Диссертация (Прижизненное полное собрание сочинений как структурно-семантическое единство в творчестве русских писателей (Д.С. Мережковский)), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Прижизненное полное собрание сочинений как структурно-семантическое единство в творчестве русских писателей (Д.С. Мережковский)". PDF-файл из архива "Прижизненное полное собрание сочинений как структурно-семантическое единство в творчестве русских писателей (Д.С. Мережковский)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
трудов. Л., 1987. С. 67).180Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.,2009. С. 260.17817947произведения (преимущественно переводные), биографии замечательныхлюдей, известия из области наук, искусств, литературы, библиографическиематериалы и моды (картинки с пояснительным текстом)» 181. Однако именноблагодаря Марксу выпуск олеографий, а позднее – книг (в том числе полныхсобраний сочинений) в форме бесплатных приложений (их еще называли«премиями») к журналу стал характерным явлением второй половины XIX –начала XX века, хотя попытки совместить книгоиздательскую деятельность сжурнальнойизэкономическихсоображенийпредпринималисьтакжеГ.Е.
Благосветловым, М.Н. Катковым, Н.А. Некрасовым, М.М. Стасюлевичем идр. Успех распространения книг в форме приложений к журналам довольноподробно объясняет Рейтблат: «Уже приобщившись к чтению беллетристики инаучно-популярных книг, “полуобразованный читатель” не склонен был тем неменее покупать регулярно соответствующие издания, так как, во-первых, онистоили довольно дорого, а во-вторых, он не ориентировался в них и не знал,какая книга для него представляет интерес, а какая нет (отметим в этой связиобычное использование в названиях книг для низового читателя зазывательныхназваний). Цена же книги была тесно связана с тиражом.
Поэтому толькогарантированный сбыт позволял значительно увеличить тираж книги и темсамым существенно снизить цену. В 1880-х гг., после ряда попыток,постепенно возник новый канал распространения книг– бесплатноеприложение к журналам и газетам, рассчитанным на “промежуточные” слоичитателей.Первымиввелиежемесячныеприложениявформекнигеженедельники “Мирской толк” (с 1880 г.), “Луч” (с 1881 г.), “Живописноеобозрение” (с 1882 г.) и газеты “Свет” (с 1882 г.), “Гражданин” (с 1883 г.).“Родина” создала подобное приложение в 1887-м, “Нива” – в 1891-м, “Север” –в 1892-м.
По сути дела, стоимость книги входила в подписную плату, нопсихологически для подписчика книга выступала как бесплатная, какприложение к оплаченному периодическому изданию. Тем самым подписчик181Динерштейн Е.А. Российское книгоиздание (конец XVIII – XX в.). М., 2004. С. 146 – 147.48дешево получал книгу, соответствующую своим запросам. Журнал же, резкоподняв свой тираж (из-за возросшей подписки) и не расходуя деньги нарекламу, оплату склада и торговых площадей, мог снизить себестоимость и витоге продажную цену книги. В результате подписчик журнала “Родина”получал, например, за 4 р., помимо самого журнала и других многочисленныхприложений, 12 книг (гарантированного для себя содержания), аналогичныекоторым в розничной продаже стоили не менее 50 к.
каждая. Учитывая, чтотираж беллетристической книги составлял тогда обычно 1200 или 2400 экз., атираж “Родины” (и, следовательно, выходящих в приложении к ней книг)доходил до 120 тыс., можно представить, насколько более широкой былачитательская аудитория “бесплатных приложений” по сравнению с обычнымиизданиями» 182.К выпуску полных собраний сочинений писателей в качестве бесплатныхприложений к журналу «Нива» Маркс пришел не сразу. В 1888 году он получилправо увеличить подписную цену журнала и выпустить приложением к немусборник повестей и рассказов (причем сборник он издал в том же году, аподписную плату повысил лишь на следующий). В это же время аналогичныесборники в виде приложений стали выпускать конкуренты Маркса.
Нужнобыло искать новый коммерческий ход. Тогда и появилась идея приложенийбесплатных полных собраний сочинений крупнейших русских писателей,которые могли стимулировать подписку на журнал. Обычно Маркс выпускалсобрания сочинений двумя изданиями: одно тиражом не более 20 000экземпляров по нормальной цене, а второе – в виде бесплатного приложения кжурналу. Тираж определялся подписчиками, поэтому издателю приходилосьучитывать их вкус. В год в виде приложений выпускалось не более двухсобраний сочинений. Согласно оценке исследователя: «Время обесцениломногие из выпущенных Марксом и его наследниками сочинений; вышедшие внаши дни издания значительно полнее, несопоставимо выше уровень ихРейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы.
М.,2009. С. 110 – 111.18249текстологической подготовки. Однако некоторые из “нивских” изданийникогда не потеряют своего значения, поскольку подготовлены самимиавторами и выражают их последнюю волю (Чехов, Короленко), другие и по сейдень служат основой для советских изданий (Бунин и Фет).
Нельзя забывать,что некоторая часть включенных в издания Маркса произведений не вошла всовременные собрания сочинений (Лесков, Полонский). Немалое числовыпущенных фирмой собраний сочинений писателей так называемого второгоряда вообще не издавалось за годы Советской власти» 183.По пути Маркса пошел И.Д. Сытин, издававший приложения к журналу«Вокруг света» (скромная подписная цена которого не позволяла выпускатьдостаточно полных собраний сочинений) и газете «Русское слово», а во времяПервоймировойвойныкупившийутоварищества«А.Ф.
Маркс»популярнейшую тогда «Ниву», годовые подписчики которой получали в видепремии полные собрания сочинений известных русских писателей. В концеконцов, из дореволюционных издателей популярность Сытина осталасьнепревзойденной. С его именем была связана каждая четвертая выпущеннаякнига, не говоря уже о журналах и газетах. «Без преувеличения можно сказать,– полагает Динерштейн, – что его знала вся грамотная и неграмотная Россия.Даже в крестьянской избе, никогда не видевшей книгу, висел яркий,праздничный календарь или лубочная картинка, изданные его фирмой иотпечатанные в его типографиях» 184.Что касается ППСС 185 русских писателей, то в отличие от посмертныхони появились значительно позже (произведенный нами анализ источниковпоказывает, что первым в этом ряду было «Полное собрание сочинений»Динерштейн Е.А.
«Фабрикант» читателей: А.Ф. Маркс. М., 1986. С. 241.Динерштейн Е.А. И.Д. Сытин. М., 1983. С. 3.185Исследованию прижизненных изданий, в частности, посвящена заметка, в которой речь не идет о полныхсобраниях сочинений: Гуральник Е.Н. Методика изучения прижизненных изданий как печатных источниковлитературы // Книговедение: Новые имена. М., 1998. Вып.
3. С. 72 – 74.18318450Ф.В. Булгарина в 7 томах, выходившее с 1839 по 1844 год) 186. КаксвидетельствуетТ.Д. Кузовкина,Булгаринпостояннопереиздавалсвоипроизведения и выборочно включил в «Полное собрание сочинений» то, чтобыло напечатано в первых четырех собраниях, прибавив пять вышедших доэтого романов 187. Отнесение ППСС к доакадемическим неслучайно. Хотя они ибудут изредка выпускаться в советское и постсоветское время (когда на первыйплан выступят посмертные академические и научные полные собраниясочинений), но по своему типу такие издания не отличаются от аналогичныхдоакадемических (по преимуществу – массовых).Появление ППСС, как нам представляется, стало прямым следствиемразвития коммерческих отношений между издателями и авторами.
Только приСмирдине, который ввел в расчет стоимости выплату авторского гонорара каксистему, сформировалось понятие «цены книги». Союз коммерции сословесностью строился отныне только на товарных отношениях. «Его характер,– по словам Динерштейна, – определялся спросом и конъюнктурой рынка. Итолько. Диктовать ему свои условия не могла ни одна из сторон» 188.Надо сказать, что в России взаимовлияние «словесности и коммерции» неизученодолжнымобразом.«Какпроисходитивчемпроявляетсявзаимодействие этих практик, – спрашивает современный исследователь вданной области, – на какие эмпирические исследования или теоретическиеработы можно опереться в его изучении? К сожалению, и отечественнаяфилология оказалась не чужда представлений о враждебности “коммерции исловесности” и потому почти не предпринимала попыток исследоватьпозитивное воздействие экономики на литературу.
Мы знаем работы,созданные в рамках формальной школы в конце ее существования,представляющие собой подборку эмпирического материала, но не содержащиеЧто касается зарубежных авторов, то, насколько известно, Пьер де Ронсар (1524 – 1585) был первым поэтом,который при жизни издал свое полное собрание сочинений, сгруппировав их по жанрам (см.: Шеффер Ж.-М.Что такое литературный жанр? М., 2010. С.
172).187См.: Кузовкина Т. Феномен Булгарина: проблема литературной тактики. [Дисс. … д-ра философии порусской литературе] Тарту, 2007 (Dissertationes Philologiae Slavicae Universitatis Tartuensis: 20). С. 62.188Динерштейн Е.А. Российское книгоиздание (конец XVIII – XX в.). М., 2004. С. 208.18651метода работы с ним. Неудачей закончились поиски таких методов,предпринятые школой, получившей прозвище “вульгарно-социологической”, взначительной степени из-за слабости ее теоретических предпосылок. И всовременной актуальной критике мы видим высказывания о неприятии того,что почему-то называется “неомарксизмом”, нежелание связывать себя с“скомпрометированной” традицией, исследовать зависимость искусства от“низкой” реальности человеческой жизни» 189.
Действительно, долгие годыпроблематикувзаимодействиялитературыиэкономикиизучалипреимущественно за рубежом. Не удивительно, что в конце 1990-х годов вангло-американской науке возникло направление «новой экономическойкритики».«Такиекритики,пишет–М.С. Макеев,–демонстрируютвоздействие, которое оказывает, например, изменение рыночной цены печатнойпродукции и величины авторского гонорара на поэтику литературныхпроизведений (от объема и жанра до языка и стиля); показывают влияниеэкономических условий существования писателя на его искусство; делаютуспешныепопыткиувидетьвтропах,риторическихфигураханалогэкономических инструментов, а в художественных структурах – аналогэкономических систем обмена и рынка.
Сделан ряд работ, в которыхисследуется воздействие института авторского права на формированиефилософской эстетики, влияние становления системы персонального кредитана художественное воображение, воздействие экономического понятия цены напонятие эстетических ценностей» 190. Очевидно, что в разговоре о появлении ифункционировании ППСС русских писателей проблему взаимодействиялитературы и экономики невозможно обойти вниманием. Но посколькурусскимлитературоведениемдосихпорневыработаннадежныйМакеев М.С. Николай Некрасов: Поэт и Предприниматель (очерки о взаимодействии литературы иэкономики). М., 2009. С. 6.190Там же. С.
7 – 8. См. работы последнего времени, посвященные той же проблематике: Вдовин А.Издательская экономика Ивана Гончарова (писатель и Морское министерство) // Новое лит. обозрение. М.,2013. № 124; Федотов А.С. А.Н. Островский и петербургский книгоиздатель Д.Е. Кожанчиков: история изданиявторого прижизненного собрания сочинений драматурга // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология.