А. СлуцкогоТворчествоИ. Бродского(объем корпуса 123 515слов)(объем корпуса146 737слов)161932. Бесспорно000173. Верно12132294. Вероятно200215. Вестимо(устар.)00026. Видимо0016357. Видно8413208. Возможно1056339. Всеконечно(устар.)000010. Действительно00151111.Естественно0011412. Знамо (устар.)000013. Известно1561714.

Истинно300215. Конечно2814695216. Наверно /наверное21612817. Натурально000018. Несомненно005319. Неспорно(устар.) /неоспоримо000020. Определенно000021. Очевидно000122. Подлинно200223. Понятно028124.Предположительн0000194о25. Решительно002026. Случайно076427. Слышно00012024770512552860,06 %0,1%0,2%0,2%28. ТочноИтого:Частотностьмодусныхтранспозитивовна –о:Из приведенной выше таблицы видно, что в творчестве Б. Слуцкого иИ.

Бродского количество употреблений модусных транспозитивов на –о в двараза выше, чем в творчестве других поэтов.При позиционно-семантическом анализе модусных транспозитивовособый интерес представляют тексты, в которых наблюдается формальныйповтор слова: в таких текстах можно увидеть и стыковку разных семантическихвариантов, и употребление одного семантического варианта, но с разнойсубъектной перспективой, и полный повтор транспозитива (и семантически, ипрагматически, и позиционно-синтаксически).Разберем интересный пример из творчества Б. Пастернака, датированныйначалом ХХ века, в котором в рамках одного высказывания соседствуют дваразных бесспорно:У старших на это свои есть резоны.Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,Что в грозу лиловы глаза и газоныИ пахнет сырой резедой горизонт.(Б.

Пастернак. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», 1917 г.)195Стихотворение построено на противопоставлении Я и Они, антагонизмелирическогогерояиобщества.Этопротивостояниеподчеркиваетсяморфологически: все, что связно с Я, имеет форму единственного числа; все,что связано с Они, – множественного.

Дважды повторенное в одной строчкебесспорноусиливаетантагонизм.Переднаминеоднородныечленыпредложения, не два припредикатных употребления модусного транспозитивана –о, а два разных по семантике слова. Первое(вводное) бесспорнопринадлежит лирическому герою; второе (наречное) – «другим»: в узкомсмысле - тем, кто едет в поезде вместе с героем, в широком - всему обществу вцелом. Для говорящего является бесспорным тот факт, что окружающие людисчитают его доводы смешными. Второе бесспорно, стоящее в припредикатнойпозиции, звучит как чужое слово: герой словно повторяет фразу, брошеннуюнекогда в его адрес. При помощи двух бесспорно автор чертит непреодолимуюграницу между лицемерными людьми «в брелоках», жалящими, «как змеи вовсе», и лирическим героем, показывает инаковость последнего.

Стихотворениестановится полифоничным, разноплановым, неоднозначным, как и многиедругие тексты Б. Пастернака.Данное произведение как нельзя лучшепоказывает, что семантика модусных транспозитивов на –о прочитывается нечерез «ближний контекст», а через текст в целом. Б. Пастернак это чувствует,именно поэтому автор «сталкивает» два бесспорно в одном предложении.Обратимся к произведениям Б. А. Слуцкого.

Наиболее частотныммодусным транспозитивом у этого поэта является слово конечно: данное слововстречается в тексах Слуцкого 69 раз. Второе место по частотностиупотребления занимает модусный транспозитив наверно(е): названное словоиспользуется в 61 стихотворении автора.Интересны тексты, в которых один и тот же модусный транспозитивповторяется: в этом случае встает вопрос, одному ли субъекту принадлежат этислова.196Так, в стихотворении «Медлительность философов» конечно повторяетсятрижды:Писатели успели умотать.Философы ― тюлени и растяпы.Бергсон и Фрейд, как кознодей и тать,держать ответ пред новыми властямидолжны. Немилостива эта власть.Она, конечно, их помучит всласть.Они, конечно, не уйдут живыми.…………………………………………..и вам уж с бренных не сорвать телес,не смазать с ветхих пиджаков, конечно,те звезды, что хватали вы с небес.Пришитые - они шестиконечны.(Б.

Слуцкий. «Медлительность философов», 1970-1975 гг.)«Медлительность философов» посвящено судьбе философов-евреев.Лирический герой (а вместе с ним и автор) рассуждает о судьбе двухфилософов, об отношении к ним власти. Интерпретация транспозитива конечнодопускает два варианта. (1) Все три конечно здесь принадлежат лирическомугероюи выражают его точку зрения: «Власть немилостива».С позициивремени он говорит о том, с судьба философов-евреев иной быть не могла. Отэтих конечно веет безысходностью и глубочайшим пессимизмом, геройпонимает, что не в силах ничего изменить: по-другому быть не могло. (2)Первые два конечно принадлежат пессимистам-философам, которые как бывоспроизводят точку зрения «немилостивой власти». Третье - автору, которыйпытается ответить на вопрос, почему не уехали вовремя философы (И еслипессимисты вы, Бергсони Фрейд, вы - гении эпохи.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее